РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089) (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Целью курса является
формирование у учащихся 9 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачами курса является
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Свердловской области;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Свердловской области.
развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 8-9 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 14-15 лет уже обладают первичными знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в этих классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, некоторые школьники 9-го класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 8-9 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как деньги, семейный бюджет, личный доход подростка, финансовые организации. Налоги человеческий капитал и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе, а также стать грамотным потребителем финансовых услуг в быстроменяющемся мире..
Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «Экономика», «История», «Обществознание», «Технология».
МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится в 9 классе 17 часов за счет компонента образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в течение полугодия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» ученик должен:
Знать/понимать:
основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- о правах и обязанностях в сфере финансов, личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
уметь:
• решать практические финансовые задачи.
• владеть информацией финансового характера, проводить своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определять стратегических целей в области управления личными финансами;
• ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
• планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;
• находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач,
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности.
Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Формы:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; проекты, письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Критерии:
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменят представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Таблица тематического распределения количества часов:
Название раздела | Количество часов |
Рабочая программа 9 класс |
МОДУЛЬ 1. Современные деньги: что это такое и какие риски сопровождают | 2 |
МОДУЛЬ 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе | 3 |
МОДУЛЬ 3 Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования | 2 |
МОДУЛЬ 4 Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку | 3 |
МОДУЛЬ 5 Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения | 3 |
МОДУЛЬ 6 Современный человек: как инвестировать в себя | 2 |
МОДУЛЬ 7 Подведем итоги. | 2 |
ИТОГО | 17 |
6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 | В.Чумаченко,А.Горяев, Учебное пособие для учащихся. «Основы финансовой грамотности», – М.: «Просвещение», 2017 | 30 | |
2 | В.Чумаченко, А.Горяев Методические рекомендации для учителя. «Основы финансовой грамотности», М.: «Просвещение», 2017 | 1 | |
3 | Е.Б.Лавренова, О.Лаврентьева Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Финансовая грамотность. Современный мир», М.: «Просвещение»,2020 | 1 | |
4 | Интернет-ресурсы 1. www.ereport.ru - обзорная информация по мировой экономике. 2. www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков. 3.www.гЬс.гujРосБизнесКонсалтинг - информационное аналитическое агентство. 4. www.stat.hse.ru - статистический портал Высшей школы экономики. 5. www.cefir.ru - ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований. 6. www.Ьеаfпd.огg - Фонд Бюро экономического анализа. 7. www.vopreco.ru - журнал «Вопросы экономики». 8. www.tpprf. ru - Торгово-промышленная палата РФ. 9. www.rts.micex.ru - рте и ММВБ - Объединённая биржа. 10. www.есопоmу.gоv.гujmiпесjmа - Министерство экономического развития РФ. 11.www.minpromtorg.gov.ru-Министерство торговли и промышленности РФ. 12. www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ. 13. http://www.minfin.ru/ru - Министерство финансов РФ. 14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ. 15.www.gks.ru-Федеральная служба государственной статистики. 16. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба РФ. 17. www.wto.ru - Всемирная торговая организация. 18. www.worldbank.orgjecajrussian - Всемирный банк. 19. www.imf.org - Международный валютный фонд. | | |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические средства обучения
- Персональный компьютер (рабочее место учителя) - Видеопроектор (DVD)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
- Экран для видеопроектора
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | №№ ТЕМЫ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
| | 9 КЛАСС | |
МОДУЛЬ 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают | 2ч. |
1 | 1.1 | Деньги и их функции | 1 |
2 | 1.2 | Современные деньги, риски в мире денег | 1 |
МОДУЛЬ 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном мире | 2ч. |
3 | 2.1 | Современная семья и ее финансы | 1 |
4 | 2.2 | Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет | 1 |
МОДУЛЬ З. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования | 3ч. |
5 | 3.1 | Источники личного дохода подростка | 1 |
6 | 3.2 | Как может работать подросток | 1 |
7 | 3.3 | Какие налоги надо платить, когда работаешь | 1 |
МОДУЛЬ 4 Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку | 4 |
8 | 4.1 | Финансовые организации и их услуги | 1 |
9 | 4.2 | Как накопить на свою мечту | 1 |
10 | 4.3 | Как грамотно выбрать страховой продукт | 1 |
11 | 4.4 | Защита прав потребителя финансовых услуг | 1 |
МОДУЛЬ 5 Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения | 3ч. |
12 | 5.1 | Финансы современного государства | 1 |
13 | 5.2 | Налоги России | 1 |
14 | 5.3 | Налоги: рассчитываем, оформляем, уплачиваем | 1 |
МОДУЛЬ 6 Современный человек: как инвестировать в себя | 1ч. |
15 | 6.1 | Человеческий капитал, инвестиции в него | 1 |
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 2ч |
16 | 7.1 | Проверяем свой уровень финансовой грамотности | 1 |
17 | 7.2 | Диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ | 1 |
| | ИТОГО | 17 |