№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Общие сведения о видах искусства |
1.1. | Искусство — его виды и их роль в жизни людей | 1 | 0 | 1 | | Называть пространственные и временные виды искусства. Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение. Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства |
2.1. | Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства | 1 | 0 | 1 | | Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Объяснять роль материала в создании художественного образа | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.2. | Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника | 1 | 0 | 1 | | Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы графическими материалами | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.3. | Выразительные возможности линии | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников. Характеризовать различные виды линейных рисунков. Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Выполнить линейный рисунок на заданную тему | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.4. | Тёмное — светлое — тональные отношения | 1 | 0 | 1 | | Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения. Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст». Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.5. | Основы цветоведения | 1 | 0 | 1 | | Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета». Характеризовать физическую природу цвета. Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений. Различать основные и составные цвета. Определять дополнительные цвета. Овладевать навыком составления разных оттенков цвета | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.6. | Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве | 1 | 0 | 1 | | Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет». Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений. Проводить эстетический анализ произведений живописи. Овладевать навыками живописного изображения | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
2.7. | Выразительные средства скульптуры | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей. Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства. Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства |
3.1. | Жанровая система в изобразительном искусстве | 1 | 0 | 1 | | Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».Перечислять жанры изобразительного искусства. Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 4. Натюрморт |
4.1. | Изображение объёмного предмета на плоскости листа | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве. Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Освоить правила перспективных сокращений. Изображать окружности в перспективе. Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
4.2. | Конструкция предмета сложной формы | 1 | 0 | 1 | | Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
4.3. | Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета | 1 | 0 | 1 | | Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
4.4. | Рисунок натюрморта графическими материалами | 1 | 0 | 1 | | Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению. Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта. Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках. | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
4.5. | Живописное изображение натюрморта | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения. Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев. Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
Раздел 5. Портрет |
5.1. | Портретный жанр в истории искусства | 1 | 0 | 1 | | Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох. Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи. Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаль, Микеланджело, Рембрандт и др.). Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.). Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
5.2. | Конструкция головы человека | 1 | 0 | 1 | | Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
5.3. | Графический портретный рисунок | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека. Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
5.4. | Свет и тень в изображении головы человека | 1 | 0 | 1 | | Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа. Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения. Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
5.5. | Портрет в скульптуре | 1 | 0 | 1 | | Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников-скульпторов. Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета. Иметь начальный опыт лепки головы человека | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
5.6. | Живописное изображение портрета | 1 | 0 | 1 | | Иметь опыт создания живописного портрета. Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 6. Пейзаж. |
6.1. | Правила построения линейной перспективы в изображении пространства | 1 | 0 | 1 | | Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения. Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива». Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
6.2. | Правила воздушной перспективы | 1 | 0 | 1 | | Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа. Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
6.3. | Особенности изображения разных состояний природы и её освещения | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы. Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи. Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского. Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
6.4. | Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре | 1 | 0 | 1 | | Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи. Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
6.5. | Пейзаж в графике | 1 | 0 | 1 | | Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров. Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки пейзажных зарисовок | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
6.6. | Городской пейзаж | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве. Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения. Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве |
7.1. | Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох | 1 | 0 | 1 | | Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох. Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей. Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине. Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
7.2. | Работа над сюжетной композицией | 1 | 0 | 1 | | Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией. Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве |
8.1. | Историческая картина в истории искусства, её особое значение | 1 | 0 | 1 | | Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр. Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру. Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
8.2. | Историческая картина в русской живописи | 1 | 0 | 1 | | Анализировать содержание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В. Сурикова. Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
8.3. | Работа над сюжетной композицией | 1 | 0 | 1 | | Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве |
9.1. | Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи | 1 | 0 | 1 | | Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства. Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений. Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др. | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
9.2. | Библейские темы в русском искусстве XIX в. | 1 | 0 | 1 | | Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница» | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
9.3 | Иконопись в истории русского искусства | 1 | 0 | 1 | | Знать о смысловом различии между иконой и картиной. Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры | Устный опрос | https://resh.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ | 34 | | 34 | | |
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата изучения | Примечание |
По плану | По факту |
| | | | |
Раздел 1. Общие сведения о видах искусства |
| 1 | Искусство — его виды и их роль в жизни людей | | | | | |
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства |
| 1 | Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства | | | | | |
| 2 | Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника | | | | | |
| 3 | Выразительные возможности линии | | | | | |
| 4 | Тёмное — светлое — тональные отношения | | | | | |
| 5 | Основы цветоведения | | | | | |
| 6 | Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве | | | | | |
| 7 | Выразительные средства скульптуры | | | | | |
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства | |
| 1 | Жанровая система в изобразительном искусстве | | | | | |
Раздел 4. Натюрморт |
| 1 | Изображение объёмного предмета на плоскости листа | | | | | |
| 2 | Конструкция предмета сложной формы | | | | | |
| 3 | Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета | | | | | |
1 | 4 | Рисунок натюрморта графическими материалами | | | | | |
| 5 | Живописное изображение натюрморта. Натюрморты художников Луганщины | | | | | |
Раздел 5. Портрет |
| 1 | Портретный жанр в истории искусства | | | | | |
| 2 | Конструкция головы человека | | | | | |
| 3 | Графический портретный рисунок | | | | | |
| 4 | Свет и тень в изображении головы человека | | | | | |
| 5 | Портрет в скульптуре | | | | | |
| 6 | Живописное изображение портрета. Образ человека в творчестве художников Луганщины | | | | | |
Раздел 6. Пейзаж |
| 1 | Правила построения линейной перспективы в изображении пространства | | | | | |
| 2 | Правила воздушной перспективы | | | | | |
| 3 | Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Пейзажи художников Луганщины. | | | | | |
| 4 | Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре | | | | | |
| 5 | Пейзаж в графике | | | | | |
| 6 | Городской пейзаж | | | | | |
Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве |
| 1 | Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох | | | | | |
| 2 | Работа над сюжетной композицией | | | | | |
Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве | | |
| 1 | Историческая картина в истории искусства, её особое значение | | | | | |
| 2 | Историческая картина в русской живописи | | | | | |
| 3 | Работа над сюжетной композицией | | | | | |
Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве |
| 1 | Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи | | | | | |
| 2 | Библейские темы в русском искусстве XIX в. | | | | | |
| 3 | Иконопись в истории русского искусства | | | | | |