Рабочая программа курса «Русский язык» для 10 класса на 2013-2014 уч.год
Количество часов в год: 102 (3 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" ( автор Н. Г. Гольцова) ( см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11) с учетом требований подготовки к ЕГЭ
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Н.Г.Гольцова. Программа курса. Русский язык 10 – 11 классы. Москва, «Русское слово», 2012 г.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
3) Государственного стандарта общего образования http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
4) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
5) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку
7) Учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 3 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно – коммуникативного (сознательно – коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
В 10 классе предполагается повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.Программа охватывает все разделы курса "Русский язык", однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса "Русский язык" в 10 классе являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета
Программа "Русский язык" предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю (всего – 102 часа).
Учебно-методическое обеспечение
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М., Русское слово, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение и электронно-образовательные ресурсы
- использование компьютерных презентаций
- сайт fipi.ru
- сайт ege.yandex.ru
- электронный репетитор «русский язык»( система обучающих тестов)
- обучающая программа «Фраза»
- орфотренажер «Грамотей»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 18 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 5 |
4 | Морфемика и словообразование | 5 |
5 | Морфология. Орфография | 64 |
| Орфография | 20 |
| Части речи | 44 |
| Имя существительное | 7 |
| Имя прилагательное | 5 |
| Имя числительное | 3 |
| Местоимение | 4 |
| Глагол . Причастие. Деепричастие | 8 |
| Наречие. Слова категории состояния | 5 |
| Служебные части речи | |
| Предлог | 3 |
| Союз и союзные слова | 2 |
| Частицы | 6 |
| Междометие | 1 |
| Итого | 102 |
| Из них контрольных работ | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 час)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (18 часов)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (5 часа)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (5 часов)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография – 64 часов, в том числе:
Принципы русской орфографии (20 часов)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
Имя существительное (7 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (5 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (3 часа)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (4 часа)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол, причастие, деепричастие (8 часов)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния (5часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (12 часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение (7часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально – культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Особенности преподавания предмета в 10 классе
Данный класс является профильным (медико-биологический и социально-гуманитарный профиль). Учащиеся достаточно мотивированны, имеют установку на успех. Большинство учащихся владеет навыками орфографического, пунктуационного разбора, имеет представление об орфоэпических, лексических, грамматических и синтаксических нормах и соблюдает их в речи. Учащиеся владеют коммуникативными навыками, умеют построить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Широкий кругозор учащихся большей половины класса позволяет им обращаться к примерам из разных областей знаний для аргументации заявленной позиции, свободно вступать в диалог, проводить ассоциации.
Вместе с тем в классе есть учащиеся с очень низким уровнем функциональной грамотности. Это дети с русским неродным языком, учащиеся, выдержавшие вступительные экзамены по химии и биологии в профильную медико-биологическую группу. Предполагается, что эти учащиеся будут посещать занятия элективного курса, выполнять задания по индивидуальной программе. Объяснение материала на уроке проходит с использованием визуального ряда, что в сочетании со смысловым чтением материалов учебника должно привести к оптимальному сочетанию методов обучения. Работа со сборником материалов по подготовке к ЕГЭ Сениной позволяет учащимся работать в индивидуальном режиме, а учителю – максимально дифференцировать подход к обучению детей с разным уровнем подготовки.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 10 класс 102 часа (3 часа в неделю)
дата | № урока | Тип урока | тема урока | Основные требования к ЗУН учащихся | Вид контроля, сам. деятельности | Домашнее задание | УУД | |
| 1. | Повторительно-обобщающий урок | Слово о русском языке. ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ | Знать: основные функции языка в современном мире; истоки русского языка; почему литературный язык является высшей формой языка. Уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире; доказать, почему литературный язык является высшей формой языка; аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка. | Создание текста на лингвистическую тему | & 1 высказывание о русском языке | -принимать и сохранять учебную задачу - восприятие и анализ информации - ориентация на понимание причин успеха | |
Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография – 18 часов | | | | |
| 2. | Повторительно-обобщающий урок | Слово и его значение | Знать: основные понятия лексики; как отличить многозначное слово от однозначного. Уметь: работать с толковым словарем; дать толкование лексического значения слова; определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение. | Лексический разбор слова, работа со словарем | & 2 упр. 2, составление задачи на орфографическое правило | - поиск и отбор нужной информации -формулирование целей - составление текста - выбор способа решения задачи | |
| 3 | Повторительно-обобщающий урок | Однозначность и многозначность слов | Знать: Уметь: работать с толковым словарем; употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова; дать толкование лексического значения слова; определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение. | Лексический разбор слова, работа со словарем | & 2 упр.3 анализ словарной статьи | -моделирование - выбор способа решения задачи - поиск нужной информации в учебнике | |
| 4. | Урок изучения нового материала | Изобразительно-выразительные средства языка | Знать: Уметь: находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности. | Упражнения учебника | & 3 упр.5, выписать средства выразительности из стихотворения С.Есенина «Береза» | -структурирование информации -формулирование целей - понимание задачи - контроль - аргументированное отстаивание позиции | |
| 5 | Повторительно-обобщающий урок | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Стилистические фигуры | Знать: основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и стилистический фигуры и их отличительные черты. Уметь: употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности. Находить стилистические фигуры | Работа с тестами | & 3 упр.7, отметить средства выразительности в поэтическом тексте (по выбору) | - отбор нужной информации -контроль -оценка деятельности -прогнозирование результата | |
| 6 | Урок развития речи | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. (Демоверсия 2011: В8) | Уметь: находить стилистические фигуры | Работа с тестами и вариантами ЕГЭ | Тест | -формулирование целей -контроль -моделирование -построение текста | |
| 7. | Урок изучения нового материала | Омонимы. Паронимы. | Знать: определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ; определение паронимов; Уметь: различать омографы, омофоны и омоформы; уметь дать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; | Упражнения учебника | & 4, 5 упр.17 Составить предложения по инд.заданию | - понимание информации -структурирование -оценка деятельности --принимать и сохранять учебную задачу | |
| 8 | Урок-практикум | Синонимы. Работа со словарями | Знать: Уметь: определять роль синонимов в речи. | Упражнения учебника, словари | & 6 упр.20, 21, построить градацию | - понимать задачу - ориентация в способах представления информации -поиск и отбор информации -представление информации | |
| 9 | Урок-практикум | Антонимы и их употребление. Работа со словарями | Знать: Уметь: определять роль антонимов в речи. | Упражнения учебника, словари | & 7 упр.27, 28, составить миниатюру с заданными антонимами | - понимать задачу - ориентация в способах представления информации -поиск и отбор информации -представление информации | |
| 10-11 | Урок развития речи | Р\р Лингвистический анализ поэтического текста / или Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей языка. | Знать: определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ; определение паронимов; какие группы слов называются синонимами; какие группы слов называются антонимами. Уметь: различать омографы, омофоны и омоформы; уметь дать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы, синонимы, антонимы в речи; | Работа с тестами | тест | - понимание задачи - поиск путей решения задачи - контроль | |
| 12. | Повторительно-обобщающий урок | Происхождение лексики современного русского языка. | Знать: о происхождении исконно русской лексики; о путях появления в языке заимствованных слов; о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики; основные группы слов по сфере их употребления в речи; какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке. Уметь: логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка; опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов; употреблять в речи заимствованные слова; находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные; избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений. | Составление таблицы, анализ текстов | & 8 упр. 33, тест | - умение слышать и понимать -конструирование информации - создание текста -постановка вопросов | |
| 13 | Урок развития речи | Р\р. ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом ( часть С, сочинение). Проблематика исходного текста. Пути подхода к комментарию проблемы. | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа Уметь: формулировать проблему текста, комментировать проблему | Анализ текстов, создание высказывания | сочинение | - понимание задачи -отбор информации -составление плана -выбор языковых средств -составление текста | |
