МКОУ «Мамоновская ООШ»
Исследовательская работа
Какими свойствами обладает вода?
Автор работы: ученицы 4 класса
Гладких Анастасия
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Комбарова Татьяна Константиновна
с. Мамоновка
2020г.
Актуальность работы: Вода - удивительное богатство, которое подарила человеку природа. Она окружает нас с детства. Мы видим её в ручьях, озёрах, реках, морях, океанах. Мы наблюдаем, как капает дождь, мы каждый день пользуемся водой и даже представить себе не можем того, что было бы, если бы вода исчезла. Без воды на нашей планете не было бы жизни, ведь вода нужна всей живой природе: растениям, животным, человеку.
Вода – жидкость необыкновенная. Это самое распространённое вещество в природе. 70% поверхности нашей планеты покрыто водой, поэтому нашу планету называют «голубой» планетой. Однако, пресной воды на Земле мало, всего 3 %, а морской – 97%. А ещё вода – главная составная часть всех живых организмов.
«А что мы знаем о воде, о её свойствах?», - задумалась я и решила найти ответ на свой вопрос. На мой взгляд, не все люди задумываются над тем, какие же свойства имеет обыкновенная и очень необходимая человеку жидкость. Мою работу я посвятила изучению этой проблемы.
Тема работы – изучение свойств воды.
Цель – экспериментально подтвердить то, что я узнала о свойствах воды из книг.
Задачи исследования:
1.Экспериментально доказать, что вода – это жидкость без цвета, без вкуса и без запаха;
2.Что она обладает такими свойствами, как текучесть, теплоёмкость и является растворителем;
3.Что вода в природе может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;
4.Что с водой можно проводить интересные опыты.
Раньше я мало знала о свойствах воды, просто каждый день пользовалась ею, не задумываясь над тем, какие у неё свойства. О текучести воды знала, знала о том, что вода может растворять сахар или соль. Когда впервые услышали слово «теплоёмкость», то не могла понять, какое отношение к воде имеет тепло, ведь вода не всегда тёплая.
Кроме того, я думала, что вода бывает только жидкой, хотя и знала, что снег и лёд состоят из воды. Я была просто уверена, что лёд тяжелее воды. А вот о том, что из воды можно получить невидимые чернила или надуть с помощью неё воздушный шарик даже не догадывалась. Я решила провести эксперименты, чтобы убедиться в правильности моего мнения о свойствах воды.
Считаю, что тема моей работы важная, актуальная. Ведь вода человеку нужна всегда. Организм человека на 60 – 70% состоит из воды, в сутки человек выпивает 1,5 литра воды.
Зачем же нужна вода в нашем организме? А вот зачем:
-
вода регулирует температуру тела человека;
-
вода доставляет в клетки организма питательные вещества и воду;
-
вода помогает преобразовать пищу в энергию;
-
вода помогает питательным веществам усваиваться в организме;
-
вода выводит из организма ненужные вещества;
-
вода защищает жизненно важные органы.
Но вода нужна не только организму человека, она нужна человеку ещё и для ведения хозяйственной деятельности и в быту:
-
для приготовления еды и питья;
-
для соблюдения правил личной гигиены;
-
для мытья посуды и стирки;
-
для поливки цветов и ухода за животными;
-
для организации работы экономики.
Итак, вода играет важную роль в жизни человека.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт № 1 – определение физических свойств воды.
Я налила в один стакан воду, а в другой молоко и сравнила две жидкости при помощи органов чувств: их цвет, вкус и запах. Вода бесцветна, не имеет запаха и вкуса.
Потом опустила ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Через воду ложку хорошо видно. Значит, одно из свойств воды – прозрачность.
Капнула воду на парту. Вода приняла круглую форму. Потом добавила воды. Вода растеклась, значит, она обладает таким свойством, как текучесть.
Добавила в стакан воды сахар, размешала. Сахар исчез, то есть растворился в воде. Вода – растворитель. Так же она растворяет питательные вещества в земле, а их потом всасывают кони деревьев.
Вода не имеет формы, потому что мы наливали её в разные стаканы, и она приобретала форму этих стаканов.
Опыт № 2
Я взяла два стакана, налила в них горячей воды. Затем из одного стакана воду вылила. Оба стакана стали тёплыми. Быстрее остыл стакан без воды, а второй стакан ещё долго был тёплым. Значит, вода способна долго удерживать тепло. Это свойство называется теплоёмкостью. Благодаря ему, температура нашего тела остаётся одинаковой и в жару, и в холод.
Опыт № 3
Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Я проверила это. Дома я налила в стакан горячую воду, от неё шёл пар. Это состояние воды называется газообразным. Поднесла ложку к горячей воде. Она покрылась мелкими капельками воды, то есть вода из пара превратилась в жидкость
А в школе я положила снег в стакан, и в течение урока снег растаял и превратился в воду Снег это твёрдое состояние воды.
Лёд тоже твёрдое состояние воды и он легче воды. Я убедилась в этом, когда поместила кусочек льда в стакан с водой. Если бы лёд был тяжелее воды, он бы утонул. А лёд плавал.
Слово в защиту воды
Чистой воды на Земле не так уж много, поэтому воду необходимо охранять и беречь. Использовать воду нужно бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать краны.
Обязательно нужно следить за тем, чтобы в воду не попадали вредные вещества с фабрик и заводов, для этого нужно, чтобы на каждом предприятии стояли очистные сооружения.
Заключение
В результате исследования я установила, что вода – это прозрачная жидкость без вкуса, цвета и запаха, она не имеет формы. Вода обладает таким свойством, как теплоёмкость, является растворителем других веществ.
В природе вода встречается в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. В твёрдом состоянии вода легче, чем в жидком состоянии, поэтому лёд в воде не тонет, а находится всегда на поверхности. С использованием воды можно проводить разные интересные, запоминающиеся опыты.