СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс»


Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 5 классе


Бактерии. Грибы. Растения. (34 часа, 1 час в неделю)


№ урока п/п

№ урока по теме

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Д/задание

по плану

фактич


Введение (6 часов)


1


1




Биология — наука о живой природе


1

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

§1



2

2



Методы исследования в биологии

1

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


§2 Составить дневник наблюдений за погодой

3

3



Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Определяют живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

§3.Составить характеристику по плану.

4

4



Среды обитания живых организмов.

1

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

§4

5

5



Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

§5

6

6



Обобщающий урок по теме

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений



Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7

1



Устройство увеличительных приборов

1

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

§6

8

2




Строение клетки

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§7

9

3



Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их


§7

10

4



Пластиды

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§7

11

5



Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

§8

12

6



Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

§9

13

7



Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты


14

8



Деление клетки

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


15

9



Понятие «ткань»

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

§10

16

10



Обобщающий урок по теме

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)


17

1



Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Выделяют существенные признаки бактерий

§11

18

2



Роль бактерий в природе и жизни человека

1




Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

§12

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

19

1



Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

§13

20

2



Шляпочные грибы

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами



§14

21

3



Плесневые грибы и дрожжи

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением


§15

22

4



Грибы-паразиты

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека


§16

23

5



Обобщающий урок по теме

1




Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)


Раздел 4. Царство Растения (11 часов)

24

1



Ботаника — наука о растениях

1

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием



§17

25

2



Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом


§18

26

3



Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


§18

27

4



Лишайники

1

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе


§19

28

5



Мхи, папоротники, хвощи, плауны

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

§20,21

29

6



Голосеменные растения

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

§22

30

7



Покрытосеменные растения

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

§23

31

8



Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

§24

32

9



Обобщающий урок по теме

1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую


33

10



Контрольная работа

1



34

11



Анализ контрольной работы

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!