СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по предмету "Экология" по теме: "История охраны природы в России"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей Регионального железнодорожного техникума  по предмету «Экология», работающих со студентами 1 курса технического профиля.

Изучение темы «История охраны природы в России»   в рамках данной дисциплины предусмотрено рабочей программой в последнем разделе «Охрана природы».  Значение данной темы в общем курсе дисциплины велико, т.к. все изучаемые процессы и явления обязательно связаны с деятельностью человека.   Кроме того, данная тема является интегрируемой при изучении отдельных тем истории, обществознания, биологии. Данная методическая разработка составлена в соответствии со сроком и последовательностью, предусмотренными рабочей программой и календарно-тематическим планированием по дисциплине ОУДБ. 11 Экология, полностью соответствует требованиям и ФГОС СПО третьего поколения для специальности 23.02.06.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по предмету "Экология" по теме: "История охраны природы в России"»

Департамент образования и науки брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Региональный железнодорожный техникум»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РЖТ

_______________ Алещенко В.Н.

«____»_____________ 2017 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ЭКОЛОГИЯ»

ПО ТЕМЕ:

«История охраны природы в России»


для студентов I курса

специальности

23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»





Составлена

Преподавателем А.А. Зезюля

Утверждены на заседании Ц/К

Протокол № ____ от ________2017 Председатель Ц/К

__________________В.Г. Шляхто

Рецензент ______________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УР

___________ Н.Г. Кондрашина




Брянск 2017


Содержание.


  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

  2. Введение…………………………………………………………………..8

  3. Основная часть…………………………………………………………...9

  4. Заключение……………………………………………………………...18

  5. Используемая литература………………………………………………20

  6. Приложение …………………………………………………………….21


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей Регионального железнодорожного техникума по предмету «Экология», работающих со студентами 1 курса технического профиля.

Дисциплина ОУДБ. 11 Экология относится к общеобразовательным базовым дисциплинам, в рамках которой студенты должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения    человечества    и     природы,     социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Учебная дисциплина «Экология» является естественнонаучной дисциплиной, обеспечивающей общеобразовательный уровень подготовки специалиста, т.к. намечает всеобщая тенденция экологизации, то изучаемый курс тесно связан с со всеми дисциплинами, следовательно ее изучение формирует базовые знания и умения для освоения специальности в последующем.

Изучение темы «История охраны природы в России» в рамках данной дисциплины предусмотрено рабочей программой в последнем разделе «Охрана природы». Значение данной темы в общем курсе дисциплины велико, т.к. все изучаемые процессы и явления обязательно связаны с деятельностью человека. Кроме того, данная тема является интегрируемой при изучении отдельных тем истории, обществознания, биологии.

  • Данная методическая разработка составлена в соответствии со сроком и последовательностью, предусмотренными рабочей программой и календарно-тематическим планированием по дисциплине ОУДБ. 11 Экология, полностью соответствует требованиям и ФГОС СПО третьего поколения для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Проведение занятия планируется во II семестре 2016-2017 учебного года на 15 неделе, что соответствует календарно-тематическому плану.

Разработка этого урока направлена на формирование у студентов представления о мире вокруг нас, развитии экологических знаний в России, о о мерах и наказаниях применяемых в области охраны природы в далеком пролом и на современном этапе.

Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к подобным документам в положении «О методических разработках (рекомендациях)».

Работа содержит: пояснительную записку, введение, основную часть, заключение, приложения. Все структурные элементы отражены на листе содержания.

В результате данного занятия студенты должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- -использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, экологических проблем и взаимоотношений природы и общества.

знать:

  •  определения основных экологических понятий (природа, природная среда, окружающая среда, природопользование, природоохранная деятельность, природные условия, охраняемые природные территории др.);

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы)

  • основные этапы развития охраны природы в России.























ВВЕДЕНИЕ.


В рамках изучаемой дисциплины «Экология» изучение материала по теме «Охрана природы» является одной из наиболее сложных, так как содержит большое количество статистических данных, правовые основы заложенные в законодательстве РФ, статьи трудных в восприятии и запоминании, овладение и применение ряда умений и навыков.

Предмет «Экология» обладает рядом межпредметных связей с такими дисциплинами, как история, обществознание, биология, изучаемыми студентами на первом курсе

Методическая разработка данного занятия позволяет эффективно использовать групповую и самостоятельную формы работы, а также формировать коммуникативные и учебно-познавательные навыки учащихся при изучении данной темы.

Данная методическая разработка предполагает определение методики проведения учебного занятия по теме: «История охраны природы в России» для студентов 1 курса технического профиля специальностей. Предполагает подбор эффективных методов обучения и позволяет студентам разного уровня подготовки приобрести знания, умения, выработать компетенции для достижения поставленных целей.

