КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 кл. 102 часа, 3 часа в неделю 2018-2019 учебный год
Учебник Общая Биология Авторы:Беляев Д.К.,Дымшиц Г.М. Издательство: Просвещение
Составитель Толилова Н.А.
№ П/п | Тема урока | Лабораторные и практические работы, экскурсии | Соответствие кодификатору ЕГЭ | Кол. Ч. | Дом. задание | Дата проведения урока |
Пл | Факт |
Биология как комплекс наук о живой природе – 6ч. |
Коммуникативные УУД: умение критично относиться к своему мнению и корректировать его, вести дискуссию, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные УУД : умение систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого ; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. Личностные УУД: умение использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков, осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. |
1 | Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии, её связь с другими науками. | | 1.1 | 1 | Введение | 03.09 | |
2 | Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. | | 1.2 | 1 | Введение | 05.09 | |
3 | Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. | | 1.2 | 1 | Введение | 06.09 | |
4 | Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. | Практическая работа №1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов» | 1.2 | 1 | Введение | 12.09 | |
5 | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Лабораторная работа№1 «Техника микропрепарирования» | 1.2 | 1 | Введение | 13.09 | |
6 | Практическое применение биологических знаний. Стартовая диагностика | | 1.1 | 1 | Введение | 17.09 | |
Структурные и функциональные основы жизни – 35ч. |
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность. Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устаналивать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
7 | Молекулярные основы жизни. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. | | 2.3-2.7 | 1 | §2 | 19.09 | |
8 | Строение и функции молекул неорганических веществ. Гидрофильность и гидрофобность. Вода, её роль в живой природе. | Лабораторная работа №2 « Изучению плазмолиза и деплазмолиза в клетке кожицы лука». | 2.3-2.7 | 1 | §2 | 20.09 | |
9 | Роль минеральных солей в клетке | | 2.3-2.7 | 1 | §2 | 24.09 | |
10 | Строение и функции молекул органических веществ. Понятия о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. Функции углеводов. | | 2.3-2.7 | 1 | §5 | 26.09 | |
11 | Липиды. Функции липидов. | | 2.3-2.7 | 1 | §6 | 27.09 | |
12 | Белки. Функции белков. | | | 1 | §3 | 01.10 | |
13 | Механизм действия ферментов. Лабораторная работа №4 « Изучение каталитической активности ферментов» | Лабораторная работа №3 « Изучение каталитической активности ферментов» | 2.3-2.7 | 1 | §4 | 03.10 | |
14 | Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местонахождение, функции. | | 2.3-2.7 | 1 | §7 | 04.10 | |
15 | РНК: строение, виды, функции | | 2.3-2.7 | 1 | §7 | 08.10 | |
16 | АТФ. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Обобщение темы «» | | 2.3-2.7 | 1 | §7 | 10.10 | |
17 | Клетка- структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. | Лабораторная работа №4 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». | 2.3-2.7 | 1 | §1 | 11.10 | |
18 | Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. | | 2.3-2.7 | 1 | §1 | 15.10 | |
19 | Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран | | 2.3-2.7 | 1 | § | 17.10 | |
20 | Цитоплазма. Мембранные и немембранные органоиды. | Лабораторная работа №5 « Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений» | 2.3-2.7 | 1 | §8 | 18.10 | |
21 | Ядро. Хромосомы.строение и функции хромосом. | Лабораторная работа№6 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». | 2.3-2.7 | 1 | §9 | 22.10 | |
22 | Цитоскелет. Включения. | | 2.3-2.7 | 1 | §10 | 24.10 | |
23 | Лабораторная работа №7 « Сравнение клеток растений, животных, грибов, бактерий на готовых микропрепаратах» | Лабораторная работа №7 « Сравнение клеток растений, животных, грибов, бактерий на готовых микропрепаратах» | 2.3-2.7 | 1 | | 25.10 | |
24 | Отличительные особенности клеток прокариоты и эукариот. | | 2.3-2.7 | 1 | § Запись в тетради | 07.11 | |
25 | Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных болезней. Способы передачи вирусных инфекций. Вирусология, её практическое применение. Обобщение темы | | 2.3-2.7 | 1 | §20 | 08.11 | |
26 | Клеточный метаболизм. Ферментативный характер обмена веществ. | | 2.3-2.7 | 1 | §Запись в тетради | 12.11 | |
