№ урока | № урока в разделе | Наименование раздела (с указанием количества часов) и темы урока | Дата | Примечания |
По плану | Факт |
| | Введение (1 ч.) | | | |
1 | 1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 5.09 | | |
| | Устное народное творчество (2 ч.) | | | |
2 | 1 | Русские народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки. Отражение жизни народа в народной песне. Частушка как малый песенный жанр | 8.09 | | |
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Развитие представлений о предании. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». | 12.09 | | |
| | Из древнерусской литературы (2 ч.) | | | |
4 | 1 | Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Житие Александра Невского». | 15.09 | | |
5 | 2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIIвека. Новые герои, сатирический пафос произведения. | 19.09 | | |
| | Из литературы XVIII века ( 3 ч.) | | | |
6 | 1 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | 22.09 | | |
7 | 2 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 26.09 | | |
8 | 3 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | 29.09 | | |
| | Из литературы XIX века (31ч.) | | | |
9 | 1 | И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года. | 3.10 | | |
10 | 2 | К.Ф. Рылеев "Смерть Ермака" как романтическое произведение | 6.10 | | |
| | А.С. Пушкин | | | |
11 | 3 | Вн.чт. А.С. Пушкин "История Пугачева" (отрывки) | 10.10 | | |
12 | 4 | А.С. Пушкин "Капитанская дочка" как реалистический исторический роман | 13.10 | | |
13 | 5 | А.С. Пушкин "Капитанская дочка": образ главного героя | 17.10 | | |
14 | 6 | А.С. Пушкин "Капитанская дочка": система образов романа | 20.10 | | |
15 | 7 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | 24.10 | | |
16 | 8 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. | 27.10 | | |
17 | 9 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. | 7.11 | | |
18 | 10 | РР А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 10.11 | | |
19 | 11 | А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча». | 14.11 | | |
20 | 12 | А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества | 17.11 | | |
21 | 13 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 21.11 | | |
| | М.Ю. Лермонтов | | | |
22 | 14 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. | 24.11 | | |
23 | 15 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. | 28.11 | | |
24 | 16 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы. | 1.12 | | |
25 | 17 | РР М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 5.12 | | |
| | Н. В. Гоголь | | | |
26 | 18 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. | 8.12 | | |
27 | 19 | Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. | 12.12 | | |
28 | 20 | Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | 15.12 | | |
29 | 21 | РР Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | 19.12 | | |
30 | 22 | Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». | 22.12 | | |
31 | 23 | Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». | 9.01 | | |
32 | 24 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя | 12.01 | | |
33 | 25 | Вн.чт. И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе | 16.01 | | |
34 | 26 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои, средства создания комического. | 19.01 | | |
| | Н. С. Лесков | | | |
35 | 27 | Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. | 23.01 | | |
36 | 28 | Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика. | 26.01 | | |
| | Л. Н. Толстой | | | |
37 | 29 | Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои. | 30.01 | | |
38 | 30 | Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. | 2.02 | | |
39 | 31 | Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого | 6.02 | | |
| | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века | | | |
40 | | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…» | 9.02 | | |
| | А. П. Чехов | | | |
41 | | А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). История об упущенном счастье. | 13.02 | | |
42 | | А. П. Чехов. «Человек в футляре». Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального | 16.02 | | |
| | Из русской литературы XX века (19 ч.) | | | |
43 | 1 | И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. | 20.02 | | |
44 | 2 | А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | 27.02 | | |
45 | 3 | Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 2.03 | | |
46 | 4 | А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл. | 6.03 | | |
47 | 5 | С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | 9.03 | | |
48 | 6 | Вн.чт. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. | 13.03 | | |
49 | 7 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | 16.03 | | |
50 | 8 | Вн.М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | 20.03 | | |
51 | 9 | М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное в его рассказах. | 23.03 | | |
| | А. Т. Твардовский | | | |
52 | 10 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Реалистическая правда о войне. | 3.04 | | |
53 | 11 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. Новаторский характер Василия Тёркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны | 6.04 | | |
54 | 12 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции | 10.04 | | |
| | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | | | |
55 | 13 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий «Он не вернулся из боя» | 13.04 | | |
| | В. П. Астафьев | | | |
56 | 14 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Мечты и реальность военного времени | 17.04 | | |
57 | 15 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое-повествователе. | 20.04 | | |
58 | 16 | РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) | 24.04 | | |
| | Русские поэты о родине, родной природе | | | |
59 | 17 | Русские поэты о родине, родной природе: И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»; Н.Гумилев «Капитаны» | 27.04 | | |
60 | 18 | Поэзия «серебряного века» : К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин, М.А.Волошин, В.Хлебников | 8.05 | | |
61 | 19 | Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса | 11.05 | | |
| | Из зарубежной литературы (4 ч. ) | | | |
62 | 1 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Краткий рассказ о писателе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. | 15.05 | | |
63 | 2 | Сонет как форма лирической поэзии. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 18.05 | | |
64 | 3 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) Общечеловеческий смысл комедии. | 22.05 | | |
65 | 4 | В. Скотт. «Айвенго». Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев | 25.05 | | |
66-70 | 5 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | 29.05 | | |
| | | | | |