СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по курсу Финансовая грамотность для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по курсу Финансовая грамотность для 9 класса разработан на основе использования учебного пособия для общеобразовательных школ "Финансовая грамотность.Современный мир" (Лавренова Е.Б.,Лаврентьева О.Н.)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу Финансовая грамотность для 9 класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089) (с изменениями и дополнениями);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);


Целью курса является

  • формирование у учащихся 9 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачами курса является

  • увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Свердловской области;

  • развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Свердловской области.

  • развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

  • формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 8-9 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 14-15 лет уже обладают первичными знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в этих классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, некоторые школьники 9-го класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 8-9 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как деньги, семейный бюджет, личный доход подростка, финансовые организации. Налоги человеческий капитал и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе, а также стать грамотным потребителем финансовых услуг в быстроменяющемся мире..

Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «Экономика», «История», «Обществознание», «Технология».


  1. МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится в 9 классе 17 часов за счет компонента образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в течение полугодия.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Финансовая грамотность» ученик должен:

Знать/понимать:

 основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- о правах и обязанностях в сфере финансов, личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

уметь:

• решать практические финансовые задачи.

• владеть информацией финансового характера, проводить своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определять стратегических целей в области управления личными финансами;

• ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

• планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;

• находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач,

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

 совершенствования собственной познавательной деятельности.






Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета

Формы:

- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; проекты, письменные отчёты  о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.


Критерии:

Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменят представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.

Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.


Таблица тематического распределения количества часов:


Название раздела

Количество часов

Рабочая программа

9 класс

МОДУЛЬ 1. Современные деньги: что это такое и какие риски сопровождают

2

МОДУЛЬ 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе

3

МОДУЛЬ 3 Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования

2

МОДУЛЬ 4 Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку

3

МОДУЛЬ 5 Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения

3

МОДУЛЬ 6 Современный человек: как инвестировать в себя

2

МОДУЛЬ 7 Подведем итоги.

2

ИТОГО

17





6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ п/п

Наименования объектов и средств материально-
технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания, методический комментарий

1

В.Чумаченко,А.Горяев, Учебное пособие для учащихся. «Основы финансовой грамотности», – М.: «Просвещение», 2017

30




2

В.Чумаченко, А.Горяев Методические рекомендации для учителя. «Основы финансовой грамотности», М.: «Просвещение», 2017

1


3

Е.Б.Лавренова, О.Лаврентьева Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Финансовая грамотность. Современный мир», М.: «Просвещение»,2020

1


4

Интернет-ресурсы

1. www.ereport.ru - обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков.

3.www.гЬс.гujРосБизнесКонсалтинг - информационное аналитическое агентство.

4. www.stat.hse.ru - статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru - ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.Ьеаfпd.огg - Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru - журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru - Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru - рте и ММВБ - Объединённая биржа.

10. www.есопоmу.gоv.гujmiпесjmа - Министерство экономического развития РФ.

11.www.minpromtorg.gov.ru-Министерство торговли и промышленности РФ.

12. www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ.

13. http://www.minfin.ru/ru - Министерство финансов РФ.

14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

15.www.gks.ru-Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба РФ.

17. www.wto.ru - Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.orgjecajrussian - Всемирный банк.

19. www.imf.org - Международный валютный фонд.








7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Технические средства обучения
- Персональный компьютер (рабочее место учителя) - Видеопроектор (DVD)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

- Экран для видеопроектора


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



П/П

№№ ТЕМЫ


НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ



9 КЛАСС


МОДУЛЬ 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают

2ч.

1

1.1

Деньги и их функции

1

2

1.2

Современные деньги, риски в мире денег

1

МОДУЛЬ 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном мире

2ч.

3

2.1

Современная семья и ее финансы

1

4

2.2

Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет

1

МОДУЛЬ З. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования

3ч.

5

3.1

Источники личного дохода подростка

1

6

3.2

Как может работать подросток

1

7

3.3

Какие налоги надо платить, когда работаешь

1

МОДУЛЬ 4 Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку

4

8

4.1

Финансовые организации и их услуги

1

9

4.2

Как накопить на свою мечту

1

10

4.3

Как грамотно выбрать страховой продукт

1

11

4.4

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

МОДУЛЬ 5 Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения

3ч.

12

5.1

Финансы современного государства

1

13

5.2

Налоги России

1

14

5.3

Налоги: рассчитываем, оформляем, уплачиваем

1

МОДУЛЬ 6 Современный человек: как инвестировать в себя

.

15

6.1

Человеческий капитал, инвестиции в него

1

МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

16

7.1

Проверяем свой уровень финансовой грамотности

1

17

7.2

Диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ

1



ИТОГО

17










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!