СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование ( литература 8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП рассчитано на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование ( литература 8 класс)»



Календарно – тематическое планирование



Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

домашнее задание

дата проведения

план

факт

1

Введение. Знакомство с учебником.


1

Комбинированный

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа .Выявление уровня литературного развития учащихся. Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», составление плана ст. учебника

Чтение статьи «О талантливом читателе»






Устное народное творчество (2ч.)




2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

1

Комбинированный

Две ветви словесного искусства -фольклорная и литературная. Чтение статьи учебника «Русские народные песни» Выразительное чтение народных песен , частушек

Отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни»

1н.


3.


Предания как исторический жанр русской народной песни

1

Комбинированный

Выразительное чтение преданий из учебника. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной песни»






Из древнерусской литературы (2ч.)




4.

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

1

Комбинированный

Чтение статьи учебника «Из древнерусской литературы» и письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе в 17в?» Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона.

«Житие Сергия Радонежского»


5

Из литературы 18 века.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

1

Комбинированный

Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Выразительное чтение комедии по ролям.

Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме»


6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

1

Комбинированный

Работа со словарём литературоведческих терминов. Выразительное чтение комедии по ролям

Составление плана анализа эпизода комедии и устное сообщение по плану


7

Р.Р Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

Комбинированный

Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Чтение комедии по ролям.

Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?


8

Из литературы 19 века

И.А. Крылов «Обоз» как басня о войне 1812 года.

1

Комбинированный

Историческая основа басни «Обоз» Мораль басни. Басня в актёрском исполнении.

Письменный ответ на вопрос: «Как в басне отразились события войны 1812 года?»


9

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» как романтическое произведение

1

Комбинированный

Краткий рассказ о писателе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Тема расширения русских земель.

Письменный ответ на вопрос: «Какими способами поэт создаёт облик романтического героя в думе «Смерть Ермака?»


10

В.Ч.А.С. Пушкин «История Пугачёва» (отрывки)

1

Комбинированный

Составление тезисов статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» . Выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва»

Чтение романа «Капитанская дочка» Подготовка сообщения об истории создания романа.


11

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

1

Комбинированный

Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. Сюжет романа, его тематика, проблематика.

Выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Гринёва


12

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ главного героя.

1

Комбинированный

Письменная и устная характеристика Гринёва.. Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым»

Гринёв и Швабрин –сравнительная характеристика


13

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: система образов романа.

1

Комбинированный

Устный рассказ о героях по плану. Родители Петра Гринёва.

Пересказ эпизодов, связанных с Савельичем


14

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1

Комбинированный

Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова» , «В императорском саду».

Женские образы романа.


15

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1

Комбинированный

Составление плана характеристики Пугачёва..

Прочитать статью учебника « Истори-ческий труд Пушкина»


16

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры

1

Комбинированный

Выявление черт фольклорной традиции в романе. Обсуждение иллюстраций к роману

Подготовка к к.р. по роману «Капитанская дочка»


17

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

1

Урок контроля

.Письменный ответ на один из вопросов:

1 Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

2 Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?


18

А.С. Пушкин. «19 октября»,

«Туча»

1

Урок развития речи

Устные сообщения об истории создания стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ одного из стихотворений

Наизусть «Туча»


19

А.С Пушкин «К…» («Я помню чудное мгновенье…») и др. стихотворения, посвящённые темам любви и творчества.

1

Комбинированный

Выразительное чтение наизусть стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Ответы на вопросы викторины..

Наизусть «Я помню чудное мгновенье..»

10н


20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

Урок контроля

Выполнение тестовых заданий.

Подготовить устный рассказ о М.Ю. Лермонтове.

10н


21

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма.

1

Урок усвоения новых знаний

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Сюжет поэмы, её тематика.

Фрагмент поэмы наизусть

11н


22

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя.

1

Комбинированный

Анализ эпизодов поэмы : «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой»

Письменная характеристика Мцыри

11н


23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: особенности композиции поэмы «Мцыри»..

1

Комбинированный

Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя.

Составить 6 вопросов по поэме

12н


24

Р.Р. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

1

Комбинированный

Письменный ответ на один из вопросов:

1Какие черты романтических героев присущи Мцыри?

2 Зачем историю Мцыри автор излагает в виде исповеди героя?

