«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»
Составитель: Лютикас Н.П.
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения урока | примечание |
| Введение | 1 час | | |
1 | Русская литература и история. Интерес писателей к историческому прошлому народа. | 1 | | |
| Устное народное творчество | 2 часа | | |
2 | Русские народные песни (лирические, исторические песни) и отражение жизни народа в них. | 1 | | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы. | 1 | | |
| Из древнерусской литературы | 2 часа | | |
4 | Житие и воинская повесть как жанры древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». | 1 | | |
5 | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Особенности поэтики. | 1 | | |
| Из русской литературы XVIII века | 3 часа (2 + 1Р/Р) | | |
6 | Д.И. Фонвизин. Рассказ о драматурге. Комедия «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика. | 1 | | |
7 | Р.р. Персонажи комедии «Недоросль» и их речевая характеристика. Сценическая судьба пьесы. | 1 | | |
8 | Контрольная работа № 1. Сочинение по произведению Д.И. Фонвизина. | 1 | | |
| Из русской литературы XIX века | 34 часа (27 + 5Р/Р + 2В/Ч) | | |
9 | И.А. Крылов. Рассказ о писателе. «Обоз» – басня о войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков. | 1 | | |
10 | К.Ф. Рылеев. Рассказ о поэте. Понятие о думе. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. | 1 | | |
11 | Вн.чт. Творчество А.С. Пушкина. Интерес поэта к истории. «История Пугачёва». Отношение к герою. | 1 | | |
12 | «Капитанская дочка» А.С. Пушкина как реалистический исторический роман. История создания романа. Сюжет и герои. | 1 | | |
13 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва, жизненный путь, формирование характера героя. | 1 | | |
14 | Р.р. Система образов романа «Капитанская дочка». Герои произведения и их значение. | 1 | | |
15 | Женские образы в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: нравственный идеал писателя. | 1 | | |
16 | Образ Пугачёва и его история на страницах романа «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм Пушкина. | 1 | | |
17 | Контрольная работа № 2. Сочинение по произведению А.С. Пушкина. | 1 | | |
18 | Лирика А.С. Пушкина и её основные мотивы и темы. Природа, дружба и любовь как ведущие темы и мотивы. | 1 | | |
19 | Р.р. Герои и образы поэзии А.С. Пушкина. Анализ стихотворения (по выбору обучающихся). | 1 | | |
20 | Реализм в творчестве А.С. Пушкина. Проверочная работа по творчеству писателя и поэта. | 1 | | |
21 | М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. Интерес М.Ю. Лермонтова к истории. Поэма «Мцыри». | 1 | | |
22 | Романтическая основа поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Романтические образы. | 1 | | |
23 | Композиция и сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. | 1 | | |
24 | Р.р. Жизненный путь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | | |
25 | Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. Интерес к истории. Комедия «Ревизор». История создания. | 1 | | |
26 | Р.р. Главные герои комедии Н.В. Гоголя и их речевая характеристика. | 1 | | |
27 | Композиция комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и развитие сюжета. | 1 | | |
28 | Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя как сатира на чиновничью Россию. Разоблачение пороков. | 1 | | |
29 | Контрольная работа № 3. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя. | 1 | | |
30 | Н.В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». | 1 | | |
31 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». | 1 | | |
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои. | 1 | | |
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок): средства создания комического. | 1 | | |
34 | Художественно-политическая сатира. Злободневность и значение сатиры М.Е. Салтыков-Щедрина. | 1 | | |
35 | Н.С. Лесков. Рассказ о писателе. «Старый гений»: сюжет и герои рассказа. | 1 | | |
36 | Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика рассказа. Нравственные проблемы. | 1 | | |
37 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «После бала»: проблемы и герои произведения. | 1 | | |
38 | Р.р. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе «После бала». Психологизм произведения. | 1 | | |
39 | Контрольная работа № 4. Сочинение по произведению Л.Н. Толстого. | 1 | | |
40 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | 1 | | |
41 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). Психологизм рассказа. | 1 | | |
42 | Вн.чт. Тематика и проблематика рассказов А.П. Чехова. Мастерство автора. | 1 | | |
| Из русской литературы XX века | 21 час (15 + 4Р/Р + 2В/Ч) | | |
43 | И.А. Бунин. Рассказ о писателе. «Кавказ»: лики любви. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы. | 1 | | |
44 | А.И. Куприн. Рассказ о писателе. «Куст сирени»: история счастливой любви. | 1 | | |
45 | Р.р. Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви». | 1 | | |
46 | А.А. Блок. Рассказ о поэте. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. | 1 | | |
47 | С.А. Есенин. Рассказ о поэте. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. | 1 | | |
48 | Р.р. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. | 1 | | |
49 | И.С. Шмелёв. Рассказ о писателе. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. | 1 | | |
50 | М.А. Осоргин. Рассказ о писателе. «Пенсне»: реальность и фантастика. Мелочи быта и их психологическое содержание. | 1 | | |
51 | Вн.чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» Рассказы Тэффи. | 1 | | |
52 | Вн.чт. Сатира и юмор в рассказах М.М. Зощенко. Значение и злободневность сатиры. | 1 | | |
53 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. Поэма «Василий Тёркин»: человек и война. Образ народа. | 1 | | |
54 | А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»: образ главного героя. Новаторство в создании характера. | 1 | | |
55 | А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. Авторские отступления. | 1 | | |
56 | Р.р. Картины жизни воюющего народа в поэме «Василий Тёркин». Реалистическая правда о войне. | 1 | | |
57 | Отношение автора к событиям и героям в поэме «Василий Тёркин». Язык поэмы. Стиль автора. | 1 | | |
58 | Контрольная работа № 5. Сочинение по произведению А.Т. Твардовского. | 1 | | |
59 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Чтение наизусть и анализ. | 1 | | |
60 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографичность рассказа. | 1 | | |
61 | Р.р. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. | 1 | | |
62 | Русские поэты о родине, родной природе. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | 1 | | |
63 | Поэты русского зарубежья о родине. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | 1 | | |
| Повторение. Обобщение. Итоговый контроль | 1 час | | |
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | | |
| Из зарубежной литературы | 4 часа | | |
65 | У. Шекспир. Рассказ о поэте и драматурге. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | | |
66 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт и герои пьесы. «Вечные» темы и «вечные» ценности в пьесе. | 1 | | |
67 | Ж.Б. Мольер. Рассказ о драматурге. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии. | 1 | | |
68 | В. Скотт. Рассказ о писателе. Исторический роман «Айвенго». Главные герои и события. | 1 | | |
1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Р.Г. Ахмадуллина. – М.: Просвещение, 2016.
2. Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2014.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2012.
1. Ерохина Е.Л. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 8 кл.». / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс / Ж.Н. Критарова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
4. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8 класс / М.А. Маркитанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.