Методическая разработка может носить рекомендательный характер как для всех преподавателей, работающих по данному направлению, так и для других учебных заведений, реализующих подобную учебную программу.











ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


Данное занятие предполагает освоение нового учебного материала, поэтому тип урока выбран в соответствии с дидактическими целями занятия- изучения нового материала. Так как это занятие является первым по теме «Охрана природы», следовательно, это занятие вводного типа, основной функцией которого является подготовка учащихся к восприятию новой информации, установление связей между имеющимися и новыми знаниями, возбуждение интереса к новым изучаемым проблемам по дисциплине.

В процессе изложения материала темы используются различные виды учебной деятельности: сообщения студентов, изложение теоретического материала преподавателем, игра.

Вид занятия: теоретическое

Целью такого типа занятия является овладение обучающимися новым материалом. Для этого они должны подключиться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций. Наиболее приемлемой такая форма является при изучении объемного материала по теме, а в среднеспециальных учебных заведениях школьная программа изучается сжато и в более короткие сроки, включает объединение нескольких параграфов в одно занятие. Что объясняет выбор формы занятия.

Форма занятия: лекция-беседа с элементами проблемного изложения

Лекция – это устное изложение преподавателем основных теоретических положение по теме, мало связанного материала с ранее изученным, при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала и подаче материала крупными блоками.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала целесообразен при изучении данной темы выбор типа лекции- вводной. По характеру положения и деятельности обучающихся целесообразен выбор лекции – беседы.

Беседа - это диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала, отрабатывает с ними ранее изученное. При изучении темы «История охраны природы в России» эта форма работы достаточно эффективна, так как имеется большое количество источников информации содержащих разные сведения для анализа, определения темы тоже даются в разной интерпретации, работа с текстом тоже требует особого внимания и контроля, так как все это может привести к поверхностному усвоению текста. Поэтому при разборе нового материала необходимо совместно со студентами анализировать текст, сведения, статистические данные по теме, при этом задавать четко продуманные и сформулированные вопросы. Современная образовательная парадигма требует постановки обучающихся в ситуацию выбора, для развития творческих способностей, а также, чтобы обучение удовлетворяло жизненным запросам обучающихся.

Тема занятия «История охраны природы в России» уже содержит в своей формулировке элементы проблемы. Поэтому применение методики проблемного обучения на уроках экологии просто необходимо. Проблемное обучение необходимо для развития творческого мышления обучающихся, так как оно стимулирует поисковую деятельность человека. Поэтому результат учебной деятельности студентов в условиях проблемного обучения должен выражаться не только в усвоении экологического образования, но и в развитии творческих способностей, интеллектуальных умений, умственной самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

  • По источнику знаний:

  • наглядный, (демонстрация иллюстраций, таблиц),

  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),

  • практические ( выполнение заданий).

  • По способу мыслительной деятельности –

  • объяснительно- иллюстративный

  • частично-поисковый

По классификации методов, разработанной Беспалько В.П., Сластениным

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

  • методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие информации (прием: показ компьютерной презентации);

  • метод учебного исследования;

  • метод мозгового штурма;

  • методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

  • методика актуализации знаний студентов (прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся);

  • методика использования здоровьесберегающих технологий (физкультминутка).

Методы являются одним из важнейших компонентов учебного процесса и от их выбора зависит результативность занятия и деятельности педагога в целом. Применение на занятии разнообразных методов позволяет в большей степени реализовать поставленные цели и задачи.

Словесные методы – это основа любого занятия и являются неотъемлемой частью успешного усвоения учебных дисциплин, и имеет большое значение для развития ребёнка. Одним из главных достоинств, словесных методов – это возможность за достаточно короткое время передать большой объем информации. Источником знаний является живое слово. В ходе применения словесных методов используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Применение наглядных методов просто необходимо при изучении данной темы, т.к. материал основан на исторических фактах, и требует анализа, подробного рассмотрения очень сложно представить динамику и проследить ход, воспринимая только информацию на слух -эффективность восприятия снижается на 90 %. Наглядные методы выступают в качестве вспомогательных и требуют необходимых пояснений. Направлены на формирование воображения, творческих способностей и представления о предмете и явлениях.

Применение практических методов необходимо для формирования необходимых умений и навыков. Способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания, а также используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Для систематизации работы на данном этапе целесообразно применение инструкционной карты.

Все указанные методы способствуют развитию абстрактного и творческого мышления студентов.

Средства обучения:

  • словесные: живое и печатное слово

  • образные: наглядные пособия, доска, мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, мультимедиа -презентация, раздаточный материал по теме занятия

  • деятельностные: познание, обобщение, сравнение

Данные средства обучения используются на всех этапах занятия в разной степени, что обусловлено спецификой предмета и дидактическими целями занятия.

