СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование ИЗО 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование ИЗО 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Октябрьская средняя общеобразовательная школа"

городского округа город Мантурово Костромской области










Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

6 класс














Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учеб

ной деятельности. Формы работы.

Характерис

тика основных видов деятельности

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Творчес

кая деятель

ность учащих

ся

Даты

План

Факт


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.

Изобра­зитель­ное ис­кусство. Семья про­странст­венных искусств (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Пространствен­ные (пластиче­ские) виды искус­ства. Конструк­тивные виды искусства (архи­тектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изо­бразительные ви­ды искусства (жи­вопись, графика, скульптура). Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная.

Рисунок. Устный опрос

Узнают: раз­личные виды изобразительно-го искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся: ана­лизировать про­странственные и изобразитель­ные виды искус­ства; использо­вать красочные фактуры

научиться классифицировать по задан­ным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным кри­териям (конструктивность, декоративность, художест­венные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомиться с художественными мате­риалами и их выразительными возможностями.


определять цель, проблему в учеб­ной деятельности (различное назначение видов искус­ства в жизни людей, соответственно различные художе­ственные средства и возможности), излагать свое мне­ние в диалоге.

осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Исследова­ние взаимо­действия красочных

фактур (творческий поиск). Выполнение заданий: с. 22, 23 учебника



2.

Рисунок -основа изобра­зительно­го твор­чества(поста­новка и решение учебной задачи)

Графика, набро­сок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рису­нок. Рисунок -основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графи­ческие материалы.

Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная.

Рисунок.

Устный опрос

Узнают: виды рисунка, гра­фические мате­риалы. Научатся поль­зоваться графи­ческими мате­риалами

научиться классифицировать по задан­ным основаниям (виды рисунка), самостоятельно срав­нивать объекты, определять виды рисунка, графические

выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполня­ет зарисовки одного предмета); планировать деятель­ность в учебной ситуации (выполнение творческого ри­сунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товари­щей); организовывать работу в группе.

осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека

Выполнение творческого рисунка. Выполнение заданий: с. 24, 25



3.

Линия и ее вы­рази­тельные возмож­ности (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Свойства, харак­тер, вид линий, ритм линий. Вы­разительные свой­ства линии. Условность и об­разность линейно­го изображения. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная.

Рисунок. Устный опрос

Узнают: значе­ние ритма ли­ний, роль ритма. Научатся

использовать выразительные средства туши, передавая ли­нейный ритм

научиться находить решение поставлен­ных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

определять цель, проблему в учеб­ной и практической деятельности; анализировать рабо­ты товарищей, корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге;, аргументировать его; оценивать свои достижения на уроке.

осознавать свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача); осо­знавать свои эмоции, понимать эмоции других людей

Задание в игровой форме, под­водящее к понятию ритм. Выполнение творческого рисунка



4.

Пятно как сред­ство вы­ражения. Компо­зиция как ритм пятен (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи

Основные харак­теристики цвета. Пятно в изобрази­тельном искус­стве. Цветовой тон, тональные отношения, тем­ное, светлое, ли­ния и пятно. Композиция. Мультимедийная презентация

Коллек­тивная работа

Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобра­зительном ис­кусстве. Научатся: пользоваться графическими материалами; видеть и переда­вать характер освещения

научиться классифицировать по задан­ным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

определять цель, проблему а учеб­ной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности); изла­гать свое мнение в диалоге, делать выводы.




осознавать свои интересы (пятно в изо­бражении, его выразительные возможности); иметь мотивацию учебной деятельности

Работа без предвари­тельного рисунка кис­тями разно­го размера, состояние природы по выбору (творческий поиск). Выполнение заданий: с. 37



5.

Цвет. Основыцветове-дения(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насы­щенность цвета и его светлота. Основные и со­ставные цвета. Изучение свойств цвета. Мультимедийная презентация

Инди­виду альная, фрон­тальная.


Рисунок.

Устныйопрос

Узнают: основ­ные и составные цвета, теп­лые и холодные цвета. Научатся:

использовать выразительные средства гуаши; понимать и ана­лизировать ху­дожественные произведения художников

научиться классифицировать по задан­ным основаниям (спектр, цветовой круг); изучатьсвойства цвета; научиться создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

определять цель, проблему в учеб­ной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации); излагать свое мне­ние в диалоге, обмениваться мнениями; принимать са­мостоятельные решения.

