2017-2018гг.
№ п/п | Раздел Тема урока | Дата | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Практические работы |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Введение 3часа |
1/1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю | | Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов. | Показывать материки и части света. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
2/2 | Как открывали мир. | | Составление сводной таблицы | Называть имена мореплавателей и путешественников. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Называть имена мореплавателей и путешественников. | |
3/3 | Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний | | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану | Давать характеристику карты. | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Практическая работа 1. Работа с источниками географической информации (картами. Дневниками путешествий, справочниками словарями). |
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч) |
4/1 | Происхождение материков и океанов | | Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. | Оценивать и прогнозировать по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем. | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Практическая работа 2. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет. |
5/2 | Рельеф Земли. | | Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
6/3 | Входная диагностическая работа. | | Выполнение заданий входной стандартизированной работы. | составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | |
Атмосфера 2 часа |
7/4 | Роль атмосферы в жизни земли. Соотношение тепла и влаги на Земле. | | Анализ климатических карт Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, карт и схем. | Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
8/5 | Климатические пояса земли. | | Анализ карты климатических поясов Земли. | Объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
Гидросфера 2 часа. |
9/6 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | | Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зональности в распределении водных масс. Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши. | показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод. | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте условными знаками побережий материков и шельфа как особых территориально - аквальных комплексов; выделение среди них районов, используемых для лечения и отдыха. |
10/7 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | | Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. | Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков | Познавательные уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | |
Географическая оболочка 3 часа. |
11/8 | Строение и свойства географической оболочки | | Формирование определения понятия «географическая оболочка». Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств. | приводить примеры природных комплексов | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | |
12/9 | Природные комплексы суши и океана. | | Формулирование определения понятия «природный комплекс». Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов. | приводить примеры природных комплексов. | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Формулирование определения понятия «природный комплекс». Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов. | Практическая работа 4. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. |
13/10 | Природная зональность. | | Формулирование определений понятий «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность». Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зон на материках и в океанах. Установление по картам и схемам закономерностей в проявлении широтной зональности и высотной поясности. | приводить примеры природных комплексов | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | |
Население Земли 3 часа. |
15/1 | Численность населения Земли. Размещение населения | | Анализ изменения численности населения мира. Определение и сравнение численности населения материков и стран мира. | рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира | Практическая работа. 5.Анализ изменения численности и плотности населения Земли. |
16/2 | Народы и религии мира | | Работа с тематическими картами: определение рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные :самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира | 6Характеристика размещения этносов и распространения религий в мире. |
17/3 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | | Работа с тематическими картами: определение рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли. | Познавательные оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира | 7. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений. |
Океаны и материки 49 часов |
18/1 | Географическое положение Африки. | | Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в компонентах природы. Сравнение материков по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности. | показывать наиболее крупные страны мира. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка. |
19/2 | Рельеф и полезные ископаемые Африки. | | Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка полезными ископаемыми. Составление описания рельефа какой-либо территории материка. | показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках. | Коммуникативные:принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | 9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
20/3 | Климат Африки | | Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Характеристика климата какой-либо территории материка, анализ климатограмм. | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | 10.Оценка условий жизни одного из африканских народов на основе составления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. |
21/4 | Внутренние воды Африки. | | . Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану. | показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
22/5 | Природные зоны Африки. | | Характеристика природных зон материка; объяснение соотношения тепла и влаги в каждой из зон. Выявление изменений природы зон под влиянием хозяйственной деятельности людей. | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | 11.определение причин разнообразия природных зон материка. |
23/6 | Население. Страны Северной Африки. | . | Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Анализ карты плотности населения. Определение по карте атласа наиболее крупных этносов, по статистическим показателям — соотношения городского и сельского населения. Анализ политической карты: выявление больших и малых стран, историко-культурных регионов Африки | уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | |
24/7 | Страны Западной и Центральной Африки. | | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | |
25/8 | Страны Восточной Африки | | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | 12. Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной их африканских стран. |
26/9 | Страны Южной Африки | | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | |
27/10 | Контрольная работа по теме «Африка» | | Оценка географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
28/11 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые | | Оценка особенностей географического положения; основных исследователей материка; определять географическое положение по физической карте; основные черты рельефа материка и факторы его образования; размещение основных форм рельефа; состав полезных ископаемых | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий Коммуникативные: владеть навыками диалогической речи | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. . | 13. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия сравнения природных условий сравнения природных условий основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. |
29/12 | Климат Австралии. Внутренние воды | | Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Составление описания одной из рек материка. | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
30/13 | Природные зоны Австралии. Австралийский Союз. | | Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой. | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | 14.Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условийи хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. |
31/14 | Океания. | | Оценка географического положения Океании, крупных островов и архипелагов. Установление связи между природой островов и их происхождением. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Составление описания одного из островов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании. | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
32/15 | Географическое положение Южной Америки | | Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии. Формирование выводов о природе материка на основе оценки его географического положения. | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 15. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. |
33/16 | Рельеф и полезные ископаемые | | Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки. | называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
34/17 | Климат Южной Америки. | | Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнение рельефа Южной Америки и Африки, формирование вывода по результатам сравнения. | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные:владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся), определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейновэтих рек. |