27 | Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в проессе энергетического обмена. | | 2.3-2.7 | 1 | §13 | 14.11 | |
28 | Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | | 2.3-2.7 | 1 | §11 | 15.11 | |
29 | Хемосинтез. | | 2.3-2.7 | 1 | §12 | 19.11 | |
30 | Генетическая информация в клетке. Генетический код, его свойства. | | 2.3-2.7 | 1 | §14,15 | 21.11 | |
31 | Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. | | 2.3-2.7 | 1 | §15 Запись в тетради | 22.11 | |
32 | Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза. | | 2.3-2.7 | 1 | §16 | 26.11 | |
33 | Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркотических веществ. | | 2.3-2.7 | | §16 | 28.11 | |
34 | Клеточный цикл. Интерфаза и деление. | | 3.1-3.3 | 1 | § | 29.11 | |
35 | Митоз. Фазы митоза. Его значение. | Лабораторная работа №8 «Наблюдение митоза в клетках корешка лука на готовых микропрепаратах» | 3.1-3.3 | 1 | § | 03.12 | |
36 | Соматические и половые клетки. | | 3.1-3.3 | 1 | § | 05.12 | |
37 | Мейоз, его фазы. Значение. Мейоз в жизненном цикле организмов. | Лабораторная работа№9 «Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах». | 3.1-3.3 | 1 | § | 06.12 | |
38 | Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. | Лабораторная работа №10 «Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах». | 3.1-3.3 | 1 | § | 10.12 | |
39 | Регуляция деления клеток, нарушение регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки. | | 3.1-3.3 | 1 | § | 12.12 | |
40 | Практическаяработа №1 « Решение элементарных задач по молекулярной биологии» | Практическая работа №2 « Решение элементарных задач по молекулярной биологии» | 3.1-3.3 | 1 | § | 13.12 | |
41 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Структурные и функциональные основы жизни». Итоговый тест за 1 полугодие. | | 3.1-3.3 | 1 | § | 17.12 | |
Организм – 52ч. |
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность. Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устаналивать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, 20 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
42 | Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. | | 3.1-3.3 | 1 | § Запись в тетради | 19.12 | |
43 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. | | 3.1-3.3 | 1 | §24 | 20.12 | |
44 | Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость. Регуляция. | | 3.1-3.3 | 1 | § Запись в тетради | 24.12 | |
45 | Гомеостаз. Принцип обратной связи. | | 3.1-3.3 | 1 | §Запись в тетради | 26.12 | |
46 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение | | 3.1-3.3 | | §27 | 27.12 | |
47 | Половое размножение. | | 3.1-3.3 | 1 | §28 | 09.01 | |
48 | Двойное оплодотворение у цветковых растений | | 3.1-3.3 | 1 | §28 | 10.01 | |
49 | Оплодотворение у животных. Партеногенез. | | 3.1-3.3 | 1 | §28 | 14.01 | |
50 | Способы размножения у растений и животных .Экскурсия №1 «Способы размножения растений в природе» | Экскурсия №1 «Способы размножения растений в природе» | 3.1-3.3 | 1 | § | 16.01 | |
51 | Онтогенез. Эмбриональное развитее. | | 3.1-3.3,5.6 | 1 | §22 | 17.01 | |
52 | Практическая работа № 3 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». | Практическая работа № 3 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». | 3.1-3.3,5.6 | 1 | § | 21.01 | |
53 | Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. | | 3.1-3.3,5.6 | 1 | §23 | 23.01 | |
54 | Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. | | | 1 | §25 | 24.01 | |
55 | Жизненные циклы и чередование поколений (животных) | | 3.1-3.3 | 1 | § Запись в тетради | 28.01 | |
56 | Жизненные циклы и чередование поколений (растений). Проверочная работа « Размножение организмов» | | 3.1-3.3 | 1 | § Запись в тетради | 30.01 | |
57 | Методы генетики | | 3.4-3.7 | 1 | §Запись в тетради | 31.01 | |
58 | Методы генетики | | 3.4-3.7 | 1 | §Запись в тетради | 04.02 | |
59 | Генетическая терминология и символика. Вероятностный характер законов генетики. | | 3.4-3.7 | 1 | §32 | 06.02 | |
60 | Практическая работа № 4 « Описание фенотипа» | Практическая работа № 4 « Описание фенотипа» | 3.4-3.7 | 1 | Запись в тетради | 07.02 | |
61 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (гипотеза чистоты гамет, моногибридное скрещивание, законы единообразия и расщепления). | | 3.4-3.7 | 1 | §29 | 11.02 | |
62 | Практическая работа № 5 «Составление элементарных схем скрещивания» | Практическая работа № 5 «Составление элементарных схем скрещивания» | 3.4-3.7 | 1 | Запись в тетради | 13.02 | |
