№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | домашнее задание | дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | Комбинированный | Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа .Выявление уровня литературного развития учащихся. Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», составление плана ст. учебника | Чтение статьи «О талантливом читателе» | 1н | |
| | | | Устное народное творчество (2ч.) | | | |
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) | 1 | Комбинированный | Две ветви словесного искусства -фольклорная и литературная. Чтение статьи учебника «Русские народные песни» Выразительное чтение народных песен , частушек | Отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» | 1н. | |
3. | Предания как исторический жанр русской народной песни | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение преданий из учебника. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». | Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной песни» | 2н | |
| | | | Из древнерусской литературы (2ч.) | | | |
4. | «Житие Александра Невского» (фрагменты) | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника «Из древнерусской литературы» и письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе в 17в?» Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. | «Житие Сергия Радонежского» | 2н | |
5 | Из литературы 18 века. Д.И. Фонвизин «Недоросль» | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Выразительное чтение комедии по ролям. | Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме» | 3н | |
6 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 1 | Комбинированный | Работа со словарём литературоведческих терминов. Выразительное чтение комедии по ролям | Составление плана анализа эпизода комедии и устное сообщение по плану | 3н | |
7 | Р.Р Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | Комбинированный | Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Чтение комедии по ролям. | Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания? | 4н | |
8 | Из литературы 19 века И.А. Крылов «Обоз» как басня о войне 1812 года. | 1 | Комбинированный | Историческая основа басни «Обоз» Мораль басни. Басня в актёрском исполнении. | Письменный ответ на вопрос: «Как в басне отразились события войны 1812 года?» | 4н | |
9 | К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» как романтическое произведение | 1 | Комбинированный | Краткий рассказ о писателе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Тема расширения русских земель. | Письменный ответ на вопрос: «Какими способами поэт создаёт облик романтического героя в думе «Смерть Ермака?» | 5н | |
10 | В.Ч.А.С. Пушкин «История Пугачёва» (отрывки) | 1 | Комбинированный | Составление тезисов статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» . Выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва» | Чтение романа «Капитанская дочка» Подготовка сообщения об истории создания романа. | 5н | |
11 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. Сюжет романа, его тематика, проблематика. | Выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Гринёва | 6н | |
12 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ главного героя. | 1 | Комбинированный | Письменная и устная характеристика Гринёва.. Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым» | Гринёв и Швабрин –сравнительная характеристика | 6н | |
13 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: система образов романа. | 1 | Комбинированный | Устный рассказ о героях по плану. Родители Петра Гринёва. | Пересказ эпизодов, связанных с Савельичем | 7н | |
14 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | 1 | Комбинированный | Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова» , «В императорском саду». | Женские образы романа. | 7н | |
15 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. | 1 | Комбинированный | Составление плана характеристики Пугачёва.. | Прочитать статью учебника « Истори-ческий труд Пушкина» | 8н | |
16 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры | 1 | Комбинированный | Выявление черт фольклорной традиции в романе. Обсуждение иллюстраций к роману | Подготовка к к.р. по роману «Капитанская дочка» | 8н | |
17 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | 1 | Урок контроля | .Письменный ответ на один из вопросов: 1 Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва? 2 Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина? | Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе? | 9н | |
18 | А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча» | 1 | Урок развития речи | Устные сообщения об истории создания стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ одного из стихотворений | Наизусть «Туча» | 9н | |
19 | А.С Пушкин «К…» («Я помню чудное мгновенье…») и др. стихотворения, посвящённые темам любви и творчества. | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение наизусть стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Ответы на вопросы викторины.. | Наизусть «Я помню чудное мгновенье..» | 10н | |
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Урок контроля | Выполнение тестовых заданий. | Подготовить устный рассказ о М.Ю. Лермонтове. | 10н | |
21 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Сюжет поэмы, её тематика. | Фрагмент поэмы наизусть | 11н | |
22 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя. | 1 | Комбинированный | Анализ эпизодов поэмы : «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой» | Письменная характеристика Мцыри | 11н | |
23 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: особенности композиции поэмы «Мцыри».. | 1 | Комбинированный | Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. | Составить 6 вопросов по поэме | 12н | |