Основной проблемой проведения занятия является достижение триединой цели, включающей в себя следующие компоненты:

Образовательные:

  • Создать условия по формированию представления об этапах природоохранной деятельности в России;

  • проанализировать закономерности изменения природоохранного законодательства в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению экологических проблем в России и разных уголках планеты.

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и аналитического мышления, внимания, памяти, креативных способностей и самостоятельности студентов;

  • способствовать формированию собственной картины мира на основе его познания;

  • способствовать развитию и формированию умений: анализировать статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику;

  • содействовать развитию интереса к данной дисциплине;

  • способствовать активизации познавательной деятельности студентов;

  • содействовать формированию навыков коллективной работы;

  • содействовать формированию частично-поисковой познавательной деятельности;

  • способствовать формированию общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать;

  • содействовать расширению кругозора, развитию мышления и сообразительности

воспитательные:

  • создать условия по воспитанию добросовестного и ответственного отношения к занятиям;

  • создать условия для формирования умений работать в группе и индивидуально;

  • создать условия по воспитанию творческого отношения к учебному труду.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая

Дидактическая база:

Раздаточный материал (схемы, таблицы см. приложение)

Презентации

Проектор

Ноутбук.

Для достижения обозначенных задач можно предложить следующую организацию структуры занятия.

Хронокарта занятия.

  1. Начало занятия- 4 минуты

  1. Организационный момент…………………………………………..2 мин.

  2. Актуализация темы ………………………………………………….3 мин.

  1. Основная часть- 30 минут

  1. Игра «Что я знаю о природе»……………………………………..8 мин

  2. Изложение нового материала……………………………………….20 мин.

  3. ФП…………………………………………………………………….2 мин

  1. Заключительный этап.- 10 минут

  1. Закрепление. Задания по микро группам……….. …………….. 8 мин

  2. Задание на дом (итоги)…………………………………….………..2 мин.




I . Начало занятия- 5 минут

Традиционно начинается с организационного момента, методическим обоснованием которого является организация, дисциплинирование и настрой студентов на работу на занятии. Целесообразно на этот этап отвести по времени - 2 минуты.

На данном этапе производится проверка присутствия студентов группы- староста в письменном виде предоставляет необходимые сведения, т.к. перекличка студентов, особенно в многочисленных группах отнимает много лишнего времени, следовательно ее проведение не целесообразно.

Преподаватель для систематизации и четкости знаний в устной форме доводит до студентов тему, цель занятия и поясняет особенности плана работы на данном занятии. - 3 минуты

  1. Основная часть- 37 минут

В целях наиболее полной реализации поставленных задач на данный этап занятия отводится максимальное количество времени –30 минут

Включает:

  • Выявление уровня осведомленности по данной теме на базе школьного курса и общего развития - в игровой форме- 8 минут

Игра «Что я знаю о природе?» по изученному материалу в школьном курсе экологии и общей эрудированности . Группа делится на 2 команды и отвечая на вопросы, по итогам оценивается активность и работа студентов.

  • Обсуждение вопросов лекционного материала

По плану:

    1. Основные этапы природоохранной деятельности в России.

  • Досоветский

  • Советский

  • Современный

    1. Типы организаций, способствующих охране природы . Особо охраняемые природные территории.

Изучение вопроса №1 требует освещения с использованием дополнительной литературы. В процессе беседы воспроизводятся исторические особенности природоохранной деятельности в России, формируется представление о первых природоохранных документах в нашей стране, анализ закономерностей изменения природоохранного законодательства в пространственно-временном аспекте. Студенты кратко отмечают исторические этапы в виде конспекта лекции, заполняют таблицу.

При изучении вопроса №2 требуется освещения с использованием дополнительной литературы. Используется видео фрагмент лекции продолжительностью (2 мин), по результатам которого студенты отмечают в тетрадь основные понятия. Данный прием используется для переключения внимания и активации познавательных процессов, что позволит сосредоточится на последующих вопросах темы. Студенты кратко отмечают в виде конспекта лекции задачи, меры и направления современной природоохранной деятельности. Данный вопрос для восприятия и требует работы с дополнительной литературой, анализа первоисточников. Целесообразно заслушивание сообщений по данной теме. Преподаватель совместно со студентами в процессе беседы по вопросу темы делают необходимые выводы, которые отмечаются в конспекте лекции. С помощью наводящих вопросов преподавателем происходит плавное подведение итогов проблеме природоохранной деятельности в будущем.

Физкультурная пауза (2 мин)

В течение 2 минут проводится комплекс упражнений на восстановление основных функций организма (см. приложение 3)

ФП- повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

  1. Заключительный этап.- 10 минут

Закрепление……………………………….. 8 мин.

По микро группам из 3-4 человек предлагается выполнить задания (см. приложение) в карточках. Решить задачу. На отдельных листочках предлагается сделать вывод о проблемах природоохранной деятельности в России на современном этапе и предложить свое решение по данной проблеме. Фронтально в форме беседы по обсуждаемым вопросам темы сделать необходимые выводы.