63 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и их цитологические основы (анализирующее, дигибридное скрещивание). Цитологические основы закономерностей наследования. | | 3.4-3.7 | 1 | §30 | 14.02 | |
64 | Практическая работа № 6«Решение генетических задач» | Практическая работа № 6 «Решение генетических задач» | 3.4-3.7 | 1 | | 18.02 | |
65 | Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. | | 3.4-3.7 | 1 | §29 | 20.02 | |
66 | Практическая работа № 7 « Изучение результатов моно- и дигибридного скрещивания у дрозофилы». | Практическая работа № 7 « Изучение результатов моно- и дигибридного скрещивания у дрозофилы». | 3.4-3.7 | 1 | Повторить §29,30 | 21.02 | |
67 | Закономерности сцепленного наследования. Кроссинговер. | | 3.4-3.7 | 1 | §33 | 25.02 | |
68 | Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование. | | 3.4-3.7 | 1 | §34 | 27.02 | |
69 | Определение пола. Типы определения пола | | 3.4-3.7 | 1 | §35 | 28.02 | |
70 | Наследование, сцепленное с полом | | 3.4-3.7 | 1 | §35 | 04.03 | |
71 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. | | 3.4-3.7 | 1 | §31 | 06.03 | |
72 | Генетика человека. Методы изучения генетики человека. | | 3.4-3.7 | 1 | §48,49 | 07.03 | |
73 | Репродуктивное здоровье человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение. | | 3.4-3.7 | 1 | §51 | 11.03 | |
74 | Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. Практическая работа №8 « Составление и анализ родословных». | Практическая работа № 8« Составление и анализ родословных». | 3.4-3.7 | 1 | §Запись в тетради | 13.03 | |
75 | Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Тест . | | 3.4-3.7 | 1 | §41 | 14.03 | |
76 | Практическая работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Изучение изменчивости» | Практическая работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Изучение изменчивости» | 3.4-3.7 | 1 | § | 18.03 | |
77 | Виды наследственной изменчивости. | | 3.4-3.7 | 1 | §Запись в тетради | 20.03 | |
78 | Мутации. Виды мутаций. | | 3.4-3.7 | 1 | §37,38 | 21.03 | |
79 | Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. | | 3.4-3.7 | 1 | §40 | 03.04 | |
80 | Экскурсия №2 «Изменчивость организмов» (окрестности школы) | Экскурсия №2 «Изменчивость организмов» (окрестности школы) | 3.4-3.7 | 1 | | 04.04 | |
81 | Комбинативная изменчивость, её источники. | | 3.1, 5.6 | 1 | §36 | 08.04 | |
82 | Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика. | | 5.6 | 1 | §39 | 10.04 | |
83 | Селекция и доместификация. | | 3.8-3.9 | 1 | §Запись в тетради | 11.04 | |
84 | Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. | | 3.8-3.9 | 1 | § | 15.04 | |
85 | Методы селекции. Их генетические основы | | 3.8-3.9 | 1 | §90 | 17.04 | |
86 | Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов селекции. | | 3.8-3.9 | 1 | §89 | 18.04 | |
87 | Гетерозис и его использование в селекции. | | 3.8-3.9 | 1 | §90 | 22.04 | |
88 | Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, экспериментальный мутагенез. | | 3.8-3.9 | 1 | §91 | 24.04 | |
89 | Расширение генетического разнообразия селекционного материала: клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность. | | 3.8-3.9 | 1 | §19 | 25.04 | |
90 | Экскурсия №3 «Многообразие пород животных и сортов растений. Методы их выведения» | Экскурсия №3 «Многообразие пород животных и сортов растений. Методы их выведения» | 3.8-3.9 | 1 | Запись в тетради | 29.04 | |
91 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Организм» | | 3.8-3.9 | 1 | Повторить § | 02.05 | |
92 | Контрольно - обобщающий урок по теме «Организм». | | 3.8-3.9 | 1 | | 06.05 | |
93 | Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. | | | 1 | | 08.05 | |
94 | Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. | | | 1 | | 13.05 | |
95 | Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. | | | 1 | | 15.05 | |
96 | Защита проектов и исследовательских работ. | | | 1 | | 16.05 | |
97 | Защита проектов и исследовательских работ. | | | 1 | | 20.05 | |
98 | Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии 10 класса. | | | 1 | Повторить § | 22.05 | |
99 | Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии 10 класса. | | | 1 | Повторить § | 23.05 | |
100 | Итоговая контрольная работа ( промежуточная аттестация). | | | 1 | | 27.05 | |
101 | Итоговая контрольная работа ( промежуточная аттестация). | | | 1 | | 29.05 | |
102 | Анализ итоговой работы. | | | 1 | | 30.05 | |