СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование география 5 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование география 5 класс ФГОС. УМК В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование география 5 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Маяк»







.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География

(Землеведение)

(учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


для 5 класса

(ступень обучения, класс)

2017-2018гг.






Календарно- тематическое планирование

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч)

№ урока

Дата


Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности (предметный результат)

Планируемые образовательные результаты

УУД

Метапредметные


Введение 1 час

1/1


Что изучает география

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Беседа, работа с таблицей

Определять понятие

« география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

Раздел 1.Накопление знаний о Земле 5 часов.

2/1


Познание Земли в древности

Древняя география и географы. География в Средние века


Работа с картой, устный опрос.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:


-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете.

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,

3/2


Великие географические открытия

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Анализ карты, работа с контурной картой, беседа

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

4/3


Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.


Анализ карт, работа с контурными картами, беседа, работа с дополнительными источниками

Прослеживать по картам маршруты путешествий.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) и обсуждать первое русское кругосветное путешествие.

5/4


Современная география

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы. 1. Работа с электронными картами

Рассказ, работа с дополнительной информацией.

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

6/5


Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» Диагностическая работа №1



Раздел 2. Земля во Вселенной 7 часов.

7/1


Земля и космос

Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам


Работа с дополнительной информацией, устный опрос.

Составлять описание происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.

Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

8/2


Земля — часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета

Анализ схемы, решение задач, составление и анализ схемы

Наблюдать действующую модель движения Земли( теллурий) и писывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Решать познавательные и практически задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Наблюдать действующую модель движения Земли (теллурий) и описывать особенности движения Земли вокруг Солнца.

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

Показывать на схеме и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности.

9/3


Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна.


Составление и анализ схемы, работа с дополнительной информацией.

Составлять и анализировать схему

« Географические следствия размеров и формы Земли».

Находить (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему « представления о форме и размерах Земли в древности»

10/4


Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.




11/5


Обращение Земли вокруг Солнца

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.


Сообщения, устный опрос, Работа с компасом

Определение по компасу направления на стороны горизонта, углы с помощью транспортира.


12/6


Форма и размеры Земли

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

Работа с картой, планом.

Анализ плана и карты и глобуса. чтение карт.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.


13/7


Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Практическая работа№2

Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

Работа с картами и планами, определение масштаба

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.



Раздел 3. Географические модели Земли 10 часов.

14/1


Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.


Работа с топографической картой и планом местности


Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

.

15/2


Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.


Практическая работа.

Использовать оборудование для глазомерной съемки.

Составлять простейшие планы местности небольшого участка.

16/3


Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.


Работа с картами и глобусом,

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов.

17/4


Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.



Практическая работа, работа с картами

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Определять расстояние с помощью градусной сетки.

18/5


Планы местности и их чтение

План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений


проверочная работа


19/6


Составление плана местности.

Практические работы№3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки



20/7


Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.


Устный опрос, тест.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

Анализировать схему «Типы земной коры»

21/8


Градусная сеть. Географические координаты

Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Практическая работа№ 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки


Практическая работа, устный опрос.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

22/9


Географические карты

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.


Работа с иллюстрациями, картами, индивидуальные задания.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

.

23/10


Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу.

«Географические модели Земли». Диагностическая работа 2.

Работа с картой, контурной картой, индивидуальные задания, устный опрос.

Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.


Раздел 4. Земная кора 11 часов.

24/1


Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

Строение Земли. Из чего состоит земная кора.


Устный опрос, анализ карт, работа с контурной картой

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете;

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные)

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

25/2


Разнообразие горных пород.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Практическая работа№ 5 Определение горных пород и Описывать их свойств

Работа с картой, устный опрос, работа с контурной картой

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

Наносить на контурную карту области распространения вулканизма

26/3


Земная кора и

литосфера— каменные оболочки Земли

Земная кора и ее устройство. Литосфера.


Устный опрос, беседа,

Сообщения, работа с картами, работа с дополнительной информацией.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующиеся под их воздействием форм рельефа.

Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.


27/4


Разнообразие форм рельефа Земли

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.


Устный опрос, работа с картой, практическая работа, анализ иллюстраций

Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

28/5


Движение земной коры

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.


Устный опрос, индивидуальные задания, анализ иллюстраций

Называть и показывать на макете, иллюстрации основные формы рельефа дна Мирового океана. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефадна Мирового океана


29/6


Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.


Индивидуальные задания, тест.




30/7


Внешние силы, изменяющие рельеф.

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.





31/8


Главные формы рельефа суши.

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Практическая работа№ 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Индивидуальные задания, ответы на вопросы.



32/9


Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна.


Индивидуальные задания, ответы на вопросы.



33/10


Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.




34/11


Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Диагностическая работа 3.




35


Повторение (резервный час)









1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!