СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

города Южно-Сахалинска



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора:

___________ ______________

(подпись) (расшифровка)

_______________ 2019 г.










АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ВАРИАНТ 4.1)

по математике

Ким Ми

5А класс


(Составила Ермохина Н.А.)























Южно-Сахалинск, 2019

Пояснительная записка

Целью реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач: формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья; обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями; развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции; достижения планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися; осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП ООО, сохранение и

поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции.

Общая характеристика АООП ООО для слабовидящих обучающихся

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5-9 классы).

Обязательным является систематическая специальная и психолого- педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; овладение основными навыками ориентировки в макропространстве; использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение режима физических нагрузок (с

учетом противопоказаний); необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно- пространственной и социальной адаптации.

Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии.

Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно- познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов ;в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования

средств общения).

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество. У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования


Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АОП ООО (вариант 4.1) (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ООО.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Обозначенные в Стандарте критерии также распространяются на требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы слабовидящими обучающимися, и содержательно дополняются с учетом специфики обучения данной категории детей.

Личностные результаты освоения АОП ООО должны отражать:

• умение сопоставлять и корректировать зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

• способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;

• способность воспринимать адекватно возрасту ключевые события происходящего в социуме, осознавать себя частью социума, принимать соответствующие возрасту ценности;

• умение применять в коммуникативной деятельности вербальные и невербальные формы общения.

Метапредметные результаты освоения АОП ООО включают освоенные слабовидящими обучающимися:

• универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями;

• умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебнопознавательной, ориентировочной, трудовой);

• применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия;

• умение использовать современные средства коммуникации использующиеся на данном образовательном уровне;

• владение слабовидящими обучающимися навыками пространственной и социальнобытовой ориентировки;

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с учетом,

• имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Предметные результаты освоения АОП ООО слабовидящими обучающимися, с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, полученные знания и умения должны обеспечивать успешное обучение на следующей уровне общего образования и отражать готовность их применения.

Требования к предметным результатам АОП ООО полностью совпадают с требованиями к предметным результатам ФГОС ООП ООО, однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, а также спецификой обучения слабовидящих обучающихся, отдельные дисциплины содержат дополнительные требования к предметным результатам освоения АОП ООО.

Математика. Алгебра. Геометрия:

• владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

• умение выполнять геометрические построения, построение графиков функций, диаграмм и т.п. с помощью соответствующих приспособлений;

• читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости.


«Математика». В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково­символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этом уровне образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.


Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по математике для 5 классов общеобразовательных учреждений учебник «Математика-5 Дорофеев Г.В.




урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведе­ния

корректировка


1.Раздел ВВЕДЕНИЕ.

3






1

Тема«Натуральные числа и действия с натуральными числами.»

1

02.09.19





2

Тема «Квадрат и прямоугольник»

1

03.09.19





3

Стартовая работа

1

04.09.19






2.Раздел «Линии»

7






4

Тема «Разнообразный мир линий»

1

05.09.19





5-6

Тема «Прямая. Части прямой. Ломаная»

2

06.09.19

09.09.19





7-8

Тема «Длина линии»

2

10.09.19

11.09.19





9-10

Тема «Окружность»

2

12.09.19

13.09.19






3.Раздел ««Натуральные числа»

12







11-12

Тема «Как записывают и читают натуральные числа»

2

16.09.19

17.09.19





13-14

Тема «Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел»

2

18.09.19

19.09.19





15-16

Тема «Числа и точки на прямой»

2

20.09.19

23.09.19





17-18

Тема «Округление натуральных чисел»

2

24.09.19

25.09.19





19-21

Тема «Решение комбинаторных задач»

3

26.09.19

27.09.19

30.09.19





22

Контрольная работа№1: «Натуральные числа»

1

01.10.19






4.Раздел «Действия с натуральными числами»

24






23-27

Тема «Сложение и вычитание»

5

02.10.19

03.10.19

04.10.19

07.10.19

08.10.19





28-33

Тема «Умножение и деление»

6

09.10.19

10.10.19

11.10.19

14.10.19

15.10.19

16.10.19





34-37

Тема «Порядок действий в вычислениях»

4

17.10.19

18.10.19

21.10.19

22.10.19





38-40

Тема «Степень числа»

3

23.10.19

24.10.19

25.10.19





41-45

Тема «Задачи на движение»

5

05.11.19

06.11.19

07.11.19

08.11.19

11.11.19





46

Контрольная работа№2:

«Действия с натуральными числами»

1

12.11.19






5. Раздел «Использование свойств действий при вычислениях»

12






47-48

Тема «Свойства сложения и умножения»

2

13.11.19

14.11.19





49-51

Тема «Распределительное свойство»

3

15.11.19

18.11.19

19.11.19





52-55

Тема «Задачи на части»

4

20.11.19

21.11.19

22.11.19

25.11.19





56-57

Тема «Задачи на уравнивание»

2

26.11.19

27.11.19





58

Контрольная работа №3:

«Использование свойств действий при вычислениях»


1

28.11.19






6. Раздел «Углы и многоугольники»

7

29.11.19





59-60

Тема «Как обозначают и сравнивают углы»

2






61-63

Тема «Измерение углов»

3






64-65

Тема «Ломанные и многоугольники»

2







7. Раздел «Делимость чисел»

15






66-68

Тема «Делители и кратные»

3






69-70

Тема «Простые и составные числа»

2






71-72

Тема «Свойства делимости»

2






73-75

Тема «Признаки делимости»

3






76-79

Тема «Деление с остатком»

4






80

Контрольная работа №4: «Делимость чисел»

1







8. Раздел «Треугольники и четырехугольники»

9






81-82

Тема «Треугольники и их виды»

2






83-84

Тема «Прямоугольники»

2






85-86

Тема «Равенство фигур»

2






87-89

Тема «Площадь прямоугольника»

3







9. Раздел «Дроби»

20






90-92

Тема «Доли»

3






93-96

Тема «Что такое дробь»

4






97-101

Тема «Основное свойство дроби»

5






102-103

Тема «Приведение дробей к общему знаменателю»

2






104-106

Тема «Сравнение дробей»

3






107-108

Тема «Натуральные числа и дроби»

2






109

Контрольная работа №5: «Обыкновенные дроби».

1







10. Раздел «Действия с дробями»

35






110-114

Тема «Сложение и вычитание дробей»

5






115-117

Тема «Смешанные дроби»

3






118-122

Тема «Сложение и вычитание смешанных дробей»

5






123

Контрольная работа №6: «Сложение и вычитание дробных чисел».

1






124-128

Тема «Умножение дробей»

5






129-134

Тема «Деление дробей»

6






135-139

Тема «Нахождение части целого и целого по его части»

5






140-143

Тема «Задачи на совместную работу»

4






144

Контрольная работа №7: «Умножение и деление дробей».

1







11. Раздел «Многогранники»

10






145-146

Тема «Геометрические тела и их изображение»

2






147-148

Тема «Параллелепипед»

2






149-151

Тема «Объем параллелепипеда»

3






152-154

Тема «Пирамида»

3







12. Раздел «Таблицы и диаграммы»

8






155-157

Тема «Чтение и составление таблиц»

3






158-159

Тема «Диаграммы»

2






160-162

Тема «Опрос общественного мнения»

3







13. Повторение

8






163

Итоговая контрольная работа

1






164

Анализ контрольной работы.

1






165

Тема: «Натуральные числа и действия с натуральными числами»

1






166-167

Тема: «Дроби. Действия с дробями»

2






168-169

Тема: «Текстовые задачи на движение»

2






170

Тема: «Многоугольники и многогранники»

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!