СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование составлено  в соответствии с примерной  основной образовательной программой  основного общего образования и в соответствии с основной образовательной программой основного общего огбразования МОУ Гореловской ООШ Брейтовского м.р.  В планирование включены разделы "Население Рссии" и краеведческий компонент " География Ярославской области"

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс»

Физическая география России. Календарно – тематическое планирование 8 класс

№п\п

Дата

Тема, содержание урока

Виды деятельности учащихся


Форма контроля

Домашнее задание

Раздел 1. Территория России на карте мира – 7 ч.

1.1


Введение.

Характеристика географического положения России.

Практическая работа № 1 «Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России».

Практическая работа № 2 «Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России».

Анализируют карты и выявляют

особенности разных видов

географического положения России.

Наносят на контурную

карту объекты, характеризующие

географическое положение

России.

Сравнивают

географическое положение

России и других стран.

Выявляют

зависимость между географическим

положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны


Входной контроль (тестовая работа).

Практическая работа № 1,

Практическая работа № 2


2.2


Водные пространства, омывающие Россию.

Определяют водные границы РФ по физической и политической картам, наносить их на контурную карту.

Фронтальный опрос


3.3


Государственные границы территории России.

Практическая работа № 3 «Оценивание динамики изменения границы России и их значения».

Определяют границы РФ и при - граничных государств по физи - ческой и политической картам, наносить их на контурную карту.

Сравнивают морские и сухопутные

границы РФ по протяжённости и

значению для развития

внешнеторговых связей РФ

с другими государствам.

Сравнивают протяжённость границ

с разными странами и соседями.

Определять наиболее разно - образные в природном отношении

границы.

Составляют описание границ России



Фронтальный опрос Практическая работа № 3


4.4


Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России.

Определяют положение РФ на карте часовых поясов.

Определяют поясное время

для разных городов России

по карте часовых поясов.


Фронтальный опрос


5.5


Местное, поясное время. Его роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа № 4 «Решение задач на определе-ние разницы во времени различных территорий России».

Решают задачи на определение поясного времени

Объясняют роль поясного, декретного. Летнего времени в хозяйстве и жизни людей

Фронтальный опрос Практическая работа № 4


6.6


История освоения и заселения территории России.

История освоения и заселения территории России в XIXVIв.в. История освоения и заселения территории России в XVIIXVIII в.в. История освоения и заселения территории России в XIXXXI в.в

Практическая работа № 5 «Написание эссэ о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территорий».

Находят информацию (в Интернете и других источниках) о важнейших географических путешествиях в древности.

Прослеживают и описывают по картам маршруты путешествий.

Наносят маршруты путешествий на контурную карту.

Обсуждают значение географических открытий.

Фронтальный опрос Практическая работа № 5


7.7


Обобщающий урок по теме «Территория России на карте мира»

Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы в тетрядях.

Проверочная работа , внутришкольный мониторинг


Раздел 2. Общая характеристика природы России – 22 ч.

Тема1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России – 6 ч.

8.1


Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица .

Определяют основные этапы формирования земной коры на территории РФ по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам

Сравнивают тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит

Самооценка


9.2


Тектоническое строение территории России.

Практическая работа № 6 «Выявление тектонической структуры , формы рельефа, полезных ископаемых на территории России».

Определяют способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте

Фронтальный опрос, контурные карты,

Практическая работа № 6


10.3


Рельеф. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Изображение рельефа на картах разного масштаба.

Практическая работа № 7

« Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России».


Определяют особенности рельефа России по физической карте

Наносят на контурную карту основные формы рельефа страны

Сравнивают физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействия рельефа на расселение людей

Контурные карты, практическая работа № 7


11.4


Изменение форм рельефа под воздействием внешних и внутренних процессов. Факторы образования современного рельефа.

Практическая работа № 8

«Описание элементов рельефа России».

Устанавливают особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых.

Подготавливают и обсуждают сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасности поведения в ситуациях. связанных с их появлением

Фронтальный опрос,

Практическая работа № 8


12.5


Минеральные ресурсы России. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Практическая работа № 9 «Построение профиля рельефа своей местности».

Обсуждают преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.

Наносят на контурные карты угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы РФ

Практическая работа № 9,

Фронтальный опрос,

Контурные карты.


13.6


Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Выполняют варианты проверочной работы .

Проверочная работа.


Тема 2. Климат России – 7 ч.

14.1


Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.

Выявляют зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа

Фронтальный опрос


15.2


Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт.)

Анализируют климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления.

Сопоставляют карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой РФ.

Находят доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количества осадков.

Определяют по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленных фронтальной деятельностью

Взаимооценка


16.3


Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.


Составляют сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям в таблично – графической форме.


Фронтальный опрос


17.4


Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Практическая работа № 10

« Определение закономернос - тей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особеннос - тей распределения средних температур января и июля на территории России».

Определяют по картам показателя суммарной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий.