На данном этапе преподаватель подводит итоги занятия, выставляются оценки за работу на уроке и даются необходимые разъяснения по выполнению домашнего задания

  • Задание на дом (итоги)……………………..2 мин.

С целью расширить знания по данной теме применяется дифференцированный подход в задании на дом

1. Знать содержание лекционного материала, основные определения

2. Презентации, сообщения по теме «Типы организаций, способствующих охране природы»

6. Кроссворд по теме «Охрана природы»

9. Заполнить таблицу: «Экологические проблемы России»

Название проблемы

Суть проблемы

Районы распространения

Пути решения













ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Методическая разработка урока представляет собой практическую ценность, в связи с тем что:

  • Грамотно подобранные формы, методы, приемы обучения позволяют достичь наилучших результатов в обучении

  • Время согласно хронокарты занятия распределено рационально на каждом этапе

  • Прослеживается 100% охват и вовлечение студентов в учебную деятельность на занятии

  • Красочные наглядные материалы и презентации служат иллюстративным материалом на протяжении занятия и схематично отображают весь материал темы

Использование технических средств дало возможность реализовать поставленные цели и задачи.

При отсутствии форс-мажорных обстоятельств в ходе реализации поставленных целей положительным исходом занятия считается:

  1. Фиксация необходимого теоретического материала в тетрадях обучающихся;

  2. Реализация всех теоретических и практических вопросов;

  3. Высокий уровень активности студентов;

  4. Высокая доля самостоятельной работы студентов;

  5. 100% охват оценками студентов группы;

Обозначенные показатели являются обязательным минимумом для вывода о том, достигнуты ли поставленные цели.

Цели:

Образовательные:

  • Создать условия по формированию представления об этапах природоохранной деятельности в России;

  • проанализировать закономерности изменения природоохранного законодательства в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению экологических проблем в России и разных уголках планеты.

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и аналитического мышления, внимания, памяти, креативных способностей и самостоятельности студентов;

  • способствовать формированию собственной картины мира на основе его познания;

  • способствовать развитию и формированию умений: анализировать статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику;

  • содействовать развитию интереса к данной дисциплине;

  • способствовать активизации познавательной деятельности студентов;

  • содействовать формированию навыков коллективной работы;

  • содействовать формированию частично-поисковой познавательной деятельности;

  • способствовать формированию общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать;

  • содействовать расширению кругозора, развитию мышления и сообразительности

воспитательные:

  • создать условия по воспитанию добросовестного и ответственного отношения к занятиям;

  • создать условия для формирования умений работать в группе и индивидуально;

  • создать условия по воспитанию творческого отношения к учебному труду.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  • Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  • Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  • Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

  • Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.


ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ- ССЫЛОК

  • www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

  • www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

  • www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Ход занятия.

В последнее время мы все чаще слышим о проблемах окружающей среды, о экологической политике и употребляем экологические термины. На предыдущих уроках мы говорили о загрязнении окружающей среды, познакомились с основами природоохранной деятельности. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Охрана природы».

ТЕМА: История охраны природы в России.


Эпиграфом к теме являются слова:

«Беречь и охранять природу – значит охранять Родину»

М.И. Пришвин


Цели:

  • Создать условия по формированию представления об этапах природоохранной деятельности в России;

  • проанализировать закономерности изменения природоохранного законодательства в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению экологических проблем в России и разных уголках планеты.

ПЛАН:

    1. Основные этапы природоохранной деятельности в России.

  • Досоветский

  • Советский

  • Современный

    1. Типы организаций, способствующих охране природы . Особо охраняемые природные территории.


С темой «Охраны природы» вы знакомились в школьном курсе географии, биологии, экологии, обществознания и прежде, чем приступить к рассмотрению вопросов нашей темы по плану, давайте вспомним теоретические основы по данной теме, изученные вами ранее в школьном курсе. Для этого мы немного поиграем.

Игра - «Что я знаю о природе?» (Приложение 2)

Группа делится на 2 команды и отвечая на вопросы, по итогам оценивается активность и работа студентов.


Сегодня мы поговорим о том, как осуществляется природоохранная деятельность в разные исторические периоды Давайте вспомним:

Фронтальный опрос:

    1. Что такое природа?

    2. Что такое природная среда?

    3. Что такое окружающая среда?

    4. Что такое деятельность?

    5. Какая деятельность является природоохранной?

    6. Какие мероприятия включает природоохранная деятельность?

    7. Что подразумевается под понятием охрана окружающей среды?

Изучение нового материала по плану:

Сегодня мы поговорим о природоохранной деятельности в нашей стране.

    1. Вопрос. Основные этапы природоохранной деятельности в России.