осознавать свои интересы (изучение свойств цвета)

Как сделать цвет светлееи темнее? Практиче­ское зада­ние 5, с. 42. Практиче­ское задание с использо­ванием множества оттенков од­ного цвета. Задание 6, с. 42



6.

Цвет в произ­ведениях живопи­си (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи

Цветовые отно­шения. Локаль­ный цвет. Тон. Колорит. Гармо­ния цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Мулыпимедийнаяпрезентация

Инди­виду­альная,

фрон­тальная.

Рисунок. Устный опрос

Узнают поня­тия: локальный цвет, тон, коло­рит, гармония цвета. Научатся: ак­тивно воспри­нимать произве­дения искусства; работать гуашью в технике алла-прима

научиться самостоятельно классифици­ровать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отно­шений.

определять цель, ставить проблему в учебной деятельности; излагать свое мнение в диало­ге; адекватно, принимать и сохранять учебную задачу; работать в группе, обмениваться мнениями, учиться понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных си­туациях

Живописное изображе­ние букета по вообра­жению. Выполнение заданий: с. 46. Материалы: гуашь, бу­мага, кисти



7.

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Скульптура. Виды

скульптуры. Виды рельефа. Вырази­тельные возмож­ности скульптуры. Выразительные возможности объ­емного изображе­ния. Объемные изображения жи­вотных, выпол­ненные в разных материалах. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная.

Узнают: художе­ственные матери-" алы в скульптуре и их выразитель­ные возможности.

Научатся: взаи­модействовать в процессе со­вместной деятель­ности; восприни­мать произведе­ния искусства; создавать фигуры животных в объ­еме; работать пластическими материалами

изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать по задан­ным основаниям (виды скульптуры); пользоваться ху­дожественными материалами и инструментами; органи­зовывать рабочее место.

определять цель, проблему в учеб­ной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осо­знанно использовать речевые средства в соответствии учебной ситуацией.

понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний; приобретать мотивацию процесса становления художественно-твор­ческих навыков; учиться критически оценивать свою деятельность

Лепка животного (по пред­ставлению). Выполнение заданий:

с. 51. Материалы: пластилин или глина



8.

Основы языка изобра­жения

(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Выразительные свойства линии. Пятно в изобрази­тельном искусст­ве. Свойства цве­та. Объемно-пространственные изображения. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная

Узнают виды изобразительно­го искусства. Научатся: вос­принимать про­изведения изо­бразительного искусства; адек­ватно оценивать свои работы и работы одно­классников

использовать выразительные возможно­сти линии, условность и образность линейного изобра­жения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объ­емного изображения и пользоваться ими.

научиться адекватно выражать и контролировать свои эмоции; различать художест­венные средства и их возможности; излагать свое мне­ние в диалоге, строить понятные для партнера по ком­муникации речевые высказывания; оценивать свою работу, осознавать правила контроля.




понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в различных учебных ситуациях; осознавать целостность мира и разнообразие взглядов.

Задание LПоиграем в «пятно-графию». Задание 2. Нарисуем зоологи­ческий алфавит. Задание 3. Нарисуем любые фрукты и овощи, лежащие на столе.





Мир наших вещей. Натюрморт


9.

Реаль­ность и фан­тазия в творче­стве ху­дожника (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Условность, реаль­ность в изображении. Фантазия в творчестве. Ком­позиция. Колорит. Поэтические ино­сказания в живо­писи. Творчество художника Марка Шагала. Мультимедийная презентация

Инди­виду-альная, фрон­тальная


Рисунок.

Устныйопрос

Узнают: выра­зительные средства и правила изображения в изобразитель­ном искусстве, картины худож­ников, изобра­жающие мир вещей. Научатся пони­мать, восприни­мать и выражать свое отношение к произведениям изобразительно­го искусства

учиться понимать условности и правдо­подобие в изобразительном искусстве, реальностьи фантазии в творчестве художника; составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о вы­разительных возможностях живописи, колорите, компо­зиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

научиться определять цель и про­блему в учебной деятельности, принимать учебную за­дачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

.