| 14 | Повторительно-обобщающий урок | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | Знать: основные группы слов по сфере их употребления в речи; какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке. Уметь: находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные; избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений. | Работа со словарем, упражнения учебника | & 9 упр. 35, привести примеры использования лексики разных групп ( тексты по выбору) | - понимать задачу - ориентация в способах представления информации -поиск и отбор информации -представление информации | |
| 15 | Повторительно-обобщающий урок | Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | Знать: основные группы слов по сфере их употребления в речи; какие причины вызывают появление новых слов в русском языке. Уметь: | Работа со словарем, упражнения учебника | & 10 упр.40 | - понимать задачу - ориентация в способах представления информации -поиск и отбор информации -представление информации | |
| 16 | Урок контроля знаний | Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков. | Знать: Уметь: | Тесты | тест | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
| 17. | Повторительно-обобщающий урок | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление | Знать: определение фразеологических оборотов; основные источники появления фразеологизмов; значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи; основные типы словарей русского языка. Уметь: объяснять значение устойчивых оборотов речи; пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. | Работа со словарем, упражнения учебника | & 11 упр.45, найти 10 фразеологизмов, составить антонимические пары | - формулирование целей -смысловое чтение -моделирование - создание текста | |
| 18 | Урок развития речи | Р/Р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями. | Знать: основные группы слов по сфере их употребления в речи; нормы лексической сочетаемости Уметь: редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм, объяснять значение слова в контексте | Работа со словарем, анализ текста | & 12 вопрос 4 стр.21 письм | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации -формулирование вывода | |
| 19 | Урок контроля знаний | К/Р. № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. (ДВ 2011: А2, А11, А30; В8) | Знать: основные группы слов по сфере их употребления в речи; нормы лексической сочетаемости Уметь: редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм, объяснять значение слова в контексте | Анализ текста | тест | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 5 ч. | |
| 20. | Повторительно-обобщающий урок | Анализ к\р №1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. | . Знать: определение фонетики; основные характеристики гласных звуков; основные характеристики согласных звуков; чем различаются звук и буква; какие буквы звуков не обозначают; какие буквы и в каких случаях обозначают два звука; о существовании чередований звуков; порядок фонетического разбора слов. Уметь: соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию; объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; выполнять фонетический разбор слов; охарактеризовать гласный звук в ударном положении; охарактеризовать гласный звук в безударном положении; охарактеризовать согласный звук. | Фонетический разбор, комментированное письмо | & 13 упр. 49, записать высказывание о русском языке в транскрипции | - ориентация на понимание причин успеха -синтез и анализ информации -аргументация мнения -умение приходить к общему решению | |
| 21 | Повторительно-обобщающий урок | Фонетический разбор слова. Чередование звуков. (ДВ 2011: А13, А14) | Знать: о существовании чередований звуков; порядок фонетического разбора слов. Уметь: соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию; объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; выполнять фонетический разбор слов; | Фонетический разбор, комментированное письмо | & 14 учить орфоэпич. минимум | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 22 | Урок-практикум | Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах. (ДВ 2011: А1) | Знать: что изучает орфоэпия; что называется орфоэпической нормой; какие нормы произнесения существуют для гласных звуков; какие произносительные нормы существуют для согласных звуков. Уметь: | Работа со словарями и тестами | & 14 тест | - исследование проблемы - поиск необходимой информации -умение понимать -самоконтроль | |
| 23 | Урок-практикум | Акцентологическая норма. Работа с «Орфоэпическим минимумом» (Приложение к методическому письму «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»…) | Знать: что называется орфоэпической нормой; тенденции в постановке ударений; Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в речи | Работа со словарями и тестами | & 14 инд. тест | - исследование проблемы - поиск необходимой информации -умение понимать -самоконтроль | |
| 24 | | Подготовка к ЕГЭ. | | | Составить «Маленький тест по орфоэпии» | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
Раздел 3. Морфемика и словообразование – 5 часа | |