  • Досоветский

  • Советский

  • Современный

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, в обиход вошло понятие «борьба с природой». В наши дни ситуация изменилась и нужна не борьба, а охрана природы.

Как же осуществлялась охрана природы в мире в древности и средневековье.

Заслушивание сообщения по теме.

Охрана природы в древности и средневековье осуществлялась в значительной мере в форме народной охраны, не оставлявшей письменных свидетельств. Поэтому сведения об охране природы на ранних этапах развития общества обычно производят впечатление фрагментарных.

Так, вавилонский царь Хаммурапи (XV в. до н.э.) разделил леса его страны на участки и возложил их охрану на специальных чиновников, издал целый ряд законов о водопользовании.

В работах китайского философа V в. до н.э. содержатся призывы беречь леса, поскольку их уничтожение чревато катастрофическими проявлениями эрозии.

В Древней Греции попытки облесения подверженных эрозии горных склонов предпринимались в V в. до н.э.

В древнеиндийском документе Артхашастр (в. до н.э.) есть упоминания о заповедных лесах, в которых запрещалась деятельность людей.

К этому же периоду относится указ индийского царя Ашока об охране некоторых видов рыб, животных, участков леса, о запрете охоты на беременных самок и молодняк.

В Римской империи существовали системы очистки городских сточных вод на полях орошения, действовали гигиенические правила строительства.

Имеются исторические свидетельства о противоэрозионной защите земель в Китае более тысячи лет назад.

Есть основания полагать, что природоохранная деятельность даже в древности не исчерпывалась подобными прагматическими мероприятиями, поскольку уже тогда мыслители поднимались до весьма широких обобщений.

Известна злободневная иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса:

Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира.

Средневековье оставило множество письменных свидетельств о природоохранной деятельности, отличавшейся, однако, фрагментарностью, узким прагматизмом и невысокой эффективностью.

Указы королей и князей в основном касались охоты: к X-X вв. относятся запреты охоты на лося в Германии, к X в. - запрет охоты на тура (дикого быка) в Польше, в X в. в Польше была запрещена охота и на зубра. Получило распространение создание заповедных угодий для королевской охоты. Лишь отдельные, издаваемые под воздействием настроений, бессистемные указы касались других аспектов охраны окружающей среды.

В X в. загрязнение воздуха в Лондоне вызывало столь бурное возмущение населения, что английский король Эдуард обложил использование угля для отопления домов специальным налогом. В 1382 г. французский король Карл V указом запретил выпускать в Париже дым тошнотворный и дурнопахнущий.

К позднему средневековью относятся первые попытки охраны целых природных ландшафтов. Например, во Франции в XV в. была создана государственная служба охраны вод и лесов, в Дании в XV в. был выпущен закон об охране растительности на песчаных дюнах, а в Швейцарии объявлен заповедной зоной массив Керпфа в Гларусских Альпах, имеющий статус заповедника и в настоящее время.

Первым законом об охране природы считается в мире эдикт английского короля Эдуарда I в 1273г.

Рассмотрим основные этапы охраны природы в России. По ходу студенты заполняют таблицу и кратко отмечают теоретические сведения в виде конспекта.

Название этапа, длительность

Выдающиеся деятели

Законы, нормативные документы

Меры природоохранной деятельности

Значение










  1. этап. Досоветский или древний. (с древности до 1917г)

Осознание необходимости защищать и охранять природу у наших предков появилось очень давно.

Природоохранная деятельность в России шла по 3 направлениям:

        1. Создание заповедников

        2. Охрана лесов (особо ценных и государевых)

        3. Охрана диких животных, птиц контроль их истребления.

Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Позднее, в 6-7 вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Первые достоверные государственные природоохранные акты относятся ко времени существования Киевской Руси. Они связаны с древнейшим собранием письменных документов русского права - Русской Правдой (XI в.). Установление первых природоохранных законов связано с именами киевского князя Ярослава Мудрого и его преемников в XI-XIII вв.

Первый письменный нормативный источник российской государственности был «Русская правда»

В Русскую Правду были включены статьи, предусматривающие штраф и возмещение убытка за хищение добычи из ловчих орудий и охоту на чужих землях, за разорение гнезд диких пчел.

Значение: регламентирован отстрел животных.

В 1530-1584 Иван IV издал указ о запрете использования леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений.

Соборное уложение в 1649г отождествляло с кражей чужого имущества ловлю рыбы в чужом пруду, добычу бобров и выдр за что предусматривались телесные наказания.


В конце XIII в. во Владимиро- Волынском княжестве на территории Беловежской Пущи в месте великокняжеских и царских охот был строго регламентирован отстрел животных, а в конце XIV в. запрещен совсем. С этого времени Беловежская Пуща, по существу, приобрела заповедный режим.

Исключительно положительную роль в сохранении дубрав в центре Европейской России в XV в. сыграло выделение массивов «засечных» лесов, ставших на пути опустошительных набегов кочевников с юга на Русское государство. Рубить деревья в «засечных» лесах запрещалось.

Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса.

Во второй половине ()1645-1676) XVII в., в царствование Алексея Михайловича, было принято 67 указов, ограждающих от истребления ценных промысловых животных. В этих указах закреплялись сроки охоты, запретные для охоты зоны, определялись наказания за нарушения установленных правил.

  • 1699г первый указ о регулировании рыбной ловли

  • Указы о регулировании охоты и запрет охоты вокруг Москвы

  • Указ о сохранении лесов в Якутии

«Не жечь и не сечь лесов в ясачных местах, абы зверь не бежал»

  • Указы о государственных заповедных лесах

Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса.

Значение: ограничение видового разнообразия, охрана лесов


Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью.

Петр I издал ряд строгих указов, объявлявших заповедными леса по берегам рек в 20 - 50-верстовой полосе, предусматривавших охрану и посадку лесов (необходимых для создавшегося флота), охрану рек от загрязнения, укрепление их берегов, регламентировавших рыболовство, охрану почв, защиту наземной фауны и др. В отличие от более ранних природоохранных законов указы Петра I имели ярко выраженное общегосударственное значение. Им было основано степное лесоразведение, заложены «аптекарские огороды», сады, парки в Москве и Петербурге.

Уделяя большое внимание строительству флота, Петр организовал действенную охрану корабельных рощ, создав систему контроля (в составе Адмиралтейской коллегии была открыта вальдмейстерская канцелярия с вальдмейстерами и лесными надзирателями на местах) и установив строгие наказания за незаконные порубки. Для экономного использования лесоматериалов была введена пила и созданы пильные мельницы (лесопилки на основе водяных колес), было запрещено изготовление теса (старинный способ вытесывания доски из цельного ствола с помощью топора). Чтобы сохранить сплавные реки полноводными, вдоль них были установлены водоохранные зоны, где запрещалось расчищать лес под пашню (50 верст от берегов больших рек и 20 - от малых).

Петр обращал внимание на лесовосстановление, для чего предписывал губернаторам организовывать лесопосадки в малолесных районах, озеленять населенные пункты. Леса, принадлежавшие заводам, были разделены на несколько десятков лесосек, из которых разрешалось вырубать только одну, причем в дальнейшем ее нельзя было распахивать или застраивать.

Петр издал первые указы, нацеленные на обеспечение чистоты водоемов и на предварительную экспертизу проектов: сор и балласт с судов разрешалось сбрасывать только в местах, которые укажет капитан над портом, другим указом было предписано:...прожекты зело исправными делать, дабы отечеству ущерба не чинить и казну понапрасну не тратить, а ежели кто прожекты абы как ляпать станет, того лишать чина и бить батогами нещадно.

Были подкреплены дополнительными мерами указы царя Алексея Михайловича об упорядочении и ограничении охоты, взята под охрану жемчужница, обитающая в реках севера России.

В последние годы деятельности Петра и после него в связи с организацией Академии наук началось систематическое изучение природы России. К этому же времени относятся первые в России научные работы, содержащие мысли о необходимости бережного отношения к природным ресурсам (труды И.Т. Посошкова, С.П. Крашенинникова, A.Т. Болотова, М.В. Ломоносова). После Петра заметно ослабло внимание к охране природы. Большинство указов второй половины XV в. касались регламентации охоты и охраны промысловых животных. Например, были расширены запретные для охоты зоны: до 50 верст вокруг Москвы и до 100 верст вокруг Петербурга.

Указы:

  • 1701 указ о нечистке под пашню лесов по рекам, а чистить их в 30 верстах выше

  • 1703 Указ о запретных лесах: «за дуб, буде хоть одно дерево срубит, за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь»

  • Устав о рыбной ловле

  • Указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов 1712

  • Устав об охране лесов от пожаров

  • Указ о санитарном состоянии городов ()не оставлять на улице навоз и мертвечину, обязательный вывоз нечистот жителями со дворов, бить батоги нещадно и убирать навоз и др мусор, за неисполнение каторжные работы, за повреждение зеленых насаждений в городе – кнут и каторга.

  • Указ об охране чистоты водоемов 1718

Значение: общегосударственное, повышение численности животных, увеличение количества зеленых насаждений

Екатерина II издала указ, разрешавший помещикам пользоваться лесами (т. е. вырубать их) по своему усмотрению. Это привело к безудержной рубке лесов. Безудержная рубка лесов, начавшаяся при Екатерине II, привела к тому, что уже к 1827 г. в средней полосе европейской части России реки обмелели, а климат стал суше. Тем не менее вырубка лесов продолжалась.

При Екатерине в рамках расширения прав дворянства были постепенно отменены указы Петра об охране лесов.

  • 1763 закон об охоте (запрет с 1 марта по 29 июня)

Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.