Подготовка устного рассказа о Гоголе

12н


25

Н.В. Гоголь «Ревизор» как социально- историческая комедия

1

Комбинированный

Замысел, написание и постановка «Ревизора» Понятие КОМЕДИЯ

Чтение комедии «Ревизор» Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников.

13н


26

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

1

Комбинированный

Сюжет пьесы, её тематика, проблематика. Сатира и юмор. Составление плана характеристики чиновников города.

Пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова

13н


27

Н.В. Гоголь «Ревизор»: образ Хлестакова

1

Урок развития речи

Устная характеристика Хлестакова и средства создания его образа. Анализ эпизодов: «Первая встреча Хлестакова с городничим» , «Сцена вранья»

В чём сущность «хлестаковщины» как общественного явления?

14н


28

Н.В. Гоголь «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

1

урок- практикум

Выявление этапов развития сюжета комедии. Анализ различных форм выражения авторской оценки.. Сопоставление комедий «Ревизор» и «Недоросль»

Как мысль Гоголя о том, что в русском обществе пропала совесть, связана с возмездием, настигшем городничего?

14н


29

Р.Р. Н.В. Гоголь «Ревизор»

1

Комбинированный

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

1Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять всё дурное»?

Почему комедию «Ревизор» включают в репертуар современных театров?

15н


30

Н.В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека»

1

Комбинированный

Выразительное чтение повести. Устная характеристика героя и средств создания его образа.

Пересказ эпизода «Башмачкин заказывает шинель»

15н


31

Н.В. Гоголь «Шинель» как петербургский текст.

1

Комбинированный

Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Реалистическое и фантастическое в повести.

Против чего направлена повесть «Шинель» и как в ней раскрывается тема возмездия?

16н.







32

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

1

Комбинированный

Выполнение тестовых заданий.

Подготовка устного рассказа об И.С. Тургеневе.

16н


33

Внеклассное чтение И.С. Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

1

Урок внеклассного чтения

Краткий рассказ о писателе. «Записки охотника». Выразительное чтение рассказа «Певцы» Образ повествователя в рассказе.

Подбор цитат на тему «Внешний облик и внутреннее состояние певцов во время исполнения песен»

17н


34

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) сюжет и герои

1

Комбинированный

Составление тезисов учебника «Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин». Выразительное чтение фрагментов романа.

Устная характеристика глуповцев и правителей.

17н



35

М. Е Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

1

Комбинированный

Средства создания комического в романе: ирония , сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык. Понятие о пародии.

Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сатира».

18н.


36

Н. С. Лесков «Старый гений»: сюжет и герои

1

Комбинированный

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Составление цитатной таблицы «Две России в рассказе»

Кто виноват в страданиях героини рассказа?

18н.


37

Н.С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

Комбинированный

Характеристика проблематики, тематики , идейно-эмоционального содержания рассказа. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», « рассказ».

Какие нравственные проблемы поднимает Лесков в рассказе «Старый гений»?

19н


38

Л.Н. Толстой «После бала»: проблематика и герои.

1

Комбинированный

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий.

Какие исторические взгляды Толстого отразились в рассказе «После бала»?

19н


39

Л.Н. Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

1

Комбинированный

Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «контраст», «антитеза», «композиция», «художественная деталь».

Чтение рассказа Толстого «Севастополь в декабре месяце».

20н


40

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого

1

Урок контроля

Контрольное сочинение на одну из тем:

1В чём современность глуповцев ? (По фрагменту романа М.Е. Салтыкова- Щедрина)

2 Что общего во взглядах на Россию в рассказах Лескова и Толстого?

Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы».

20н



41

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века

1

Комбинированный

Поэтические картины природы в разные времена года. Выразительное чтение стихотворений.( А.С. Пушкин « Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев « Осенний вечер» и др.

Чтение рассказа Чехова «О любви».

21н


42

А.П. Чехов « О любви»

1

Урок новых знаний

Краткий рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа «О любви». Понятие «психологизм». Почему любовь не принесла Алёхину счастья?

Чтение рассказов « Человек в футляре», « Тоска».

21н


43

Внеклассное чтение.

А.П. Чехов «Человек в футляре»

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение рассказа. Конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения. Литературная викторина.

Рассказ о «футлярных людях»

22н


44

Из русской литературы 20 века

И.А. Бунин «Кавказ»: лики любви

1

Урок новых знаний

Краткий рассказ о писателе. Мастерство Бунина- рассказчика. Психологизм прозы писателя. Почему несчастливы в любви герои рассказа «Кавказ?»