| 25. | Урок-практикум | Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями. | Знать: как называется наука, изучающая части слова и способы образования новых слов; название и особенности основных морфем русского языка; какая часть слов называется основой; какие части слова могут входить в состав основы; признаки производной и непроизводной основы; признаки простой и сложной основы; порядок морфемного анализа слова. Уметь: находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу слова; давать характеристику основы слова; уметь выполнять морфемный разбор слова; различать процессы слово- и формообразования. | Морфемный разбор, моделирование слов | & 15 упр. 57, придумать слова по заданным схемам | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 26-27 | Урок-практикум | Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование. (ДВ 2011: В1) | Знать: основные способы образования слов в русском языке; основные виды словообразовательных словарей; порядок словообразовательного разбора. Уметь: определять, каким способом образовано анализируемое слово; различать морфологические и неморфологические способы образования слов; выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов; пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слова. | Словообразовательный разбор, решение тестовых заданий | & 16 упр.75 задания в сборнике Сениной | - поиск информации -прогнозирование результата - ориентация в разных источниках получения информации -формулирование выводов | |
| 28 | Урок контроля знаний | К/Р. № 2. Тест. (ДВ 2011: А1, В1) | Знать: Уметь: определять, каким способом образовано анализируемое слово | Решение тестовых заданий | | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
| 29 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ к/р №2. Принципы русской орфографии. | Знать: Уметь: | Решение тестовых заданий | & 18 упр. 87 | - понимание учебной задачи - составление плана -структурирование информации | |
Раздел 4. Морфология и орфография – 24 часа | | | | |
4. 1. Орфография – 20 часов | |
| 30 | Урок-практикум | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Знать: какие вопросы изучаются в курсе морфологии; предмет изучения орфографии; правила правописания безударных гласных в корне слова. Уметь: узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап); определять условия выбора верного написания (выборочный этап); на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи). | Упражнения учебника | & 19 упр. 94, составить тематический диктант «Непроверяемые гласные в корне слова» | - ориентация на понимание причин успеха -синтез и анализ информации -аргументация мнения -умение приходить к общему решению | |
| 31. | Урок-практикум | Чередующиеся гласные в корне слова. | Знать: Уметь: правильно писать слова с орфограммой | Упражнения учебника | & 20 упр.102 выучить все исключения из правил | - ориентация на понимание причин успеха -синтез и анализ информации -аргументация мнения -умение приходить к общему решению | |
| 32. | Урок-практикум | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. (ДВ 2011: А13) | Знать: Уметь: различать чередующиеся и проверяемые гласные в слове и применять правило | Решение тестовых заданий | & 19, 20 упр. 108 задания в сборнике Сениной | - ориентация на понимание причин успеха -синтез и анализ информации -аргументация мнения -умение приходить к общему решению | |
| .33 | Урок-практикум | Употребление гласных после шипящих. Словарный диктант. | Знать: Уметь: распознавать морфемы в словах; определять части речи; правильно писать гласные после шипящих и | Упражнения учебника | & 21 упр.113, составить таблицу | - постановка вопросов - оценка деятельности - анализ результата - самоконтроль | |
| 34. | Повторительно-обобщающий урок | Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах | Знать: Уметь: распознавать морфемы в словах; определять части речи; правильно писать гласные после Ц | Упражнения учебника | & 22 , 23 упр.118 задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 35 | Урок развития речи | Р/р ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом (часть С, сочинение). Отражение авторской позиции. | Знать: способы предъявления авторской позиции структуру сочинения части С Уметь: | Создание высказывания | сочинение. | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации - создание текста | |
| 36 | Урок контроля знаний | Диктант с последующей самопроверкой (упр. 118) | Знать: Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими нормами | Диктант | | | |
| 37 | Урок-практикум | Правописание звонких и глухих согласных. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника | & 24 упр.125, составить тестовое задание по образцу ЕГЭ | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 38 | Урок-практикум | Правописание непроизносимых согласных. | Знать: Уметь: правильно писать указанные орфограммы в словах. | Упражнения учебника | & 25 упр.127 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 39 | Урок-практикум | Правописание двойных согласных. | Знать: Уметь: правильно писать указанные орфограммы в словах. | Упражнения учебника | & 26 упр. 132, составить «Словарь-минимум» | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 40 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание гласных и согласных в приставках. (ДВ 2011: А14). | Знать: правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Уметь: | Упражнения учебника | & 27 упр. 149, заполнить таблицу | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 41 | Повторительно-обобщающий урок | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Знать: правописание приставок, зависящее от значения;. Уметь: | Упражнения учебника | & 28 упр.153, выучить словарные слова | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 42 | Повторительно-обобщающий урок | Гласные Ы-И после приставок. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника | & 29 упр. 157, найти и исправить ошибки в исходном тексте | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 43 | Урок-практикум | Урок обобщения и повторения. Словарный диктант. | Знать: состав слова; правописание приставок и корней слов употребление гласных после приставок Уметь: распознавать морфемы в словах правильно писать гласные в корнях слов, приставках и после приставок | Упражнения учебника, тесты | упр. 161, инд.задания | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 44 | Урок контроля знаний | Подготовка к ЕГЭ. | Знать: состав слова; правописание приставок и корней слов употребление гласных после приставок Уметь: распознавать морфемы в словах правильно писать гласные в корнях слов, приставках и после приставок | Тесты | тесты | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
| 45 | Повторительно-обобщающий урок | Употребление Ъ и Ь. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, тесты | & 30 упр. 165, задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 46 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Ъ и Ь. Правописание Ь после шипящих. | Знать: Уметь: определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова; | Упражнения учебника, тесты | & 30 упр. 166 задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 47 | Урок-практикум | Употребление прописных букв. | Знать: в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная. уметь: Уметь: различать строчные и прописные буквы. | Упражнения учебника | & 31 упр. 170 | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 48 | Повторительно-обобщающий урок | Правила переноса слов. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника | & 32 упр. 176 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 49 | Урок контроля знаний | К/Р. № 3. Контрольный диктант / тест (по выбору учителя) | Знать: Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими нормами | Диктант | | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
4. 2.Имя существительное как часть речи - 7 часа | |
| 50 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ к/р № 3. Систематизация знаний о частях речи. | Знать: Уметь: | | упр. 154 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 51. | Повторительно-обобщающий урок | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных; род, число, падеж и склонение имен существительных; Уметь: | Упражнения учебника | & 33 упр.180 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 52 | Урок-практикум | Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | Знать: род, число, падеж и склонение имен существительных; правописание падежных окончаний имен существительных. Уметь: не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи | Упражнения учебника, комментированное письмо | & 34 упр. 187 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 53 | Повторительно-обобщающий урок | Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, комментированное письмо | & 35 упр. 206 задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 54 | Урок развития речи | Р/р ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом ( часть С, сочинение). Аргументация собственного мнения. | Знать: Уметь: выбирать аргументы | Создание собственного высказывания | сочинение | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации - создание текста | |
| 55 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание сложных имен существительных. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, комментированное письмо | & 36 упр. 215, придумать слова по моделям | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 56 | Урок контроля знаний | Контрольная работа № 4. Диктант. | Знать: Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | Диктант | | - понимание учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
4.3Имя прилагательное – 5 часов | |
| 57 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ к/р №4. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | Знать: определение имени прилагательного; лексико-грамматические разряды имен прилагательных; склонение качественных и относительных имен прилагательных. Уметь: делать морфологический разбор имени прилагательного; правильно писать окончания имен прилагательных. | Составление таблицы, выборочный диктант | & 37 упр. 220, выписать эпитеты и метафоры из текста | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 58 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника | & 39 упр. 232 задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 59 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных. (ДВ 2011: А 12) | Знать: правописание суффиксов имен прилагательных; правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных; Уметь: | Упражнения учебника, комментированное письмо | & 40 упр. 235 задания в сборнике Сениной | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 60 | Урок-практикум | Правописание сложных имен прилагательных. Словарный диктант. | Знать: Уметь: отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное, пишущихся раздельно | Упражнения учебника, диктант | & 41 упр.242 | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 61 | Урок развития речи | Р/р Сочинение-рассуждение. (ДВ 2011: часть С). | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации Уметь: формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, | Создание высказывания | сочинение | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации - создание текста | |