Предпринятые при Павле попытки восстановить систему охраны лесов результатов не дали. Кораблестроение и другие отрасли промышленности обеспечивали постоянный спрос на древесину и в России, и в Западной Европе, и на протяжении последних десятилетий XV в., всего XX в. и начала XX в. помещики решали свои финансовые проблемы, продавая леса под вырубку. За этот период в обжитых районах России леса были уничтожены на площади 67 млн. га. Земли на месте сведенных лесов, как правило, подвергались распашке. Площади пахотных земель увеличивались и за счет склонов (особенно в пореформенный период), что вызывало эрозию, пыльные бури, обмеление рек.

В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, запрещавшее сплошные рубки и установившее категории защитных лесов. Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению.

В 1913 г. переруб расчетной лесосеки в Европейской части России достигал 47%, в том числе в Центральном Черноземье до 60%, а на Юго-Востоке - 35%.

Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.

На рубеже XIX и XX вв. активно формируется общественное движение за охрану природы России.

С 1905 г. Московское общество испытателей природы на своих заседаниях стало регулярно рассматривать вопросы охраны природы. При научных обществах начали появляться природоохранные группы. В их числе были: Русское общество по акклиматизации животных и растений, Казанское общество любителей естествоиспытания, Харьковское общество любителей природы и др.

К этому времени относится появление и закрепление в литературе терминов и понятий «охрана природы», «памятник природы».

Несколько заповедников, появившихся в конце XIX в., были частными: среди землевладельцев нашлись люди, понимавшие научное и культурно- историческое значение такой формы охраны природы

В 1911 г. на Дальнем Востоке был организован Супутинский заповедник (ныне вошел в состав Уссурийского) - первый государственный заповедник России.

Развитие природоохранной деятельности в условиях царской России вступало в противоречие с частной собственностью на землю.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством.

В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).

В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.


  1. Этап Советский (1917-1991г)

Октябрьская революция уничтожила частную собственность на природные богатства. В сочетании с плановым ведением хозяйства это создало необходимые предпосылки для эффективной деятельности по охране природы.

Первыми декретами о земле (1917) и о социализации земли (1918) была проведена национализация земли и отменена на нее частная собственность.

С 1917 по 1924 г. были опубликованы 234 декрета и другие правительственные документы природоохранного содержания. В них практически содержались все основные положения, создававшие основу государственной политики в деле охраны природы. Необходимо отметить стремление молодого государства вести охрану природы на научной основе. Поэтому к подготовке проектов решений, касающихся охраны природы, привлекались крупные специалисты.

Для координации природоохранных работ декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. был организован Межведомственный государственный комитет по охране природы.

Создаваемые в этот период и открытые ранее заповедники успешно осуществляли свою деятельность по локальной охране природы.

С 1933 по 1951 г. только в РСФСР было организовано более 20 заповедников, разработаны планы перспективного развития сети заповедников в стране.

29 ноября 1924 г. по инициативе ряда общественных деятелей было создано Всероссийское общество охраны природы (ВООП).

Большим достижением в природоохранительной деятельности было принятие в 1957-1963 гг. верховными советами всех союзных республик специальных законов по охране природы, согласно которым под государственную защиту от расхищения и бесхозяйственного использования взяты все природные ресурсы страны.

Более чем за 70-летний советский период возникало множество противоречий, когда партийные и государственные решения приносили делу охраны природы больше вреда, чем пользы.

В 1930-х гг. в отношении заповедников возобладало превратное мнение, что заповедники должны давать что-нибудь практически полезное: сено соседнему колхозу, животных для расселения и т.п. Совет Министров СССР 29 августа 1951 г. издал печально известное постановление № 3192 «О заповедниках», после реализации которого было закрыто 88 заповедников, а территории еще двадцати были резко сокращены.

В целом созданная в стране система охраны природы с различной степенью успешности функционировала на разных уровнях: локальном и региональном, государственном и общественном, выполнялись международные соглашения, СССР был инициатором и участником многих всемирных форумов и совещаний по охране природы.


  1. Этап Современный (с 1991- до н. времени)


В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.93 г.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42).

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Субъекты Российской Федерации могут иметь свое экологическое законодательство, так как регулирование экологических правоотношений в соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Основы современного экологического права были заложены Законом РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», замененного в настоящее время Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды».

Новый Закон определяет правовые основы государственной политики нашей страны в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических ,задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.

Действие Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» распространяется на всю территорию нашей страны, на континентальный шельф, а также на исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) Российской Федерации- морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему. Территориальное море РФ - морской пояс, примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам, шириной 12 морских миль, которые отмеряются от исходных линий, определяемых законодательством РФ. Внутренней границей ИЭЗ является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Длительное время локальные загрязнения атмосферы сравнительно быстро разбавлялись массами чистого воздуха. Пыль, дым, газы рассеивались воздушными потоками  и выпадали на землю с дождем и снегом, нейтрализовались, вступая в реакции  с природными соединениями.