проявлять интерес к поставленной зада­че; осознавать свои эмоции; осознавать многообразие взглядов

Чтение от­рывковиз стихо­творения по описа­нию и за­данной теме. Выполнение рисунка.



10.

Изобра­жение

предмет­ного ми­ра — на­тюрморт

(поста­новка

и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Предметный мир. Натюрморт. Раз­витие жанра -от Древнего Егип­та до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная.

Рисунок. Устный

опрос

Узнают: основ­ные этапы разви­тия натюрморта, выдающихся ху­дожников в жан­ре натюрморта. Научатся пони­мать роль жанра натюрморта в истории раз­вития изобра­зительного искусства и его значение для изучения про­шлого в жизни

научиться устанавливать аналогии, со­здавать модель объектов; сравнивать объекты по задан­ным критериям; строить логически обоснованные рас­суждения; познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта.

научиться определять цель и про­блему в учебной деятельности, принимать учебную за­дачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, кор­ректировать свое мнение.




проявлять интерес к поставленной зада­че; иметь мотивацию учебной деятельности

Создание натюрморта из силуэтов бытовых

предметов в технике аппликации. Выполнение заданий: с. 61



11.

Понятие формы.

Много­образие

форм окружа­ющего мира (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Линейные, пло­скостные, объем­ные формы. Природные фор­мы и предметы, созданные чело­веком. Разнообра­зие форм. Конст­рукция. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная. Рисунок. Устный опрос

Узнают: поня­тие формы, пра­вила изображе­ния и средства выразитель­ности. Научатся: по­нимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру

учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовывать рабочее место, работать определенными материалами и инстру­ментами, конструировать из бумаги; понимать линей­ные, плоскостные и объемные формы; различать конст­рукцию предметов в соотношении простых геометриче­ских тел.

проявлять интерес к изучению но­вого материала и поставленной задаче; соблюдать нор­мы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; наблюдать окружающие предме­ты, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в группе, корректировать свою деятельность.

проявлять интерес к изучению нового ма­териала; стремиться к достижению поставленной цели

Выполнение заданий: с. 62, 63



12.

Изобра­жение объема на плос­кости, линейная перспек­тива (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Перспектива, ли­нейная перспекти­ва, точка зрения, точка схода. Ака­демический рису­нок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. Мул ыпимедийнаяпрезентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: прави­ла объемного изображения гео метричес ких тел, понятие ра­курса произве­дений художни­ков, изображав­ших натюрморты из геометриче-ских тел. Научатся воспринимать произведения искусства

познакомиться с перспективой; научиться различать фронтальную и угловую перспективу; осво­ить основные правила линейной перспективы; научить­ся строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.

воспитывать мотивацию к учебной деятельности; развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать во­ображение, фантазию, навыки художествен но-твор­ческой деятельности, способности творческого самовы­ражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисо­вания.







проявлять интерес к изучению нового ма­териала; стремиться к достижению поставленной цели

Выполне­ние одного из заданий по выбору. Выполнение заданий: с. 67



13

Освеще­ние. Свет и тень

(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Свет, блик, тень, полутень, падаю­щая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отно­шения. Выявление объема предметов с помощью осве­щения. Линия и штрих. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают, как вы­полнять изобра­жения геометри­ческих тел с пе­редачей объема в графике. Научатся: вос­принимать и эс­тетически пере­живать красоту; адекватно оце­нивать свои ра­боты и работы одноклассников

принимать активное участие в обсужде­нии нового материала, определять понятия - свет, блик, рефлекс; научиться сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета; анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светоте­ни; выполнять изображения геометрических тел с пере­дачей объема.

научиться определять цель и про­блему в учебной деятельности; соблюдать нормы кол­лективного общения; планировать деятельность в учеб­ной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность; осознавать свои интересы и цели

Создание драматиче­ского по со­держанию, напряжен­ного натюр­морта. Выполнение заданий: с. 73



14.

Натюр­морт в графи­ке(по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Графика. Печат­ная графика. От­тиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дю­рера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фа­ворского. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная. Рисунок.