4. 4.Имя числительное как часть речи – 3 часа | |
| 62. | Повторительно-обобщающий урок | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. | Знать: определение имени числительного; разряды и виды имен числительных; Уметь: | Упражнения учебника, анализ текста | & 42 ,43 упр. 247 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 63. | Урок-практикум | Правописание имен числительных. | Знать: правописание имен числительных; склонение имен числительных. Уметь: склонять имена числительные; правильно писать имена числительные | Упражнения учебника, комментированное письмо | & 44 упр.248 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 64 | Урок-практикум | Анализ сочинений. Употребление имен числительных в речи. | Знать: особенности употребления в речи числительных один; оба/обе; полтора, два, три, четыре; собирательных числительных. Уметь: | Упражнения учебника, тесты | & 45 упр. 253, тест «Найди грамматические ошибки» | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
4. 5. Местоимение как часть речи – 4 часа | | | | |
| 65 | Повторительно-обобщающий урок | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. | Знать: лексико-грамматические разряды местоимений; особенности изменения местоимений; Уметь: делать морфологический разбор местоимения; правильно употреблять местоимения в речи; | Исправление ошибок, тестовые задания | & 46 упр.257 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 66 | Урок-практикум | Правописание местоимений. | Знать: особенности изменения местоимений; правописание местоимений. Уметь: правильно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения; склонять местоимения. | Упражнения учебника, тесты | & 47 упр.260 | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 67-68 | Урок контроля знаний | К/Р. № 5. Контрольное сочинение – рассуждение. (ДВ 2011: часть С) | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации Уметь: формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, | Сочинение | | учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
4.6 Глагол – 4 часа | |
| 69. | Повторительно-обобщающий урок | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника | & 48 упр.263 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 70 | Урок-практикум | Правописание личных окончаний глаголов. (ДВ 2011: А 15 ). | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, тесты | & 49 упр.280 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 71 | Урок развития речи | Р/р Анализ контрольных сочинений. | | Редактирование работ | тест | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации - создание текста | |
| 72 | Урок-практикум | Правописание суффиксов глаголов. | Знать: Уметь: правильно писать суффиксы глагола; употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо. | тестовые задания | & 49 упр. 282 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 4. 7. Причастие – 2 часа | |
| 73. | Повторительно-обобщающий урок | Причастие. Образование причастий. | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, тесты | & 50 упр.285 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 74 | Урок-практикум | Правописание суффиксов причастий. Н. и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Словарный диктант. | Знать Уметь: | тестовые задания | & 52 упр.295 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
4. 8. Деепричастие – 2 часа | |
| 75. | Повторительно-обобщающий урок | Деепричастие Образование деепричастий. | Знать: определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования. Уметь: находить деепричастия в тексте; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах. | Упражнения учебника, тесты | & 53 упр. 301 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 76 | Урок-практикум | Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. | Знать: определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования. Уметь: находить деепричастия в тексте; строить предложения с деепричастными оборотами правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; | тестовые задания | & 53 упр.303, тест «Найди грамматические ошибки» | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
4. 9. Наречие как часть речи - 4 часа | |
| 77. | Повторительно-обобщающий урок | Наречие как часть речи. Образование наречий. Морфологический разбор наречия. | Знать: определение наречия; разряды по значению; степени сравнения; Уметь: определять разряд по значению; образовывать степени сравнения; | Упражнения учебника | & 54 упр. 305 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 78-79 | Урок-практикум | Правописание наречий. (ДВ 2011: А18) | Знать: Уметь: | Упражнения учебника, тесты | & 55 упр. 310 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 80 | Урок контроля знаний | К/Р. № 6. Тест. (ДВ 2011: А3, А4, А5, А10, А 26, В2). | Знать: Уметь: Соблюдать языковые нормы | Тест | | учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