Сейчас объемы и скорость выбросов превосходят возможности природы к их разбавлению и нейтрализации. Поэтому необходимы специальные меры для устранения опасного загрязнения атмосферы. Основные усилия сейчас направлены на предупреждение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. На действующих и новых предприятиях устанавливают пылеулавливающее и газоочистное оборудование. Таким образом, задерживается около 3/4 всех выбросов. В настоящее время продолжается поиск более со­вершенных способов их очистки.

Другое важное направление — это создание и внедрение безотходных технологий, строительство таких промышленных комплексов, в которых используются все исходное сырье и любые отходы предприятий. Безотход­ные технологии ценны сходством с процессами, происходящими в биосфере, где отходов не существует, так как все биологические выделения утилизируются различными звеньями экосистем. Примерами таких технологических процессов могут служить замкнутые циклы воздуха и воды, при которых полностью исключаются выбросы отходов в окружающую среду.

Благодаря современным исследованиям разработаны и в практику приемы, снижающие и предотвращающие загрязнение от выхлопных газов автомобилей. Частично загрязнения снижают, устанавливая в двигателях автомобилей фильтры и дожигающие устройства, исключая содержащие свинец добавки, организуя четкое движение транспорта на улицах, без частой смены режимов работы двигателей. Кардинальное решение проблемы загрязнений атмосферы автотранспортом — замена двигателей внутреннего сгорания иными. Созданы образцы газотурбинных, роторных, солнечных и иных двигателей.

Наиболее перспективные средства передвижения — электромобили. Современные их модели еще несовершенны: у них сравнительно небольшая скорость и короткий пробег без подзарядки, что не позволяет им конкуриро­вать с современными автомобилями. Для уменьшения содержания токсических веществ в выхлопных газах автомобилей в некоторых странах переходят на другие виды топлива вместо бензина, например метан, спирт.

Важное значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов и промышленных центров. Растения обогащают воздух кислородом .На деревьях и кустах оседает до 72% взвешенных в воздухе частиц пыли и до 60% диоксида серы. Поэтому в городских парках, скверах, садах пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях.

Многие виды  деревьев и кустарников выделяют фитонциды - биологически-активные вещества, убивающие бактерии. Зеленые растения регулируют микроклимат города, поглощают и снижают городской шум.

  1. Вопрос. Типы организаций, способствующих охране природы .

Особо охраняемые природные территории.

Просмотр видео материала по вопросу (2 мин)

Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений:

  • Государственные природные заповедники

  • Национальные парки

  • Природные парки

  • Государственные природные заказники

  • Памятники природы

  • Дендрологические парки и ботанические сады

  • Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый режим, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйственной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Правовой режим ООПТ регулируется актами экологического законодательства общего характера (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992г №1155), законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, ФЗ «О животном мире», Законом РФ «О недрах»), а так же специальным законодательством об ООПТ – ФЗ «об ООПТ», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Игра - «Что я знаю о природе?»

Группа делится на 2 команды и отвечая на вопросы, по итогам оценивается активность и работа студентов.



Задание 1. «Что это? Где это?»

Преподаватель зачитывает каждой группе поочередно описание какого –либо народа, проживающего на территории России. Время на обдумывание 30 секунд и дают ответ.


Задание 3. Блицтурнир!

Преподаватель поочередно задает каждой команде вопросы. Время на обдумывание каждого вопроса 5 секунд.

Задание 4. «Кто, где живет?»

Задание 5. «Как вы думаете, почему ..»



























Оценочный лист

Конкурс

(название)

Команда №1

Команда №2.

Задание 1.

«Что это? Где это?»




Задание 2.

С днем рождения!




Задание 3.

Блицтурнир!











Задание 4. «Кто, где живет?»






Задание 5. «Как вы думаете, почему ..»





Итоги:


















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

-

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 1.

-Ходьба на месте 2— 3- секунды. Темп средний.


1. Исходное положение (И.п.) - основная стойка (о.с.)

1 - руки вперед, ладони книзу.

2 - руки в сторону ладони книзу.

2 - руки в стороны, ладони кверху.

3 - встать на носки, руки вверх-, прогнутъся.

4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - ноги врозь, немного шире плеч.

1-3 наклон назад, руки за сгину.

3-4 - и.п.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.


3 . И.п. - ноги на ширине плеч.

1 - руки за голову, поворот туловща направо.

2 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад.

3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.

4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону.
Повторить 6 раз. Темп средний.


4.И.П. - руки к плечам.

1 - выпад вправо, руки в стороны.

2 - и.п.

3 - присесть, руки вверх.

4 - и.п.

5-8 - то же в другую сторону.

Повторить 6 раз. Темп средний.

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!