Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветственное слово учителя: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция.. |
Актуализация знаний учащихся 2 мин. | Презентация «Какими были наши предки». - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? - Какие цели мы определим сегодня на уроке? - Откройте учебники, рассмотрите материал учебника, сформулируйте цели урока. | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели. | Личностные: умение слушать учителя. Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. |
Усвоение новых знаний и способов действий (14 мин) | 1. Дискуссия по материалу рубрики «Обсудим вместе». – Сегодня на уроке мы будем учиться составлять словесный портрет славянина. – Как вы думаете, что такое словесный портрет? Как вы понимаете слово «облик»? – Можно ли по сказкам, легендам, летописям представить облик славянина? – Рассмотрите рисунок славянской семьи на с. 46. Дайте словесный портрет любого члена семьи, используя слова из учебника. 2. Просмотр рубрики «Картинная галерея» (с. 47). – Рассмотрите репродукцию картины А. П. Рябушкина «Боярышня XVII века». – О том, как выглядели люди в далекие времена, нам рассказывают иконы, летописи, старинные гравюры. Некоторые сведения получили в результате размышлений ученых. Художники отображали в своих картинах события тех времен, людей того времени. Мы не можем точно сказать, что именно такая боярышня жила в XVII веке, но похожая девушка могла жить и в Москве, и в Великом Новгороде. Какой ее изобразил художник? 3. Игра «Угадай по словесному портрету». Задание. Вам необходимо угадать, кому принадлежат словесные портреты: 1) Лицом красив, очами светел, широк в плечах, силен, смел. 2) Белолица, с карими глазами, черноброва, статная, гордая. 3) Светловолосая, с голубыми глазами, курносая, смышленая, шустрая. Варианты: князь, мальчик, девушка, крестьянин, девочка. – А теперь попробуйте самостоятельно составить словесный портрет. 4. Обсуждение сведений в рубрике «Обсудим вместе». – Прочитайте высказывания в учебнике и определите, какое из них, на ваш взгляд, верно. 5. Чтение и анализ текста «Славяне были трудолюбивыми». – Найдите в толковом словаре объяснение слов «род», «скарб». – Объясните смысл поговорки: «Терпение и труд все перетрут». – А вы знаете, что современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян? Древние славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями. Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» – рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (от слова «врещи» – молотить). Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел. Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль – ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом. | Слушают учителя, участвуют в беседе. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, вносить дополнения. Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Познавательные Работать с рубрикой «Обсудим вместе».Читать и обсуждать текст учебника. Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Предметные: Получат представление о царских хоромах и боярских теремах, одежде, домашней утвари Научатся отличать обстановку крестьянского и помещичьего домов. |