Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 2-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Основные принципы программы
1.Программа, разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Изучения такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
2.Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
3.Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
4.Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
5.Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.
6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Содержание курса
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.
Основы художественного языка. Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция.
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма.
Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.
Пропорции: соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.
Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.
Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими природу, сказками и мифами других народов.
Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений.
Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.
Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Учебно –методическое обеспечение
Дана программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1 -4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники
Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е.И.Коротеева. изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
Пособия для учащихся
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учителей
Изобразительное искусство. Метлдическое пособие. 1-4 классы.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | |
2 | Примерная программа начального общего по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
5 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) | Д | |
6 | Методические журналы по искусству | Д | |
7 | Учебно-наглядные пособия в виде таблиц | Д | |
8 | Энциклопедии по искусству, справочные издания | Д | |
9 | Альбомы по искусству | Д | |
10 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | |
11 | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Печатные пособия |
12 | Портреты русских и зарубежных художников | | на электронном носителе |
13 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | |
14 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц | Д | |
15 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
3.Технические средства обучения |
16 | Музыкальный центр | Д | |
17 | Телевизор | | |
18 | Мультимедиа-проектор | Д | |
19 | Интерактивная доска | Д | |
20 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д | |
4.Экранно-звуковые пособия |
21 | DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы | Д | |
22 | Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы | Д | |
5. Учебно-практическое оборудование |
23 | Краски акварельные | Ф | |
24 | Краски гуашевые | Д | |
25 | Тушь | Д | |
26 | Ручка с перьями | Д | |
27 | Бумага А3, А4 | Д | |
28 | Бумага цветная | Ф | |
29 | Фломастеры | Ф | |
30 | Восковые мелки | Д | |
31 | Пастель | Д | |
32 | Сангина | Д | |
33 | Уголь | Д | |
34 | Кисти беличьи | Ф | |
35 | Емкости для воды | К | |
36 | Стеки (набор) | Д | |
37 | Пластилин | Д | |
38 | Клей | Д | |
39 | Ножницы | К | |
40 | Рамы для оформления работ | К | для оформления выставок |
6. Модели и натурный фонд |
41 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
42 | Изделия декоративно-прикладного искусства | Д | |
43 | Керамические изделия | Д | |
44 | Драпировки | Д | |
45 | Предметы быта | Д | |
7. Игры и игрушки |
46 | Театральные маски | Д | |
47 | Маски | Д | |
8.Специализированная учебная мебель |
48 | Столы учебные | Ф | |
49 | Стулья | К | |
50 | Шкафы и стеллажи для книг и оборудования | Д | |
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
«Искусство и ты». 2 класс- 35 часов.
№ | Кол. часов | Тема урока | План дата | Факт дата |
I четверть (8 ч.) Как и чем работает художник? (8 ч.) |
1 | 1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира | 4.09.18 | |
2 | 1 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | 11.09.18 | |
3 | 1 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 18.09.18 | |
4 | 1 | Выразительные возможности аппликации. | 25.09.18 | |
5 | 1 | Выразительные возможности графических материалов. | 2.10.18 | |
6 | 1 | Выразительность материалов для работы в объеме | 9.10.18 | |
7 | 1 | Выразительные возможности бумаги. | 16.10.18 | |
8 | 1 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) | 23.10.18 | |
II четверть (8 ч.) Реальность и контроль (8 ч.) |
9 | 1 | Изображение и реальность | 6.11.18 | |
10 | 1 | Изображение и фантазия | 13.11.18 | |
11 | 1 | Украшения и реальность | 20.11.18 | |
12 | 1 | Украшения и фантазия | 27.11.18 | |
13 | 1 | Постройка и реальность | 4.12.18 | |
14 | 1 | Постройка и фантазия | 11.12.18 | |
15 | 1 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 18.12.18 | |
16 | 1 | Выражение характера изображаемых животных | 25.12.18 | |
IIIчетверть (10 ч.) О чём говорит искусство (10ч.) |
17 | 1 | Изображения характера человека: мужской образ | 15.01.19 | |
18 | 1 | Изображение характера человека: женский образ | 22.01.19 | |
19 | 2 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | 29.01.19/5.02.19 | |
20 | 2 | Изображение природы в различных состояниях | 12.02.19/19.02.19 | |
21 | 1 | Выражение характера человека через украшение. | 26.02.19 | |
22 | 1 | Выражение намерений человека через украшение. | 5.03.19 | |
23 | 2 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» | 12.03.19/19.03.19 | |
IV четверть (9 ч.) Как говорит искусство (9 ч.) |
24 | 2 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1.04.19/8.04.19 | |
25 | 1 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 15.04.19 | |
26 | 1 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 22.04.19 | |
27 | 1 | Линия как средство выражения: характер линий. | 29.04.19 | |
28 | 1 | Ритм пятен как средство выражения. | 6.05.19 | |
29 | 1 | Пропорции выражают характер | 13.05.19 | |
30 | 1 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы) | 20.05.19 | |
31 | 1 | Обобщающий урок. | 27.05.19 | |
«Искусство вокруг нас». 3 класс - 35 часов.
№ | Кол. часов | Тема урока | План дата | Факт дата |
I четверть (8ч.) Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1 | 1 | Твои игрушки придумал художник. | 4.09.18 | |
2 | 1 | Посуда у тебя дома. | 11.09.18 | |
3 | 1 | Мамин платок. | 18.09.18 | |
4 | 2 | Обои и шторы у тебя дома. | 25.09.18/2.10.18 | |
5 | 1 | Твои книжки. | 9.10.18 | |
6 | 1 | Поздравительная открытка. | 16.10.18 | |
7 | 1 | Что сделал художник в нашем доме. | 25.10.18 | |
II четверть (8 ч.) Искусство на улицах твоего города (8 ч.) | | | 23.10.18 |
8 | 1 | Памятники архитектуры –наследие веков. | 6.11.18 | |
9 | 1 | Парки, скверы, бульвары.. | 13.11.18 | |
10 | 1 | Ажурные ограды | 20.11.18 | |
11 | 1 | Фонари на улицах и в парках. | 27.11.18 | |
12 | 1 | Витрины магазинов. | 4.12.18 | |
13 | 1 | Транспорт в городе. | 11.12.18 | |
14 | 1 | Что сделал художник на улицах моего города (села). | 18.12.18 | |
15 | 1 | Художник в цирке. | 25.12.18 | |
III четверть (10 ч.) О чём говорит искусство | | | 18.12.18 |
| | | | |
16 | 2 | Художник в театре. | 15.01.19/22.01.19 | |
17 | 1 | Маски. | 29.01.19 | |
18 | 2 | Театр кукол. | 5.02.19/12.02.19 | |
19 | 2 | Афиша и плакат. | 19.02.19/26.02.19 | |
20 | 2 | Праздник в городе. | 5.03.19/12.03.19 | |
21 | 1 | Школьный карнавал. | 19.03.19 | |
IV четверть (9 ч.) Художник и зрелище (9 ч.) | | | 5.03.19 |
22 | 1 | Музеи в жизни города. | 1.04.19 | |
23 | 1 | Картина – особый мир. Картина пейзаж. | 8.04.19 | |
24 | 1 | Картина - портрет | 15.04.19 | |
25 | 1 | Картина - натюрморт. | 22.04.19 | |
26 | 2 | Картины исторические и бытовые. | 29.04.19/6.05.19 | |
27 | 2 | Скульптура в музее и на улице | 13.05.19/20.05.19 | |
28 | 1 | Художественная выставка. | 27.05.19 | |
«Каждый народ»– художник 4 класс
№ | Кол. часов | Тема урока | План дата | Факт дата |
Истоки родного искусства. (8 ч) |
1 | 1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. | 7.09.18. | |
2 | 1 | Пейзаж родной земли. Березовая роща. | 14.09.18 | |
3 | 1 | Гармония жилья с природой | 21.09.18 | |
4 | 1 | Деревня - деревянный мир | 28.09.18 | |
5 | 1 | Образ русского человека (женский образ) | 5.10.18 | |
6 | 1 | Образ человека (мужской образ) | 12.10.18 | |
7 | 1 | Воспевание труда в искусстве | 19.10.18 | |
8 | 1 | Народные праздники. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | 26.10.18 | |
Древние города нашей земли (8 ч) |
9 | 1 | Город - крепость | 9.11.18 | |
10 | 1 | Древние соборы | 16.11.18 | |
11 | 1 | Древний город и его жители | 23.11.18 | |
12 | 1 | Древнерус ские воины- защитники | 30.11.18 | |
13 | 1 | Город в рисунке | 7.12.18 | |
14 | 1 | Узорочье теремов. Изразцы. | 14.12.18 | |
15 | 1 | Празднич ный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли». | 21.12.18 | |
16 | 1 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек | 28.12.18 | |
Каждый народ — художник (10 ч) |
17 | 1 | Отношение к красоте природы в японской культуре | 18.01.19 | |
18 | 1 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | 25.01.19 | |
19 | 1 | Искусство народов гор и степей. | 1.02.19 | |
20 | 1 | Образ художественной культуры | 8.02.19 | |
21 | 1 | Образ красоты древнегреческого человека | 15.02.19 | |
22 | 1 | Древнегреческая культура | 22.02.19 | |
23 | 1 | Древнегреческий праздник. Олимпийс кие игры в Древней Греции. | 1.03.19 | |
24 | 1 | Образ готических городов средневеко вой Европы. Средневековая архитектура | 8.03.19 | |
25 | 1 | Средневековые готические костюмы. Ремеслен ные цеха | 15.03.19 | |
26 | 1 | Многообра зие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник» | 22.03.19 | |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | 1 | Портрет мамы. | 5.04.19 | |
28 | 1 | Я и моя мама. | 12.04.19 | |
29 | 1 | Все народы воспевают мудрость старости. | 19.04.19 | |
30 | 1 | Сопереживание – великая тема искусства | 26.04.19 | |
31 | 1 | Герои, борцы и защитники | 3.05.19 | |
32 | 1 | Герои, борцы и защитники | 10.05.19 | |
33 | 1 | Юность и надежды | 17.05.19 | |
34 | 1 | народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | 24.05.19 | |
22