Тематическое планирование | Дата, класс | Кол-во часов | Домашнее задание |
Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (1 полугодие) | | 17 | |
1.Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов (лирические), особенности их драматургического развития в вокальной и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе | 3.09 – 6А, 6Б 8.09 – 6В | 1 | Учебник стр. 6, 7, выучить записи в тетради |
2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические), особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса | 10.09 – 6А, 6Б 15.09 – 6В | 1 | Учебник стр. 8 - 13, выучить записи в тетради |
3. Два музыкальных посвящения. Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыкой – «Вальс-фантазия» М. Глинки | 17.09 – 6А, 6Б 22.09 – 6В | 1 | Учебник стр. 14 - 19, выучить записи в тетради |
4. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы — М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок | 24.09 – 6А, 6Б 29.09 – 6В | 1 | Учебник стр. 20 - 23, выучить записи в тетради |
5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С. В. Рахманинов. Лирические образы романсов С. В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С. В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке | 01.10 – 6А, 6Б 06.10 – 6В | 1 | Учебник стр. 24, 25, выучить новые определения |
6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин. Творчество Ф.И .Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф. И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина | 08.10 – 6А, 6Б 13.10 – 6В | 1 | Учебник стр. 26 - 29, записи в тетради, вклеить сообщение о Федоре Шаляпине (печатный или рукописный текст) |
7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя) | 15.10 – 6А, 6Б 20.10 – 6В | 1 | Учебник стр. 30 - 37 |
8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены | 22.10 – 6А, 6Б 27.10 – 6В | 1 | Учебник стр. 38 - 47 |
9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки | 12.11 – 6А, 6Б 10.11 – 6В | 1 | Учебник стр. 48 - 57 |
10. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки | 19.11 – 6А, 6Б 17.11 – 6В | 1 | Учебник стр. 58 - 61 |
11. «Перезвоны». Молитва. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов | 26.11 – 6А, 6Б 24.11 – 6В | 1 | Учебник стр. 62 - 65 |
12. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И. С. Баха | 03.12 – 6А, 6Б 01.12 – 6В | 1 | Учебник стр. 66, 67 |
13. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И. С. Баха | 10.12 – 6А, 6Б 08.12 – 6В | 1 | Учебник стр. 68 - 71 |
14. Образы скорби и печали. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов | 17.12 – 6А, 6Б 15.12 – 6В | 1 | Учебник стр. 72 - 75 |
15. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки | 24.12 – 6А, 6Б 22.12 – 6В | 1 | Учебник стр. 76 - 79 |
16. Авторская песня: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни | 14.01 – 6А, 6Б 29.12 – 6В | 1 | Учебник стр. 80 - 87 |
17. Джаз – искусство ХХ века. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз — спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки | | 1 | Учебник стр. 88 - 93 |
Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки (2 полугодие) | | 17 | |
18. Вечные темы искусства и жизни. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образ камерной и симфонической музыки. Программная и не программная музыка. Переплетение эпических, лирических и драматичсеских образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная, инструментальная | | 1 | Учебник стр. 96, 97 |
19. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна | | 1 | Учебник стр. 98 - 101 |
20. Итоговое тестирование в ходе проведения промежуточной аттестации. | | 1 | Учебник стр. 6 - 101 |
21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж | | 1 | Учебник стр. 102-107, 108-113 |
22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента | | 1 | Учебник стр. 114-119 |
23, 24. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности – Г. Свиридов. Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке | | 2 | Учебник стр. 120-131 |
25. Симфоническое развитие музыкальных образов. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний | | 1 | Учебник стр.132, 133 |
26. «В печали, весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П. И. Чайковского… Интерпретация и обработка классической музыки | | 1 | Учебник стр. 134-137 |
27. Обобщение пройденного материала. Закрепление и обобщение полученных знаний | | 1 | Учебник стр. 96 -137 |
28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил | | 1 | Учебник стр. 138-141 |
29, 30. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально – инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды | | 1 | Учебник стр. 142-149 |
31. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов | | 1 | Учебник стр. 150-153 |
32. Мюзикл. «Вестсайдская история». Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера | | 1 | Учебник стр. 154, 155 |
33. Опера «Орфей и Эвридика». Рок – опера «Орфей и Эвридика». Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. | | 1 | Учебник стр. 156-159 |
34. Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. Роль музыки в кино | | 1 | Учебник стр. 160-163 |
ИТОГО | | 34 | |