Решают учебные задачи по расчету угла падения солнечных лучей на конкретные территории в дни солнцестояний и равноденствий Определяют по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов

Фронтальный опрос,

Практическая работа № 10


18.5


Климатические пояса и типы климата России.

Практическая работа № 11

«Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами».

Устанавливают соответствие между климатограммами и типами климата.

Составляют по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60 с.ш.


Фронтальный опрос.

Практическая работа № 11


19.6


Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение и прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами , картодиограммами. Определение зенитального положения Солнца.

Практическая работа № 12

«Описание характеристики климата своего региона».

Практическая работа № 13

«Составление прогноза погоды на основе различных источников информации».


Определяют районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематически картам.

Подготавливают и обсуждают сообщения ( презентации) о воздействии климатических условий на человека и способах адаптации к разным климатическим условиям нашей страны

Практическая работа № 12.

Практическая работа № 13


20.7


Обобщающий урок по теме «Климат России»

Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы втетрадях.

Проверочная работа


Тема 3. Внутренние воды России – 4 ч.

21.1


Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек.

Практическая работа № 14

«Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России».

Практическая работа № 15

«Описание объектов гидрографии».

Составляют характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм

Наносят на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки.

Выявляют зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам.

Фронтальный опрос, контурные карты, практическая работа № 14,

Практическая работа № 15


22.2


Озёра. Классификация озер.

Практическая работа № 15

«Описание объектов гидрографии ».

Определяют типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам

Определяют по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на контурных картах.

Наносят на контурные карты различные типы озер России.

Контурные карты ,

Практическая работа № 15


23.3


Подземные воды., болота. Многолетняя мерзлота, ледники, каналы, крупные водохранилища.

Практическая работа № 15

«Описание объектов гидрографии».

Определяют по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты.

Наносят на контурную карту границы максимального распространения многолетней мерзлоты.

Практическая работа № 15, контурные карты,

Фронтальный опрос


24.4


Водные ресурсы в жизни человека. Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России».

Определяют особенности внутренних вод и меры по их охране

Оценивают обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий.

Подготавливают и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений на жизнь населения и особенности развитии

Фронтальный опрос, тест


Тема 4. Почвы России – 3 ч.

25.1


Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.

Наблюдают образцы почв, выявлять их состав

Составляют таблицу (схему) «Состав почв».

Анализируют схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия

каждого фактора на формирование почвы.

Определяют по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения.

Составляют карту растительности (природных зон) с картой почв.

Выявляют взаимосвязь растительного и почвенного покрова

Фронтальный опрос


26.2


Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Определяют структуру земельного фонда России Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности.

Составляют основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Фронтальный опрос


27.3


Обобщающий урок по теме «Почвы России»

Применяют полученные знания на практике

Проверочная работа. Внутришкольный мониторинг


Тема 5. Растительный и животный мир России – 2 ч.

28.1


Разнообразие растительного и животного мира.

Практическая работа № 16 «Описание основных компонентов природы России».

Выявляют факторы, определяющие состав и разнообразие растительности и животного мира России.

Решают учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России.

Определяют на основе сопоставления тематических карт показатели

климата территорий, где широко

распространены характерные

представители зональных типов растительности (тундровой, лес_

ной, степной).

Устанавливают характерных для зональных типов растительности России животных.


Фронтальный опрос, практическая работа № 16


29.2


Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Практическая работа № 17

«Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей».

Описывают природные условия и ресурсы природно – хозяйственных зон на основе чтения тематических карт. Выявлять особенности природоохранной деятельности на территории РФ. Определять виды охраняемых территорий.


Фронтальный опрос, практическая работа № 17


Раздел 3. Природно – территориальные комплексы России – 24 ч .

Тема 1. Природное районирование – 3 ч.

30.1


Природно – территориальные комплексы (ПТК): природные, природно – антропогенные, антропогенные.

Сравнивают природную зональность крупных ПТК, используя тематические карты.

Фронтальный опрос


31.2


Природное районирование территории России.

Описывают природные условия и ресурсы природно – хозяйственных зон на основе чтения тематических карт

Объясняют и приводят примеры рационального и нерационального природопользования

Описывают виды хозяйственной деятельности людей в природных условиях

Фронтальный опрос


32.3


Природные зоны России.

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга. Смешанные леса, широколиственные леса. Высотная поясность. Практическая работа № 18 «Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации».

Фронтальный опрос, практическая работа № 18


Тема 2. Крупные природные комплексы России – 21 ч.

33. 1


Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).


Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объяснить зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос


34.2


Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


35.3


Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


36.4


Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


37.5


Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.


Определяют физико – географическое положение морей и его особенности. Составляют по плану и картам атласа характеристику одного из морей.

Наносят в контурные карты южные моря. Работают с текстом учебник и дополнительной справочной литературой.

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


38.6


Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


39.7


Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


40.8


Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека. Сравнивают особенности отдельных регионов России.

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


41.9


Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.


Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы.

Проверочная работа, внутришкольный мониторинг


42.10


Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.


Определяют физико – географическое положение морей и его особенности. Составляют по плану и картам атласа характеристику одного из морей.

Наносят в контурные карты северные моря. Работают с текстом учебник и дополнительной справочной литературой.

Фронтальный опрос


43.11


Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


44.12


Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.


Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос


45.13


Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


46.14


Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


47.15


Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


48.16


Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


49.17


Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).


Составляют характеристику ГП, выделяют особенности ГП. Выявляют проблемы охраны Байкала. Выделяют экологические проблемы и пути их решения.

Фронтальный опрос


50.18


Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).


Характеризуют особенности природы Дальнего Востока. Выделяют специфику ГП. Находят информацию в дополнительных источниках об уникальной природе Дальнего Востока, выделяют особенности взаимосвязи в отдельных ПТК.

Фронтальный опрос


51.19


Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».


Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


52.20


Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Практическая работа № 19 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России».

Описывают особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов

Объясняют зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории

Характеризуют и оценивают природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный опрос, практическая работа № 19


53.21


Обобщающий урок по теме «Природно – территориальные комплексы России»

Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы в тетрадях.

Проверочная работа


Раздел 4. Население России – 8 ч.

54.1


Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

Практическая работа № 20

«Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России».



Практическая работа № 21 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России».

Практическая работа № 22

«Оценивание демографической ситуации России и отдельных её территорий».

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Работают в группах, делают записи в тетрадях. Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 20


практическая работа № 21


Взаимооценка.

практическая работа № 22


55.2


Мужчины и женщины. Характеристика половозрастной структуры населения России.

Практическая работа № 23 «Чтение и анализ половозрастных пирамид».

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Работают в группах, делают записи в тетрадях. Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы. Знакомятся с диаграммой «Половозрастная пирамида»

практическая работа № 23,

фронтальный опрос


56.3


Миграции населения в России.

Практическая работа № 24

«Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России».

Практическая работа № 25

«Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы».

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Работают в группах, делают записи в тетрадях. Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 24,

Практическая работа № 25


57.4


Особенности географии рынка труда России.

Практическая работа № 26

«Объяснение различий обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России».

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Работают в группах, делают записи в тетрадях. Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 26


58.5


Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.

Практическая работа № 27

«Определение особенностей размещения крупных народов России».

Заполняют таблицу. Составляют кластер. Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы

Фронтальный опрос, практическая работа № 27


59.6


Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.

Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы

Фронтальный опрос


60.7


Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

Практическая работа № 28

«Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России».

Читают текст учебника. Формулируют определения. Выполняют практическую работу. Работают с дополнительными источниками информации. Анализируют карты атласа. Делают выводы

Фронтальный опрос, практическая работа № 28


61.8


Обобщающий урок по теме «Население России»

Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы в тетрадях.

Проверочная работа, внутришкольный мониторинг.


Раздел 5. География Ярославской области – 7 ч.

62.1


Географическое положение и рельеф Ярославской области. История освоения.

Практическая работа № 29

«Описание основных компонентов природы своей местности».

Читают текст учебника. Анализируют карты атласа «География Ярославской области».

Отмечают номенклатуру в контурных картах. Выполняют практическую работу. Фиксируют результаты в тетради. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 29, контурные карты.


63.2


Климатические особенности Ярославской области.

Практическая работа № 29

«Описание основных компонентов природы своей местности».

Читают текст учебника. Анализируют карты атласа «География Ярославской области».

Отмечают номенклатуру в контурных картах. Выполняют практическую работу. Фиксируют результаты в тетради. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 29, контурные карты.


64.3


Реки озёра, каналы и водохранилища Ярославской области.

Практическая работа № 29

«Описание основных компонентов природы своей местности».

Читают текст учебника. Анализируют карты атласа «География Ярославской области».

Отмечают номенклатуру в контурных картах. Выполняют практическую работу. Фиксируют результаты в тетради. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 29, контурные карты.


65.4


Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности.

Практическая работа № 29

«Описание основных компонентов природы своей местности».

Читают текст учебника. Анализируют карты атласа «География Ярославской области».

Отмечают номенклатуру в контурных картах. Выполняют практическую работу. Фиксируют результаты в тетради. Делают выводы.

Фронтальный опрос, практическая работа № 29


66.5


Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения.

Читают текст учебника. Анализируют карты атласа «География Ярославской области».

Отмечают номенклатуру в контурных картах. Выявляют экологические проблемы , прогнозируют пути их решения.

Фронтальный опрос


67.6


Особенности населения Ярославской области.

Дают оценку демографической ситуации в регионе. Работают в контурной карте . Отмечают крупные малые города региона , сёла – районные центры .

Фронтальный опрос


68.7


Практическая работа № 30 «Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

Работают на компьютерах. Осуществляют поиск информации в сети интернет, справочной литературе и других источниках.

Практическая работа № 30


ИТОГО:


68 часов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!