СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какими людьми были славяне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  способствует знакомству с жизнью славян, отличием обстановки крестьянского и помещичьего дома.

Просмотр содержимого документа
«Какими людьми были славяне.»

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «А» классе

Тема урока. Какими людьми были славяне.

Учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (в двух частях): 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / – М.: Вентана – Граф;

Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий.

Результаты:

Личностные: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Метапредметные :

Познавательные: Работать с рубрикой «Обсудим вместе». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

Регулятивные: Оценивать результаты своих наблюдений, удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу.

Коммуникативные: Составлять небольшие устные монологические высказывания о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Предметные: Получат представление о царских хоромах и боярских теремах. Научатся отличать обстановку крестьянского и помещичьего домов.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, мультимедийный проектор, презентация «Как выглядели славяне» Презентация «Какими были наши предки».


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Приветственное слово учителя:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция..

Повторение изученного

5 мин.

1. Фронтальный опрос.

– Объясните значения слов: тезки, однофамильцы, оберег, семья.

– Расскажите, как рождались имена в далекой древности.

– Объясните происхождение фамилий: Птичкин, Печкин, Кузнецов.

2. Сообщения учащихся о происхождении своего имени или фамилии.


Рассказывают.

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные: умение слушать учителя

Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.

Регулятивные: организация работы на уроке

Актуализация знаний учащихся

2 мин.

Презентация «Какими были наши предки».

- Кто из вас догадался, над какой темой урока

мы сегодня будем работать?

- Какие цели мы определим сегодня на уроке?

- Откройте учебники, рассмотрите материал учебника, сформулируйте цели урока.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели.







Личностные: умение слушать учителя.

Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Усвоение новых знаний и способов действий

(14 мин)

1. Дискуссия по материалу рубрики «Обсудим вместе».

– Сегодня на уроке мы будем учиться составлять словесный портрет славянина.

– Как вы думаете, что такое словесный портрет? Как вы понимаете слово «облик»?

– Можно ли по сказкам, легендам, летописям представить облик славянина?

– Рассмотрите рисунок славянской семьи на с. 46. Дайте словесный портрет любого члена семьи, используя слова из учебника.

2. Просмотр рубрики «Картинная галерея» (с. 47).

– Рассмотрите репродукцию картины А. П. Рябушкина «Боярышня XVII века».

– О том, как выглядели люди в далекие времена, нам рассказывают иконы, летописи, старинные гравюры. Некоторые сведения получили в результате размышлений ученых. Художники отображали в своих картинах события тех времен, людей того времени. Мы не можем точно сказать, что именно такая боярышня жила в XVII веке, но похожая девушка могла жить и в Москве, и в Великом Новгороде. Какой ее изобразил художник?

3. Игра «Угадай по словесному портрету».

Задание. Вам необходимо угадать, кому принадлежат словесные портреты:

1) Лицом красив, очами светел, широк в плечах, силен, смел.

2) Белолица, с карими глазами, черноброва, статная, гордая.

3) Светловолосая, с голубыми глазами, курносая, смышленая, шустрая.

Варианты: князь, мальчик, девушка, крестьянин, девочка.

– А теперь попробуйте самостоятельно составить словесный портрет.

4. Обсуждение сведений в рубрике «Обсудим вместе».

– Прочитайте высказывания в учебнике и определите, какое из них, на ваш взгляд, верно.

5. Чтение и анализ текста «Славяне были трудолюбивыми».

– Найдите в толковом словаре объяснение слов «род», «скарб».

– Объясните смысл поговорки: «Терпение и труд все перетрут».

– А вы знаете, что современные названия месяцев пришли к нам от древних римлян? Древние славяне связывали названия месяцев со своими календарными занятиями.

Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» – рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень» (от слова «врещи» – молотить).

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят о том, что земледелие было самым главным их занятием. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел.

Каждая семья изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль – ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, потому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Слушают учителя, участвуют в беседе.




Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, вносить дополнения.

Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Познавательные Работать с рубрикой «Обсудим вместе».Читать и обсуждать текст учебника. Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Предметные: Получат представление о царских хоромах и боярских теремах, одежде, домашней утвари Научатся отличать обстановку крестьянского и помещичьего домов.

Физкультминутка

(3 мин)

«Зайцы делают зарядку»

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке


Закрепление новых знаний и способов действий

(15 мин)


1. Чтение и анализ текста «Славяне были смелыми и умели защищать свою родину».

– Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. На войне славяне были храбры, прибегали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные, пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности.

В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. Они осыпали врага стрелами, поражали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты кожей или обиты железом.

Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.

– Приведите примеры смелости, отваги русских воинов.

– Прочитайте текст «Славяне были смелыми и умели защищать свою родину».

– Какие пословицы встретились в тексте? Объясните их смысл.

2. Разыгрывание сценок-пантомим.

– Изобразите человека, рубящего топором дерево; стреляющего из лука; распиливающего доску.

3. Чтение и анализ текста «Славяне помогали друг другу, как принимали гостей, как отдыхали».

– Найдите в толковом словарике объяснение слова «иноземец».

– Как вы понимаете слова «всем миром»?

– Из данных пословиц выберите пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте. (На доске написаны пословицы.)

Дело учит, и мучит, и кормит.

Красота – до венца, а ум – до конца.

Любовь правдой крепка.

Верный друг – редкая птица.

На мир и суда нет.

Дело мастера боится.

Старых почитай, малых поучай.

2) Работа в парах с.55

-Рассмотрите картину. Ответьте на вопросы.


Работают по учебнику. Отвечают на вопросы.






































Работают в парах.

Самооценка.

Взаимооценка.

Коммуникативные УУД: умение работать с тетрадью и учебником.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.

Предметные: Работать с рубрикой «Обсудим вместе». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея».



Итог урока

2 мин.






- Над какой темой работали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?

- Где мы можем применить знания, полученные на уроке?

Оцените свою работу за урок.

- Рассмотрите свою шкалу достижений и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели.

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам



Рефлексия деятельности.

2 мин.

1. Рефлексия деятельности.

- Оцените себя по лесенке успеха.

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?

2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Если вам понравился урок, то вы рисуете лучики к солнышку, а если нет – рисуете тучке слёзки.

Дети оценивают свою деятельность.


Рисуют лучики к солнышку, слёзки - тучке.


Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

1 мин.



Подготовить рассказ о том, какими людьми были славяне

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: осознание необходимости учения.

Коммуникативные: умение подробно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей




4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя