Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.
Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-8ч.
Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.
Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство.
.
№ п/п | Название темы урока | Кол-во уроков | План дата | Факт дата | .Календарные сроки.Домашнее задание |
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | 5.09.18 | | Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба» |
2-3 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» | 2 | 12.09.18 19.09.18 | | Подбор материала по теме «Народные вышивки» |
4-5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. | 2 | 26.09.18 3.10.18 | | Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках. |
6- 7 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | 2 | 10.10.18 17.10.18 | | Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров |
8 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. | 1 | 24.10.18 | | Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) |
9-12 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | 4 | 7.11.18 14.11.18 21.11.18 28.11.18 | | Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово |
13- 16 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово | 4 | 5.12.18 12.12.18 19.12.18 26.12.18 | | Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме |
17-18 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. | 2 | 16.01.19 23.01.19 | | Подбор материала по теме «Народные вышивки» |
19 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | 1 | 30.01.19 | | Подбор материала по теме «Народные вышивки» |
20 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | 1 | 6.02.19 | | Подбор материала о современной моде |
21 | Русский костюм и современная мода | 1 | 13.02.19 | | Сбор иллюстративного материала по народным праздникам |
22-23 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум) | 2 | 20.02.19 27.02.19 | | Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края» |
24 | Народные промыслы родного края (урок-конференция) | 1 | 6.03.19 | | Народные промыслы нашей страны |
25-26 | «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум) | 2 | 13.03.19 20.03.19 | | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта |
27 | Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | 1 | 27.03.19 | | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции |
28-29 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика | 2 | 3.04.19 10.04.19 | | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм |
30 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья | 1 | 17.04.19 | | Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение» |
31-32 | О чем рассказывают гербы | 2 | 24.04.19 8.05.19 | | Художественные материалы |
33 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | 1 | 15.05.19 | | Художественные материалы |
34-35 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | 2 | 22.05.19 29.05.19 | | Художественные материалы |