СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какое привлекательное имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Какое привлекательное имя прилагательное»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Какое привлекательное имя прилагательное»

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

5 класс

Цели:

- обобщить теоретические знания об имени прилагательном

- формировать умение использовать в речи имена прилагательные

- создать условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала;

- развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ;

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Жанр урока: урок – путешествие.

Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы (карточки для индивидуальной работы)

Ход урока.

Организационный момент. Вступительное слово

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - путешествие, полное опасностей и неожиданностей, путешествие в страну «Имя прилагательное». Мы отправимся по этой волшебной прекрасной стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи.

Перед вами маршрутные листы, на которых вы должны написать свою фамилию и имя. 

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами послушаем небольшое стихотворение про эту удивительную страну:

Я - слово замечательное, -

Сказало прилагательное, -

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

И мы с вами сегодня в этом не раз убедимся! А сейчас отправляемся в путь!

Первая станция «Корректорная»

Перед вами текст.  Внимательно прочитайте  его. Как вы думаете, чего не хватает в данном тексте? Правильно, прилагательных!

Давайте попробуем побыть немного в роли поэтов и писателей, вставив подходящие по смыслу прилагательные в предложенный вам текст.









Весна

Пригрело ________________  солнце. На ___________________  полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________________  ручеёк, наполнил до краёв ____________, _______________ лужу, перелился через край в дальше в лес побежал. Опустели ____________________   квартиры в _______пне. Лягушки очнулись от _______________  сна.  Ожил под ___________________  солнцем и _____________________  дом — муравейник.

(Г.Скребицкий)

-Что придают имена прилагательные речи?

Ученики: «Имена прилагательные  придают речи  точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской». «Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира»

Как называются яркие образные определения, которые часто используются в художественных текстах? (Эпитеты)

Вторая станция «Лексическая».

-Что такое антонимы? Синонимы?


Задание по вариантам

-Подберите антонимы к словам:

глубокая   

бедный

холодный

редкий

далёкий

грязный

кислый

активный


-Подберите синонимы к словам:

нежный

красивый

нищий

безобразный

благоуханный

безоблачный

грубый

преданный



- Молодцы, и снова вы справились с заданием! Мир без дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

- А теперь давайте посмотрим, как же умеют имена прилагательные изменяться. Это очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному.

4. Третья станция - «Грамматическая»



Измените прилагательное, чтобы получилось предложение.

Было (прекрасный) утро. Глаза невольно сжимались от (ослепительный) блеска (солнечный) лучей. (Плакучий) ивы купали в воде свои ветви, а в (густой) зарослях осоки прятались (большой жёлтый) цветы. Птицы пели свои (волшебный) песни. Настроение было (замечательный).

-От чего зависит форма прилагательного? Какие общие грамматические признаки есть у прилагательного и существительного? Как изменяются имена прилагательные?

Вывод: прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.

Четвертая станция – «Орфографическая»

Молодцы! Вы справились с заданием! А сейчас проверим, умеете ли вы правильно определять окончания прилагательных. Но для начала давайте вспомним песню-помощник!

Песня 

-Вставляем пропущенные буквы, выделяя окончание

-Меняемся листочками, проводим взаимопроверку.

Ранн_ прогулка; по осенн_ лесу; январск_ день; у молод_ дуба; по чист_ воде; у душист_ акации; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; вечерн_ зарю; о приятн_ прогулке; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь.

0-пять

1-2 – четыре

3-4 - три

Вот мы приближаемся и к пятой станции, которая называется «Морфологическая».

И здесь вашему вниманию, дорогие путешественники, представляется небольшая сказка о местных жителях(подготовленный ученик рассказывает)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили там имена прилагательные. Они были недовольны своей фигурой – считали себя полными и очень хотели избавиться от лишнего веса. Они перепробовали разные диеты, чтобы похудеть и быть красивыми и стройными.

Однажды главный диетолог города, а по совместительствуиинструктор по фитнесу мистер Глагол предложил им сесть на суперэффективную морфологическую диету. С его помощью имена прилагательные успешно занимались на тренажерах, упражнялись на беговых дорожках. «Спорт, спорт и еще раз спорт, и никакого ужина», - твердили они каждый день.

После этой морфологической суперэффективной диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош», «тяжелый» в «тяжел», «мягкий» в «мягок».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе - по родам.

Вывод: отличия полных и кратких прилагательных.

-В предложенных вам текстах находим краткие и полные прилагательные и определяем, какими членами предложения они являются. В последнем предложении расставить пропущенные знаки препинания.

Спокойное и ласковое море лежало около берегов. В центре оно было светлое, а дальше отливало фиолетовым цветом. Под пароходом оно было зеленое и прозрачное. Рядом с пароходом бежала стая забавных дельфинов. Хорошо были видны их могучие тела. Берег быстро уходил. Скоро скрылись густые парки белые стены дач голубые горы.

Вывод: Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

Итоги

Мы с вами посетили последнюю станцию замечательной страны «Имя прилагательное». Сейчас я вам предлагаю подвести итоги нашего познавательного путешествия и заполнить данный текст, конечно, используя только имена прилагательные!

Вот и подошел к концу наш______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята  нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.  Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________

Подведение итогов урока и выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!