Чтение рассказа Бунина «Солнечный удар»

22н


45

А.И. Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Утверждения согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

Подготовка к диспуту «Поговорим о превратностях любви»

23н


46

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

1

Урок развития речи

Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей

Подготовка устного рассказа об А.А. Блоке

23н


47

А.А. Блок «На поле Куликовом» , « Россия»: история и современность.

1

Урок новых знаний

Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворения. .Понятие «лирический цикл».

В чём заключается современное звучание стихов А.Блока?

24н


48

С.А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

1

Комбинированный

Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы.. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Понятие «драматическая поэма»

Какова роль художественных тропов в поэме «Пугачёв?»

24н


49

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина, Есенина.

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» Образ Пугачёва в фольклоре и литературе.

Подготовка биографии И. С. Шмелёва

25н


50

И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

1

Урок новых знаний.

Устный рассказ о писателе. Написание отзыва на рассказ Шмелёва.

Подготовка сообщения о М. Осоргине

25н


51

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

1

Урок новых знаний.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа.

Олицетворения и метафоры в рассказе «Пенсне»

26н


52

Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

1

Урок новых знаний.

Сатирическое изображение исторических событий. Рассказ о журнале, истории его создания. Приёмы и способы создания комического в историческом повествовании

Чтение рассказов Тэффи.

26н


53

Тэффи. «Жизнь и воротник»

1

Урок новых знаний.

Выразительное чтение рассказа «Жизнь и воротник» Смешное и грустное в рассказе

Чтение рассказов М.М. Зощенко

27н


54

Внеклассное чтение

М.М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы.

1

Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение рассказов. Комические детали в рассказе «История болезни»

Биография А.Т. Твардовского

27н


55

А,Т. Твардовский «Василий Тёркин»: человек и война.

1

Урок новых знаний

Картины войны в поэме. Какая правда о войне отразилась в поэме «Василий Тёркин» ?

Наизусть фрагмент из поэмы

28н


56

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»: образ главного героя.

1

Комбинированный

Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин».

Структура и композиция поэмы.

28н


57

А.Т . Твардовский «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы.

1

Комбинированный

Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы. Способы создания комического в поэме.

«Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

29н


58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Комбинированный

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». Выразительное чтение стихотворений.

Чтение рассказа «Фотография, на которой меня нет»

29н


59

В.П. Астафьев «Фотография , на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя

1

Урок новых знаний.

Различные виды пересказов. Подбор цитат на тему «Отражение военного времени в рассказе».

Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы?

30н


60

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа.

1

Комбинированный

Какие испытания пережил человек в военное время? Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию своеобразной летописью нашего народа?

Чтение рассказа А.П. Платонова «Житейское дело»

30н


61

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

1

Урок новых знаний.

Выразительное чтение стихотворений И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке». Сопоставительный анализ родины в творчестве русских поэтов.

Письменный анализ одного из стихотворений

31н


62

Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ

1

Урок контроля

Выполнение тестовых заданий

Чтение трагедии «Ромео и Джульетта»

31н



63

Из зарубежной литературы

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

1

Урок новых знаний

Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Выразительное чтение одного из монологов трагедии. Какие вечные вопросы поднимает Шекспир в своём произведении?

Сообщение об истории возникновения сонета

32н


64

Сонет как форма лирической поэзии

1

Урок новых знаний

Выразительное чтение сонетов. Конкурс на лучшее исполнение сонета.

Чтение комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

32н


65

Внеклассное чтение

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (с чтением отдельных сцен)

1

Урок новых знаний

Устный рассказ о драматурге и об истории создания комедии. Характеристика сюжета и героев комедии. Письменный анализ эпизодов комедии.

Чтение романа В. Скотта «Айвенго»

33н


66

Внеклассное чтение

В. Скотт. «Айвенго»

1

Урок новых знаний.

Устный рассказ о писателе. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Проект «Памятник любимому писателю»

33н


67

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1

Комбинированный урок

Читательские и исследовательские умения, приобретённые в 8 классе.

Чтение рассказа О. Генри «Родственные души».

34н


68

Итоговый урок . Игровой проект «Путешествие по стране Литературии»

1

Урок контроля

Литературная викторина. Рекомендательный список литературы на лето


34н







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!