4. 10. Слова категории состояния - 2 часа | | |
| 81 | Повторительно-обобщающий урок | Слова категории состояния. | Знать: определение слов категории состояния; морфологический разбор слов категории состояния. Уметь: находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные. | Упражнения учебника, тесты | & 56 упр.322 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 82 | Урок-практикум | Подготовка к ЕГЭ | Знать: Уметь: Соблюдать языковые нормы | тестовые задания | упр. 315 | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
Служебные части речи | |
4. 11. Предлог как служебная часть речи – 3 час | | | |
| 83 | Повторительно-обобщающий урок | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | Знать: определение предлога; какие отношения выражаются с помощью предлогов; виды предлогов по структуре и по происхождению; Уметь: | Упражнения учебника | & 57 упр.324 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 84 | Урок-практикум | Правописание предлогов. | Знать: Уметь: грамотно писать предлоги. | Упражнения учебника, тесты | & 58 упр. 331 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 85 | Урок развития речи | Р/р Изложение / сочинение-миниатюра ( по выбору учителя) | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации Уметь: формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, | Создание высказывания | | - понимание задачи -восприятие разных источников информации - анализ информации - создание текста | |
| 4. 12. Союз как служебная часть речи – 2 часа | |
| 86 | Повторительно-обобщающий урок | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. | Знать: определение союза; виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; синтаксическую функцию союзов; Уметь: делать морфологический разбор союза; различать союзы и союзные слова; | Упражнения учебника | & 59 упр. 335, перестроить предложения по заданию | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 87 | Урок-практикум | Правописание союзов. (ДВ 2011: А18) | Знать: Уметь: правильно писать союзы. | Упражнения учебника, тесты | & 60 упр. 337 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| | 4. 12. Частицы – 6 часа | |
| 88. | Повторительно-обобщающий урок | Частицы. Правописание частиц. | Знать: определение частицы; разряды по значению; правописание частиц. Уметь: определять значение частицы; правильно писать частицы. | Упражнения учебника | & 61, 62 упр. 339 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 89 | Урок-практикум | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. (ДВ 2011: А17) | Знать: Уметь: находить орфограмму; безошибочно определять части речи; сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни. | Упражнения учебника, тесты | & 63 упр.340 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 90-91 | Урок-практикум | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Словарный диктант. | Знать: Уметь: сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни. | тестовые задания | & 64 упр.348 задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 92 | Урок контроля знаний | К/Р. № 7. Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Тест. | Знать: Уметь: | Тест | | учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
| 93 | Урок-практикум | Анализ контрольной работы. | Знать: Уметь: применять орфографические правила правописания служебных частей речи | тестовые задания | упр. 345, определить части речи указанных слов | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
4. 13. Междометие как особый разряд слов – 1 час | |
| 94. | Повторительно-обобщающий урок | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова (п.65). | Знать: Уметь: находить междометия в тексте; различать междометия и звукоподражательные слова; правильно писать сложные междометия; ставить знаки препинания при междометиях. | Упражнения учебника | & 65 упр.352 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 95-97 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и обобщение | Знать: Уметь: применять орфографические правила правописания частей речи | тестовые задания | упр. 353, 355, 356 | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |
| 98-99 | Урок контроля знаний | К/р №8 Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации Уметь: формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, | Работа в формате ЕГЭ | | учебной задачи - ориентация в способах решения задачи - выбор оптимального решения -самоконтроль | |
| 100 | Урок-практикум | Анализ итоговой контрольной работы. | Знать: структуру сочинения части С способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации Уметь: формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, находить недочеты в работе и исправлять их | Анализ и устранение недочетов | Задания в сборнике Сениной | - исследование проблемы - выбор путей решения проблемы - анализ информации - формулирование выводов - прогнозирование - построение высказывания | |
| 101-102 | Урок-практикум | Итоговые уроки | | Упражнения учебника | | - понимание цели - прогнозирование результата - восприятие и передача информации -самоконтроль | |