24 | Р.Р. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». | 1 | Комбинированный | Письменный ответ на один из вопросов: 1Какие черты романтических героев присущи Мцыри? 2 Зачем историю Мцыри автор излагает в виде исповеди героя? | Подготовка устного рассказа о Гоголе | 12н | |
25 | Н.В. Гоголь «Ревизор» как социально- историческая комедия | 1 | Комбинированный | Замысел, написание и постановка «Ревизора» Понятие КОМЕДИЯ | Чтение комедии «Ревизор» Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников. | 13н | |
26 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию | 1 | Комбинированный | Сюжет пьесы, её тематика, проблематика. Сатира и юмор. Составление плана характеристики чиновников города. | Пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова | 13н | |
27 | Н.В. Гоголь «Ревизор»: образ Хлестакова | 1 | Урок развития речи | Устная характеристика Хлестакова и средства создания его образа. Анализ эпизодов: «Первая встреча Хлестакова с городничим» , «Сцена вранья» | В чём сущность «хлестаковщины» как общественного явления? | 14н | |
28 | Н.В. Гоголь «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | 1 | урок- практикум | Выявление этапов развития сюжета комедии. Анализ различных форм выражения авторской оценки.. Сопоставление комедий «Ревизор» и «Недоросль» | Как мысль Гоголя о том, что в русском обществе пропала совесть, связана с возмездием, настигшем городничего? | 14н | |
29 | Р.Р. Н.В. Гоголь «Ревизор» | 1 | Комбинированный | Составление плана ответа на проблемный вопрос. 1Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять всё дурное»? | Почему комедию «Ревизор» включают в репертуар современных театров? | 15н | |
30 | Н.В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение повести. Устная характеристика героя и средств создания его образа. | Пересказ эпизода «Башмачкин заказывает шинель» | 15н | |
31 | Н.В. Гоголь «Шинель» как петербургский текст. | 1 | Комбинированный | Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Реалистическое и фантастическое в повести. | Против чего направлена повесть «Шинель» и как в ней раскрывается тема возмездия? | 16н. | |
32 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. | 1 | Комбинированный | Выполнение тестовых заданий. | Подготовка устного рассказа об И.С. Тургеневе. | 16н | |
33 | Внеклассное чтение И.С. Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | 1 | Урок внеклассного чтения | Краткий рассказ о писателе. «Записки охотника». Выразительное чтение рассказа «Певцы» Образ повествователя в рассказе. | Подбор цитат на тему «Внешний облик и внутреннее состояние певцов во время исполнения песен» | 17н | |
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) сюжет и герои | 1 | Комбинированный | Составление тезисов учебника «Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин». Выразительное чтение фрагментов романа. | Устная характеристика глуповцев и правителей. | 17н | |
35 | М. Е Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок): средства создания комического. | 1 | Комбинированный | Средства создания комического в романе: ирония , сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык. Понятие о пародии. | Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сатира». | 18н. | |
36 | Н. С. Лесков «Старый гений»: сюжет и герои | 1 | Комбинированный | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Составление цитатной таблицы «Две России в рассказе» | Кто виноват в страданиях героини рассказа? | 18н. | |
37 | Н.С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика. | 1 | Комбинированный | Характеристика проблематики, тематики , идейно-эмоционального содержания рассказа. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», « рассказ». | Какие нравственные проблемы поднимает Лесков в рассказе «Старый гений»? | 19н | |
38 | Л.Н. Толстой «После бала»: проблематика и герои. | 1 | Комбинированный | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. | Какие исторические взгляды Толстого отразились в рассказе «После бала»? | 19н | |
39 | Л.Н. Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. | 1 | Комбинированный | Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «контраст», «антитеза», «композиция», «художественная деталь». | Чтение рассказа Толстого «Севастополь в декабре месяце». | 20н | |
40 | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого | 1 | Урок контроля | Контрольное сочинение на одну из тем: 1В чём современность глуповцев ? (По фрагменту романа М.Е. Салтыкова- Щедрина) 2 Что общего во взглядах на Россию в рассказах Лескова и Толстого? | Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы». | 20н | |
41 | Поэзия родной природы в русской литературе 19 века | 1 | Комбинированный | Поэтические картины природы в разные времена года. Выразительное чтение стихотворений.( А.С. Пушкин « Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев « Осенний вечер» и др. | Чтение рассказа Чехова «О любви». | 21н | |
42 | А.П. Чехов « О любви» | 1 | Урок новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа «О любви». Понятие «психологизм». Почему любовь не принесла Алёхину счастья? | Чтение рассказов « Человек в футляре», « Тоска». | 21н | |
43 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Человек в футляре» | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение рассказа. Конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения. Литературная викторина. | Рассказ о «футлярных людях» | 22н | |
44 | Из русской литературы 20 века И.А. Бунин «Кавказ»: лики любви | 1 | Урок новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Мастерство Бунина- рассказчика. Психологизм прозы писателя. Почему несчастливы в любви герои рассказа «Кавказ?» | Чтение рассказа Бунина «Солнечный удар» | 22н | |