Устный опрос

Узнают: что та­кое гравюра и ее свойства, осо­бенности работы над гравюрой, имена художни­ков-графиков. Научатся: рисо­вать фон для ра­боты; применять полученные зна­ния в собствен­ной художест­венно-творческой деятельности; оценивать рабо­ты товарищей

знать понятие гравюра и ее свойства; принимать активное участие в обсуждении нового ма­териала; сравнивать объекты по заданным критериям; анализировать работы великих художников, использо­вавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры; освоить основные этапы выполнения гравюры на кар­тоне; применять подручные средства для выполнения отпечатков.

определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; учиться задавать вопросы; планировать дея­тельность в учебной ситуации; определять способы до­стижения цели; понимать позицию другого; использо­вать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища; оценивать конечный резуль­тат, осознавать правила контроля.

понимать значение внимания и наблюда­тельности для человека; проявлять интерес к видам изо­бразительного искусства; осознавать свои интересы и цели

Создание гравюры в условиях урока (жанр натюрморт). Выполнение задания 1, с. 77



15.

Цвет в натюр­морте

(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Французский реалист Гюстав Курбе. Западноев­ропейский на­тюрморт. Художники-им­прессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художни­ки К. Коровин, В. Д. Поленов, ра­ботавшие в жанре натюрморта. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают работы великих худож­ников-импрес­сионистов в жанре натюр­морта. Научатся: по­нимать роль цвета в натюр­морте; работать графическими материалами

познакомиться с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; научиться анализиро­вать новый материал, определять понятие импрессионизм; анализировать работы великих художников-импрессио­нистов в жанре натюрморта; приобретать творческие навыки; научиться передавать цветом настроение в на­тюрморте.

научиться планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрес­сионистов; понимать позицию одноклассника; исполь­зовать речевые средства в соответствии с ситуацией; уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями; планировать деятельность и работать по плану.

проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине; проявлять интерес к произведе­ниям искусства; осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Задание: написать натюрморт, выражаю­щий то или иное на­строение. Выполнение задания 2, с. 8



16.

Вырази­тельные возмож­ности

натюр­морта(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Монотипия (отпе­чаток, оттиск, ка­сание, образ). Мо­нотипия - вид пе­чатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-моно­типист. Французский ху­дожник Эдгар Дега. Мультимедийная презентация


Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный

опрос

Узнают: осо­бенности изо­бражения на­тюрморта, име­на выдающихся художников и их произве­дения. Научатся вос­принимать про­изведения изо­бразительного искусства

научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство вы­разительных возможностей в жанре натюрморта; анали­зировать и обобщать по заданным основаниям произве­дения искусства; познакомиться с приемами работы ху­дожника-монотиписта, особенностями использования новой технологии для передачи ассоциативных и эмо­циональных возможностей в жанре натюрморта.

излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуа­цией общения; корректировать свои действия в соот­ветствии с алгоритмом; самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему в деятельности.

осознавать свои интересы, опыт и зна­ния; осваивать новую учебную ситуацию; проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве; получать эстетиче­ское наслаждение от произведений искусства

Выполнение творческой

работы. Диатипия





Вглядываясь в человека. Портрет

17.

Образ челове­ка - глав­ная тема

искус­ства(по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Портрет. Разно­видности портре­та: бюст, миниа­тюра, парадный, групповой, камер­ный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульп­турные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знат­ных людей, созданные Ф. Рокотовым,

Д. Левицким, В. Боровиковским.

Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: новые

эстетические представления, имена выдаю­щихся художни­ков и их произ­ведения. Научатся: при­обретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства

научиться самостоятельно осваивать но­вую тему; уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеть смысловым чте­нием; самостоятельно вычитывать фактическую ин­формацию, составлять произвольное речевое высказы­вание в устной форме об изображении человека в ис­кусстве разных эпох; знакомиться с именами великих художников и их произведениями; воспринимать и ана­лизировать произведения искусства.

понимать значение знаний для че­ловека, осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться мнениями, излагать свое мне­ние в диалоге; строить понятные для партнера по ком­муникации речевые высказывания; адекватно выражать и контролировать свои эмоции.

осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов; понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; понимать значение знаний для человека

Игра для развития восприятия произве­дений ис­кусства



18.

Конст­рукция головы человека и ее про­порции(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Конструкция и пропорции го­ловы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психо­логического со­стояния портрети­руемого. Мультимедийная, презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: творче­ские формы ра­боты над пред­ложенной темой, используя выра­зительные воз­можности худо­жественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся ис­пользовать ху­дожественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы

Предметные: получить новые знания о закономерно­стях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять понятия - конструкция, пропорции; анали­зировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавли­вать аналогии; учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возмож­ности художественных материалов.

Метапредметные: определять цель, проблему в учеб­ной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуа­ции, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диа­логе; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; вырабатывать добро­желательное отношение к своим товарищам; учиться критически осмысливать психологические состояния человека

Выполнение заданий: с. 105



19.

Изобра­жение головы

человека в про­странстве(поста-новкаи реше­ние учеб­ной за­дачи)

Жест. Ракурс. По­вороты и ракурсы головы. Соотно­шение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст-руктивное изо­бражение головы. Рисование с нату­ры гипсовой головы. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная,

фрон­тальная Рисунок. Устный

опрос

Познакомятся

с творчеством А. Модильяни. Научатся: исполь­зовать вырази­тельные возмож­ности художе-ственных мате­риалов; ВЫПОЛ­НЯТЬ зарисовки с целью изуче­ния строения го­ловы человека, ее пропорций и расположения в пространстве

научиться пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объ­емное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лице­вой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве.




определять цель, проблему в учеб­ной деятельности; организовывать работу в паре, обме­ниваться мнениями; планировать деятельность, выби­рать способы достижения цели, самостоятельно исправ­лять ошибки; излагать свое мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Задание де­тям выбороч­но: сделать зарисовку. Выполнение заданий: с. 106



20.

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельный образ человека (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и воз­можности графи­ческого изобра­жения. Мастер эпохи Возрождения. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальнаяРисунок.

Устный опрос

Познакомятся

с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся пере­дать индивиду­альные особен­ности, характер, настроение че­ловека в графи­ческом портрете

пользоваться необходимой информаци­ей; анализировать, обобщать и создавать объемное кон­структивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и че­репной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы челбвека, ее пропорций и расположе­ния в пространстве.

определять цель, проблему в учеб­ной деятельности; организовывать работу в паре, обме­ниваться мнениями; планировать деятельность, выби­рать способы достижения цели, самостоятельно исправ­лять ошибки; излагать свое мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Выполнение заданий: с. 114



21.

Портрет в скульп­туре (по­становка и решение учебной задачи)

Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Чело­век—основной предмет изображения в скульпту­ре. Выразитель­ный язык порт­ретных образов в скульпторе Рима III века н. э. Мулътимед и иная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Аппли­кация. Устный опрос

Узнают об осо­бенностях и выразительных возможности скульптуры. Научатся: работать графи­ческими мате- риалами, выпол­няя зарисовки для предпола­гаемого скульп­турного портрета

изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы; сравнивать порт­реты по определенным критериям; анализировать скульптурные образы; работать над изображением вы­бранного литературного героя; совершенствовать уме­ние передавать индивидуальные особенности литера­турного героя; учиться основам скульптурной техники, работать со скульптурным материалом.

определять цель, принимать учеб­ную задачу, осознавать недостаточность своих знаний. Определять проблему учебной деятельности. Планиро­вать деятельность в учебной ситуации.

осознавать разнообразие средств и мате­риалов мира искусств; иметь мотивацию учебной дея­тельности; вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявлять интерес к произве­дениям скульптурного искусства; осознавать свою цель; включаться в определенный вид деятельности

Задание: выбрать ли­тературного героя, нари­совать порт­рет в разных ракурсах графиче-скими мате­риалами. Выполнение заданий: с. ПО



22.

Портрет в скульп­туре. (про­должение)

Скульптурный портрет. Ваять, Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек-основной предмет изображения в скульптуре. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная,

фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Научатся: пере­давать индиви­дуальные осо­бенности лите­ратурного героя, используя вы­разительные возможности пластилина; вос­принимать све­дения о скульп­турном портрете в истории искус­ства, скульптур­ных материалах

научиться работать над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя; совершенствовать умение передавать индивиду­альные особенности литературного героя, используя возможности скульптуры, особенности лепки пластиче­ским материалом; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, строить логически обос­нованное рассуждение; представлять информацию в форме сообщения; воспринимать сведения о скульп­турном портрете в истории искусства, скульптурных материалах.

