| | 2. | Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их свойства. | Называть и характеризовать традицион-ные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Объяснять роль материала в создании художественного образа. | Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся; Организовывать работу учащихся с социально значимой информацией, получаемой на уроках, высказывать собственное мнение, позицию; Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку; Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности, наблюдения за демонстрациями учителя. | | | | | |
3. | Рисунок- основа изобразительного творчества. | Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы графическими материалами | | | | |
4. | Выразительные возможности линии. | Рассматривать и анализировать ли-нейные рисунки известных художников. Характеризовать различные виды ли-нейных рисунков. Объяснять, что такое ритм и его значе- ние в создании изобразительного образа. Выполнить линейный рисунок на заданную тему | | | | |
5. | Темное – светлое – тональные отношения. | Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображе-ния . Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «то-нальный контраст». Иметь практические навыки изобра жения карандашами разной жёсткости | | | | |
6. | Основы цветоведения. | Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета». Характеризовать физическую природу цвета. Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений. Различать основные и составные цвета. Определять дополнительные цвета. Овладевать навыком составления разных оттенков цвета | | | | |
7. | Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве. | Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет». Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений. Проводить эстетический анализ произведений живописи. Овладевать навыками живописного изображения. | | | | |
8. | Выразительные средства скульптур. | Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей. Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства. Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении. | | | | |
Жанры изобразительного искусства 1 час | | | | |
| | 9. | Жанровая система в изобразительном искусстве. | Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве». Перечислять жанры изобразительного искусства. Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства. | Организовывать виртуальны экскурсии в музеи, картинные галереи; -Создавать условия для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся; - Формировать уважение к традициям, ценностям, культуре народа; -Организовывать учебную деятельность с учётом культурных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей; -Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники; -Создавать в группах разновозрастные детско – взрослые общности; -Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной или неблагоприятной ситуации | | | | | |
| | 10. | Изображение объемного предмета на плоскости листа. | Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в евро-пейском и отечественном искусстве. Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел. Линейное построение предмета в про-странстве. Освоить правила перспективных сокра- щений. Изображать окружности в перспективе. Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы | Привлекать внимание учащихся к ценностным категориям, изучаемым на уроке; Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися. -Создавать в группах разновозрастные детско – взрослые общности; -Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, | | | | | |
11. | Конструкция предмета сложной формы. | Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур . Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции . Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы | | | | |
12. 13. | Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета. Рисунок натюрморта графическими материалами. | Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны. Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению. Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта. Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках. | | | | |
14. | Живописное изображение натюрморта. | Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения. Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев. Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. | | | | |
15. | Портретный жанр в истории искусства. | Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох. Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи. Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.). Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.). Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном. | | | | |
16. | Конструкция головы человека. | Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. | | | | |
17. 18. | Графический портретный рисунок. Свет и тень в изображении головы человека. | Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека. Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека. Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа. Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения. Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека. | | | | |
19. 20. | Портрет в скульптуре. Живописное изображение портрета. | Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся ху- дожников скульпторов . Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета. Иметь начальный опыт лепки головы человека. Иметь опыт создания живописного портрета. Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета | | | | |
Пейзаж 7 час. | | | | |
| | 21. | Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. | Сравнивать и различать характер изо- бражения природного пространства в ис- кусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения. Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива». Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги. | -Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; -Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником, работа с научно – популярной литературой, отбор и сравнение материала по разным источникам; -Разряжать напряжённую обстановку в классе; привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации; -Активизировать познавательную деятельность детей; -Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектах; -Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентиры учащихся; | | | | |
| | 22. | Правила воздушной перспективы. | Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа. Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства. | | | |
| | 23. 24. 25. 26. | Особенности изображения разных состояний природы и ее освещения. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы . Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи . Узнавать и характеризовать морские пейзажи И . Айвазовского . Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и пост импрессионистов . Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже. Анализировать развитие образа приро- ды в отечественной пейзажной живописи . Называть имена великих русских жи- вописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана . Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров. Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки пейзажных зарисовок. Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве . Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения. Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения | | | |
Бытовой жанр в изобразительном искусстве 2 часа. | | | | |
| | 27. 28. | Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Работа над сюжетной композицией. | Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох . Осознавать многообразие форм органи- зации жизни и одновременного единства мира людей. Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине. Выявлять образ нравственных и цен- ностных смыслов в жанровой картине. Освоить новые навыки в работе над сю- жетной композицией. Понимать компо- зицию как целостность в организации художественных выразительных средств | Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; -Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку; -Организовывать учебную деятельность с учётом культурных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей; -Привлекать внимание учащихся к ценностным категориям, изучаемым на уроке; -Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися; -Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися. | | | | | |
Исторический жанр в изобразительном искусстве 3 часа. | | | | |
| | 29. | Историческая картина в истории искусства, ее особое значение. | Объяснять, почему историческая карти- на понималась как высокий жанр . Объяснять, почему картины на мифоло- гические и библейские темы относили к историческому жанру . Характеризовать произведения исто- рического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоз- зренческих позиций и идеалов | Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; -Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку; Организовывать учебную деятельность с учётом культурных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей; -Привлекать внимание учащихся к ценностным категориям, изучаемым на уроке; -Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися; -Создавать условия для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися. | | | | | |
| | 30. | Историческая картина в русской живописи. | Анализировать содержание картины К . Брюллова «Последний день Помпеи» . Анализировать содержание историче- ских картин, образ народа в творчестве В . Сурикова . Характеризовать исторический образ России в картинах М . Нестерова, В . Вас- нецова, А . Рябушкина | | | | | |
| | 31. | Работа над сюжетной композицией (книга «Княжий воин», В. Крюков) | Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор ма- териалов по задуманному сюжету | | | | | |
Библейские темы в изобразительном искусстве 3 часа. | | | | |
| | 32. | Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи. | Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях ис- кусства. Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений. Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др. | Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником, работа с научно – популярной литературой, отбор и сравнение материала по разным источникам; -Разряжать напряжённую обстановку в классе; привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации; -Активизировать познавательную деятельность детей; -Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектах; -Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентиры учащихся; | | | | | |
| | 33. | Библейские темы в русском искусстве XIX в. | Узнавать и объяснять содержание кар- тин отечественных художников (А. Ива- нов. «Явление Христа народу», И. Крам- ской . «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница») | | | | | |
| | 34. | Иконопись в истории русского искусства. | Знать о смысловом различии между иконой и картиной. Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое до-стижение отечественной культуры | | | | | |
| | 35. | Итоговая работа за курс 6 класса. | | | | | | |