5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) | Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. - Возле чего селились славяне? Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. -Давайте прочитаем, как славян описывали древние ученные. Приложение 2. - Исходя из текста, как мы можем характеризовать поведение славян. - Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей? Сейчас мы с вами постараемся разобраться в этом вопросе. - Кто такой богатырь? - Обратимся к толковому словарю Владимира Даля. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. - Давайте докажем, что славянский народ обладал качествами богатырей. Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают, иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша. -Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим». -Давайте вспомним значение слов пядь и вершок. Пядь – старорусская единица измерения длины, равная 17,78 см. (от старорусского слова «пясть» - ладонь, кисть руки см. словарь В. Даля стр.552) «Малая пядь» - расстояние между концами вытянутых пальцев руки - большого и указательного. Вершок – старорусская единица измерения длины, равная 4,44 см. Первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. 1 пядь = 17,78 см; 1 вершок = 4,44 см. - Какой вывод мы можем сделать? - Обладили ли славяне такими качествами, как: смелость, выносливость, любовь к родине? А что это значит? - Как вы думаете, какое высказывание является верным? -
Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. -
От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. -Действительно, наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. В крестьянских семьях существовал жесткий порядок обязанностей мужчин и женщин. Он соблюдался неукоснительно. На мужчин возлагалась более тяжелая работа. Они работали в поле, косили траву, плели лапти и валяли валенки, ухаживали за всей скотиной, кроме коровы, доили которых по распределению обязанностей женщины. Женщины ткали, шили, вышивали, пряли, готовили и присматривали за детьми. Мальчики с 7 лет начинали работать в поле и обучаться грамоте. Отец обучал сына ездить верхом и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К пятнадцати годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть, плести из кудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду, воспитывать младших братьев и сестёр. - Сейчас я предлагаю вам соединить начало и конец пословиц о труде. Ответы принимаю по поднятой руке. 1. Люди пахать, а… 2. Не красна изба углами, а… 3. Трудиться … 4. Что посеешь, то… 5. Не сиди на печи, … - О каком качестве человека говорится в этих пословицах? - Можем ли мы назвать славян трудолюбивыми? - Сейчас я вам прочитаю ситуацию, и мы ее обсудим. Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей. Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго? - Предположите, что ответил отец сыну. -Теперь сравним ваши ответы с ответом отца сыну. Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянет. - Каким же качеством славились наши предки? - Русский историк Н. М. Карамзин писал : «…Всякий путешественник был для хозяев как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, обо всём расспрашивали и провожали с благоговением…». -Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина? - Давайте сейчас обратимся к описанию их внешнего облика. * Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая, поступь величавая. *Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок. - Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему? - Сейчас мы просмотрим видеоролик и вам необходимо будет ответить на вопросы. - Какой цвет глаз чаще всего встречался у славян? - Какой цвет волос имели славяне? -Сейчас мы просмотрим еще один видеоролик и вам так же нужно будет ответить на вопросы. - Какое описание внешности вы услышали в видео? - Теперь я предлагаю вам познакомиться с одеждами славян. Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок». Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми - это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении. - Сейчас 1 ряд читает, про одежду младенцев, 2 – одежду детей, 3 – одежду подростков. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха. Одежда мальчиков и девочек - подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка - сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты. - Сейчас я предлагаю вам в парах составить типичный облик славянина из деталей. | Наши предки жили по берегам рек. Свободолюбивые, выносливые, гостеприимные, сообразительные. Богатыри – это сильные, смелые, выносливые, справедливые, трудолюбивые, любящие свою Родину люди. Славяне не желали чужой земли, но свою никому не отдавали и всегда защищали. Да. Они были похожи на богатырей. Второе. …он руками махать. … красна пирогами. …всегда пригодится. … и пожнёшь. … будешь есть калачи. Трудолюбие. Да. Высказывают предположения. Гостеприимством. Да, можно. 1, т.к. больше прилагательных. Голубой, синий, серый Светлые, с рыжинкой. | Иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков. Выявлять характерные черты славянина. Выявлять характерные черты славянина. Иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков. Выявлять характерные черты славянина. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: делать выводы. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала и способам решения новой задачи. Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний. |