35/18 | Природные зоны Южной Америки. | | Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Сравнение природных зон Южной Америки и Африки. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком. | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
36/19 | Население. Страны Востока материка. | | Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группировка стран материка по различным признакам. | уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа . показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
37/20 | Андские страны. | | Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описание этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Составление описания одной из частей страны. Характеристика памятников всемирного наследия на территории Андских стран. | показывать наиболее крупные государства на материках | 17. определение по экологической карте ареалов и центров наибольшего и наименьшего воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. |
38/21 | Обобщение по теме «Южная Америка». | | Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
39/22 | Антарктида – уникальный по ГП и истории формирования материк. | | Объяснять особенности природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Составление описания климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценка природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Подготовка и обсуждение презентации о материке. | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования | 18. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. |
40/23 | Северный Ледовитый океан. | | Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей. | показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
41/24 | Тихий океан. Индийский океан. | | показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах | |
42/25 | Атлантический океан. | | Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей. | показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования . | 19. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору). |
43/26 | Географическое положение Северной Америки. | | Оценка географического положения материка и его влияния на природу. Умение называть имена зарубежных и русских путешественников и исследователей Северной Америки. | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
44/27 | Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. | | Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Составление характеристики крупных форм рельефа. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
45/28 | Климат, внутренние воды Северной Америки. | | Определение влияния климатообразующих факторов на формирование климата материка. Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Составление характеристики климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата. | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 20. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
46/29 | Природные зоны Северной Америки. | | Объяснение причин особого размещения природных зон. Составление описания отдельных зон. Формирование определения понятий «тундра», «тайга», «степь». Оценка степени изменения природы материка. Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков. | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
47/30 | Население Северной Америки. | | Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население. | уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
48/31 | Канада. США. | | Описание и оценка географического положения Канады. Составление характеристики ее природы и природных богатств. Выявление особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценка степени изменения природы страны. | показывать наиболее крупные государства на материках показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 21. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей; оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территорий по пути следования. |
49/32 | Географическое положение Евразии. | | Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формирование предварительных выводов о природе материка на основе оценки его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучение Центральной Азии | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
50/33 | Особенности рельефа Евразии, его развитие. | | Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Моделирование на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка минеральными ресурсами. | называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
51/34 | Климат Евразии. | | Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Анализ климатограмм. Оценка климата Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения. | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 22. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. |
52/35 | Внутренние воды Евразии. | | Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом, сравнение рек Евразии. | составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
53/36 | Природные зоны Евразии. | | Объяснение связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Составление характеристики природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Оценка степени изменения природных зон человеком. | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 23. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. |
54/37 | Народы Евразии. Страны. | | Оценка степени изменения природных зон человеком. | уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа . показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 24. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии. |
55/38 | Страны Северной Европы. | | Формулирование определения понятия «фьорд». Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Составление описания стран, их сравнение. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 25. Характеристика политической карты Евразии. |
56/39 | Страны Западной Европы. Великобритания. | | Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики страны. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
57/40 | Франция. Германия. | | Сравнение географического положения Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Установление причин сходства и различия стран. Подготовка и обсуждение презентации о стране. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
58/41 | Страны восточной Европы. | | Выявление влияния географического положения стран на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения каждой из стран. Оценка вклада населения стран в развитие мировой цивилизации. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
59/42 | Страны Южной Европы. Италия. | | Работа с картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объяснение особенностей природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 26. Составление описания одной из стран Южной Европы. |
60/43 | Страны Юго-Западной Азии. | | Объяснение историко-культурных особенностей стран региона. Оценка их географического положения. Выявление своеобразия природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения стран. Работа с картой: определение видов хозяйственной деятельности населения. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
61/46 | Страны Центральной Азии. | | Объяснение влияния географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определение основных природных богатств стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Выявление особенностей размещения населения, географического положения крупных городов. Составление по картам комплексной характеристики стран. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
62/47 | Китай. | | Оценка географического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в жизни населения. Характеристика населения, основных видов его хозяйственной деятельности. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
63/48 | Япония. | | Работа с картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Характеристика Японии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
64/49 | Индия. Индонезия. | | Работа с картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Характеристика Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности. | показывать наиболее крупные государства на материках | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | 27. Составление описания одной из стран Зарубежной Азии. |
Земля наш дом 2 часа |
65/1 | Закономерности географической оболочки. | | Характеристика основных свойств географической оболочки. Умение приводить примеры закономерностей, присущих различным компонентам природы. | приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | |
66/2 | Взаимодействие природы и общества. | | Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. | приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека. | Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | 28Составление и защита учебных проектов локальной, региональной или глобальной реконструкции природы нашей планеты в виде рисунков, схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы учащегося с географической тематикой. |
Повторение (из резервного времени) |
67/1 | Обобщение знаний по разделу «Материки и страны». | | Выполнение заданий на повторение раздела «Материки и страны» | составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | |
68/2 | Итоговая диагностическая работа. | | Выполнение заданий выходной диагностической работы. | называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | |
69-70 | Резервные часы | | | | | | |