принимать учебную задачу; плани­ровать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, самостоятельно создавать устные тексты; выдвигать версии, излагать свое мнение; понимать позицию одноклассника

иметь мотивацию учебной деятельности; вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства

Выполнение заданий:

с. 110



23.

Сатири­ческие образы человека

Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык ис­кусства. Художе­ственное преуве­личение. Карика­тура и дружеский шарж. Кукрыник-сы (псевдоним по первым слогам фамилий) - твор­ческий коллектив советских графи­ков и живописцев, народных худож­ников СССР -М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Мулътимед и иная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: приемы художественно­го преувеличе­ния, творчество известных кари­катуристов на­шей страны. Научатся: прие­мам художест­венного преуве­личения; отби­рать детали, обострять обра­зы при создании дружеского шаржа

научиться определять понятия, художе­ственные термины; знакомиться с приемами художест­венного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; учиться приемам художественного преувели­чения, отбирать детали, обострять образы.

определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуа­ции; определять проблему художественного преувели­чения, способы достижения цели; создавать письмен­ный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; осоз­навать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их вы­ражать; понимать эмоциональное состояние других лю­дей; идти на взаимные уступки в разных ситуациях соблюдать нормы коллективного общения

Комикс. Задание: придумать небольшой рассказ о том, как ученик идет в школу с невыучен­ным уроком и как пыта­ется на уро­ке спастись от двойки



24

Образ­ные воз­можно­сти осве­щения в портре­те (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Свет естествен­ный, искусствен­ный. Контраст. Изменение образа человека при раз­личном освеще­нии. Постоянство формы и измене­ние ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок, Устный опрос

Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, сни­зу, при рассеян­ном свете. Научатся: видеть контрастность освещения; использовать приемы вырази­тельных возможностей искусст­венного освеще­ния для характе­ристики образа, направления света сбоку, сни­зу, при рассеян­ном свете

научиться воспринимать изменения об­раза человека при естественном освещении, постоянст­во формы и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомиться с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваи­вать приемы выразительных возможностей искусствен­ного освещения для характеристики образа, направле­ния света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учиться воспринимать контрастность освещения. планировать деятельность в учебной ситу-ации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение.

соблюдать нормы коллективного общения; ации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение

проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность; вы­рабатывать свои мировоззренческие позиции, осозна­вать свои эмоции, адекватно выражать и контролиро­вать их; осознавать свои интересы и цели.проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность; вы­рабатывать свои мировоззренческие позиции, осозна­вать свои эмоции, адекватно выражать и контролиро­вать их; осознавать свои интересы и цели

Выполнение аппликативного пор­трета с по­мощью фо­тографий. Выполнение заданий: с. 121



25.

Портрет в жи­вописи(поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Познакомить с творчеством вы­дающихся худож­ников, создавав­ших произведения искусства в порт­ретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лири­ческий) портрет. Роль и место портрета в исто­рии искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: основ­ные типы порт­ретов (парадный, конный и т. д.), роль рук в рас­крытии образа портретируе­мого. Научатся вы­полнять аналити­ческие зарисов­ки композиций портретов из­вестных худож­ников в технике акварельной живописи

научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место порт­рета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассужде­ния, аналитически воспринимать композиции в парад­ном и лирическом портретах.

определять цель, участвовать в диа­логе с учителем, излагать свое мнение; создавать уст­ные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели: излагать свое мнение, принимать по­зицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.работы

проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознавать свои эмоции; вырабатывать свои мировоззренческие пози­ции, осознавать свой мировоззренческий выбор; аргу­ментированно оценивать свои и чужие

Живописный портрет. Выполнение заданий: с. 129



26.

Роль цве­та в пор­трете(поста­новка ,реше­ние учеб­ной за­дачи)

Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства.

В. Серов «Девочка с персиками». Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальнаяСоздание мо­заичного пор­трета. Рису­нок. Устный опрос

Узнают о зна­чении цвета и тона в портрет­ном жанре. Научатся: ана­лизировать кар­тину В. Серова «Девочка с пер­сиками»; исполь­зовать цвет для передачи настро­ения и характера

классифицировать по заданным основа­ниям цветовое решение образа в портрете; сравнивать по определенным критериям тон и цвет, цвет и освеще­ние; осваивать навыки использования живописной фактуры.

определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; организовывать работу в группе; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

проявлять интерес к изучению нового материала; критически оценивать свою деятельность; осознавать свои эмоции, адекватно их выражать




27.

Роль цвета в портре­те. Автопортрет. (про­долже­ние) (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цвето­вое решение об­раза в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фак­тура в произведе­ниях искусства. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок.

Устный опрос

Узнают о твор­честве Рембран­дта, Ван Гога, Фриды Кал о, 3. Серебряковой и других. Научатся: ис­пользовать цвет и тон для пере­дачи настроения и характера че­ловека в портре­те; передавать портретное сходство

научиться определять понятие автопор­трет, сравнивать объекты, определять цвет и тона в живописном портрете, осваивать навыки применения живописной фактуры; самостоятельно выбирать и ис­пользовать художественную технику.

определять цель и проблему в учеб­ной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуа­ции, излагать свое мнение, самостоятельно задавать вопросы; оценивать степень достижения цели.

проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои черты характера; соблюдать правила общественного поведения; излагать свое мне­ние; понимать значение знаний для человека, приобре­тать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Изображе­ние своего портрета с помощью фотографии. Выполнение заданий 1,2, с. 125



28.

Великие портре­тисты

(поста­новка и решение учебной задачи)

Галерея. Выраже­ние творческой индивиду аль ностихудожника в соз­данных им порт- . ретных образах. Личность худож­ника и его эпоха Индивидуаль­ность образного языка в произве­дениях великих художников. Мультимедийная презентация.

Инди­виду­альнаяи фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Научатся вы­полнять художественный анализ своих работ и работ одно­классников

знать имена выдающихся художников-портретистов и их место в определенной эпохе; опре­делять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портре­те; выполнять художественный анализ своих работ.

определять цель учебной деятель­ности; соблюдать нормы коллективного общения; осо­знанно использовать речевые средства в соответствиис ситуацией; оценивать степень достижения поставлен­ной цели.


осваивать новые правила; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков

Представле­ние детьми своих работ, выполненных на протяже­нии четвер­ти. Ответы на вопросы





Человек и пространство. Пейзаж


29.

Жанры в изобра­зитель­ном ис­кусстве(поста­новка и решение учебной задачи)

Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение виде­ния мира худож­никами в разные эпохи». Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: произ­ведения и жанры изобразительно­го искусства, приемы работы в технике кол­лажа. Научатся: аргу­ментированно анализировать картины худож­ников; согласо­ванно работать в группе

анализировать, выделять главное в кар­тине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, ба­тальный, бытовой; анализировать картины, написанные в разных жанрах; обобщать полученные знания, срав­нивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.


определять цель учебной деятель­ности; соблюдать нормы коллективного общения; осоз­нанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою дея­тельность.

иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков

Создание коллектив­ного панно в технике

коллажа



30.

Изобра­жение простран­ства (по­становка и решение учебной задачи)

Точка зрения. Ли­нейная перспекти­ва. Прямая пер­спектива. Обрат­ная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Простран­ство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изобра­жение простран­ства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрожде­ния и в искусстве XX века». Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают: поня­тия точка зрения и линия гори­зонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Научатся: поль­зоваться началь­ными правилами линейной пер­спективы; рабо­тать в группе; работать в тех­нике коллажа; анализировать, выделять глав­ное и обобщать; определять по­нятие точка зрения; сравни­вать объекты по заданным критериям

показать отсутствие изображения про­странства в искусстве Древнего мира и связь персона­жей общим сюжетом; знакомиться с перспективой как изобразительной грамотой; научиться анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникнове­ние потребности в изображении глубины пространства; научиться определять понятие точка зрения, сравни­вать объекты по заданным критериям; уметь определять особенности обратной перспективы, устанавливать связь и отличия, знакомиться с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.

научиться определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного обще­ния; осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность; выбирать свои мировоззренческие позиции.

иметь желание учиться; проявлять по­знавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса станов­ления художественно-творческих навыков; идти на вза­имные уступки в разных ситуациях

Выполнение коллектив­ного колла­жа из под­ручного материала



31.

Правила

линейной и воз­душной перспек­тив (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

Линейная и воз­душная перспек­тива. Точка схода. Плоскость карти­ны. Высота линии горизонта. Пер­спектива — учение о способах пере­дачи глубины про­странства. Обрат­ная перспектива. Многомерности пространства.

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный

опрос

Узнают правила воздушной пер­спективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы

научиться сравнивать объекты по задан­ным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линей­ная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота; осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента; самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линей­ной и воздушной перспективы.

определять учебную цель; соблю­дать нормы коллективного общения; планировать дея­тельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели .

Проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои интересы и цели.

Задание:

нарисовать картину большой глубины «Городской пейзаж»



32

Пейзаж-настро­ение. Природа и худож­ник (по­становка и решение учебной задачи)

Пейзаж-настрое­ние. Импрессио­низм в живописи. Жизнь и творче­ство французского художника-им­прессиониста Ка-миля Писсаро. Мультимедийная презентация

*

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают об им­прессионизме. Научатся: рас-сматривать про­изведения извест­ных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой ра­боте различные средства выра­жения, характер освещения, цве­товые отноше­ния, правила перспективы; анализировать, выделять глав­ное и обобщать изобразительные средства для пе­редачи настрое­ния в пейзаже

научиться осуществлять поиск особен­ностей роли колорита в пейзаже-настроении, опреде­лять характер цветовых отношений; познакомиться с художникам и-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм и красок окружающе­го мира; научиться применять в творческой работе раз­личные средства выражения, характер освещения, цве­товые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобрази­тельные средства для передачи настроения в пейзаже.

определять проблему будущей дея­тельности; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти и по представлению; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

проявлять интерес к изучению нового материала; определять свое настроение; проявлять познавательную активность; осознавать свои эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции; учиться критически, осмысливать результаты деятель­ности

Создание своего пей­зажа-настро­ения. Выполнение заданий: с. 155



33

Город­ской пейзаж

Городской пей­заж. Язык графи­ки и главные его выразительные средства — это ли­ния, штрих, кон­тур, пятно и тон. Абрис – линейный(контурный) ри­сунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Ве­рейского, Е. Круг-ликовой и других. Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная Рисунок. Устный опрос

Узнают о глав­ных выразитель­ных средствах графики. Научатся: при­менять вырази­тельные средст­ва графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиций, поставленных в творческих задачах

научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов— линии, штриха, пятна, точки1. определять понятие городской пейзаж; самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картин­ной плоскости художника; знать правила линейной и воздушной перспективы; уметь организовывать пер­спективу в картинной плоскости, анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы.

определять тему урока; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; опреде­лять способы достижения цели; выполнять работу по памяти; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; критически оценивать художественные произведения; осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учиться критически осмысливать результаты деятельности

Графиче­ский пейзаж «Весна в моем го­роде». Вы­полнение задания с. 166



34

Вырази­тельные возмож­ности изобра­зитель­ного ис­кусства. Язык и смысл (выставка)

Жанр, портрет, натюрморт, пей­заж, колорит.

Мультимедийная презентация

Инди­виду­альная, фрон­тальная

Научатся: само­стоятельно клас­сифицировать материал по жанрам; кри­тически оцени­вать художест­венные произве­дения; выражать свое мнение

уметь самостоятельно классифицировать материал по жанрам, находить необходимую информа­цию для решения учебных задач, самостоятельно выби­рать и использовать «просмотровой» вид чтения; со­ставлять логически обоснованный, информативный рассказ о месте и роли жанров портрет, пейзаж и натюрморт в истории искусств; представлять ин­формацию и подкреплять ее рисунками, репродукция­ми, портретами художников.

определять цель урока. Организо­вывать работу в группе; излагать свое мнение в диалоге с товарищами; понимать позицию одноклассника; кор­ректировать свое мнение под воздействием контраргу­ментов; создавать устные и письменные тексты для ре­шения разных задач общения; преодолевать конфликты; планировать деятельность, работать по плану.

осознавать свои интересы, опыт и зна­ния; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него

Слушание стихов и в соответ­ствии с те­мой переход к экспози­циям. Слу­шание экс­курсоводов




Всего:

34 часа