45 | А.И. Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви. | 1 | Комбинированный урок | Краткий рассказ о писателе. Утверждения согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | Подготовка к диспуту «Поговорим о превратностях любви» | 23н | |
46 | Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви». | 1 | Урок развития речи | Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей | Подготовка устного рассказа об А.А. Блоке | 23н | |
47 | А.А. Блок «На поле Куликовом» , « Россия»: история и современность. | 1 | Урок новых знаний | Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворения. .Понятие «лирический цикл». | В чём заключается современное звучание стихов А.Блока? | 24н | |
48 | С.А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему | 1 | Комбинированный | Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы.. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Понятие «драматическая поэма» | Какова роль художественных тропов в поэме «Пугачёв?» | 24н | |
49 | Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина, Есенина. | 1 | Комбинированный | Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» Образ Пугачёва в фольклоре и литературе. | Подготовка биографии И. С. Шмелёва | 25н | |
50 | И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»: путь к творчеству. | 1 | Урок новых знаний. | Устный рассказ о писателе. Написание отзыва на рассказ Шмелёва. | Подготовка сообщения о М. Осоргине | 25н | |
51 | М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. | 1 | Урок новых знаний. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа. | Олицетворения и метафоры в рассказе «Пенсне» | 26н | |
52 | Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». | 1 | Урок новых знаний. | Сатирическое изображение исторических событий. Рассказ о журнале, истории его создания. Приёмы и способы создания комического в историческом повествовании | Чтение рассказов Тэффи. | 26н | |
53 | Тэффи. «Жизнь и воротник» | 1 | Урок новых знаний. | Выразительное чтение рассказа «Жизнь и воротник» Смешное и грустное в рассказе | Чтение рассказов М.М. Зощенко | 27н | |
54 | Внеклассное чтение М.М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Выразительное чтение рассказов. Комические детали в рассказе «История болезни» | Биография А.Т. Твардовского | 27н | |
55 | А,Т. Твардовский «Василий Тёркин»: человек и война. | 1 | Урок новых знаний | Картины войны в поэме. Какая правда о войне отразилась в поэме «Василий Тёркин» ? | Наизусть фрагмент из поэмы | 28н | |
56 | А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»: образ главного героя. | 1 | Комбинированный | Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин». | Структура и композиция поэмы. | 28н | |
57 | А.Т . Твардовский «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. | 1 | Комбинированный | Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы. Способы создания комического в поэме. | «Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. | 29н | |
58 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | Комбинированный | М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». Выразительное чтение стихотворений. | Чтение рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 29н | |
59 | В.П. Астафьев «Фотография , на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя | 1 | Урок новых знаний. | Различные виды пересказов. Подбор цитат на тему «Отражение военного времени в рассказе». | Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы? | 30н | |
60 | В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа. | 1 | Комбинированный | Какие испытания пережил человек в военное время? Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию своеобразной летописью нашего народа? | Чтение рассказа А.П. Платонова «Житейское дело» | 30н | |
61 | Русские поэты о родине, родной природе (обзор) | 1 | Урок новых знаний. | Выразительное чтение стихотворений И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке». Сопоставительный анализ родины в творчестве русских поэтов. | Письменный анализ одного из стихотворений | 31н | |
62 | Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ | 1 | Урок контроля | Выполнение тестовых заданий | Чтение трагедии «Ромео и Джульетта» | 31н | |
63 | Из зарубежной литературы У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 1 | Урок новых знаний | Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Выразительное чтение одного из монологов трагедии. Какие вечные вопросы поднимает Шекспир в своём произведении? | Сообщение об истории возникновения сонета | 32н | |
64 | Сонет как форма лирической поэзии | 1 | Урок новых знаний | Выразительное чтение сонетов. Конкурс на лучшее исполнение сонета. | Чтение комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» | 32н | |
65 | Внеклассное чтение Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (с чтением отдельных сцен) | 1 | Урок новых знаний | Устный рассказ о драматурге и об истории создания комедии. Характеристика сюжета и героев комедии. Письменный анализ эпизодов комедии. | Чтение романа В. Скотта «Айвенго» | 33н | |
66 | Внеклассное чтение В. Скотт. «Айвенго» | 1 | Урок новых знаний. | Устный рассказ о писателе. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. | Проект «Памятник любимому писателю» | 33н | |
67 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | 1 | Комбинированный урок | Читательские и исследовательские умения, приобретённые в 8 классе. | Чтение рассказа О. Генри «Родственные души». | 34н | |
68 | Итоговый урок . Игровой проект «Путешествие по стране Литературии» | 1 | Урок контроля | Литературная викторина. Рекомендательный список литературы на лето | | 34н | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |