Аннотация к рабочей программе по математике
3 класс
(УМК «Школа России»)
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по математике с учетом авторской программы по УМК «Школа России» Моро М. И..,Бантова М. А. и др. Данная программа адресована учащимся 3б класса МБОУ «СШ № 15».
Используемый УМК: «Школа России». Автор: Моро М. И..,Бантова М. А. и др Издательство «Просвящение», учебник, самостоятельные и контрольные работы, электронное приложение к учебнику, 2018.
Основными целями математики для 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки;
развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
Главной целью является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения, и способствует решению следующих задач:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
формирование специфических для математики качеств мышления;
духовно-нравственное развитие личности;
формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
реализация возможностей математики в формирование научного мировоззрения учащихся;
овладение системой математических знаний, умений и навыков;
создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, общая характеристика учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета цифровые образовательные ресурсы, контрольно-оценочная деятельность, помогающие учителю в формировании универсальных учебных действий, календарно-тематическое планирование, с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, соответствует методическим рекомендациям авторов учебно-методического комплекта.
Структура курса:
«Числа и величины»
«Арифметические действия»,
«Текстовые задачи»
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»
«Работа с данными»
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, практические работы, проектные работы.
Типы уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
1.ИКТ
2.Обучение в сотрудничестве
3.Исследовательские методы обучения
4. Проблемно-поискового обучения
4.Метод проектов
5.Здоровьесберегающие технологии
6. Личностно ориентированного развивающего обучения
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 ч в неделю, что составляет 136 учебных часов за год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
• Целостное восприятие окружающего мира.
• Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
• Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
• Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
• Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, способность фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим изображением.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– Готовность слушать собеседника и вести диалог; признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
– Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
– Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: деньги (рубль, копейка); время (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения и умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28,8 ∙ b, c : 2, вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде: рисунка; схематического рисунка; схематического чертежа; краткой записи, таблицы.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат). Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остро-угольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Календарно - тематическое планирование
по математике 3 класс
136ч
(4 ч в неделю)
№ п/п |
Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | Примечание |
1 четверть – 32 часов |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (продолжение) ( 8 ч) |
1 | Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. | 1 | | |
2 | Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия | 1 | | |
3 | Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения | 1 | | |
4 | Решение уравнений | 1 | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | | |
6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым Тест№1 | 1 | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе» | 1 | | |
Умножение и деление (продолжение) – 28 ч |
9 | Конкретный смысл умножения и деления | 1 | | |
10 | Связь умножения и деления | 1 | | |
11 | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 Математический диктант№1 | 1 | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | | |
13 | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | 1 | | |
14 | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | 1 | | |
15 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях Тест №2 | 1 | | |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 1 | | |
17 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи | 1 | | |
18 | Проверочная работа №1 по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление» | 1 | | |
19 | Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 | | |
20 | Закрепление. Таблица Пифагора. Тест №3 | 1 | | |
21 | Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. | 1 | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | | |
23-24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз Тест №4 | 2 | | |
25 | Таблица умножения и деления с числом 5 Математический диктант №2 | 1 | | |
26-27 | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел | 2 | | |
28 | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | 1 | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме "Табличное умножение и деление 2,3,4,5" | 1 | | |
30 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | | |
31-32 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | 2 | | |
2 четверть – 28 часов |
33-34 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Тест. | 2 | | |
35 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | | |
36 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» Математический диктант.№3 | 1 | | |
37 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади | 1 | | |
38 | Единица площади – квадратный сантиметр | 1 | | |
39 | Площадь прямоугольника | 1 | | |
40 | Таблица умножения и деления с числом 8 Математический диктант №4 | 1 | | |
41 | Контрольная работа №3по теме " Площадь фигур" | 1 | | |
42 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 | | |
44 | Единица площади – квадратный дециметр | 1 | | |
45 | Сводная таблица умножения | 1 | | |
46 | Решение задач. Тест №5 | 1 | | |
47 | Единица площади – квадратный метр. | 1 | | |
48 | Закрепление по теме «Таблица умножения» | 1 | | |
49 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | 1 | | |
50 | Проверочная работа № 2 по теме «Числа от1 до 100. Умножение и деление» | 1 | | |
51 | Умножение на 1 Математический диктант №5 | 1 | | |
52 | Умножение на 0 | 1 | | |
53-54 | Деление вида а : а, 0 : а | 2 | | |
55 | Текстовые задачи в три действия. Проверочная работа №3 по теме "Умножение 1, 0" | 1 | | |
56 | Доли. Образование и сравнение долей | 1 | | |
57-58 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | 2 | | |
59 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | 1 | | |
60-61 | Единицы времени: год, месяц, сутки | 2 | | |
62 | Контрольная работа №4 по теме "Умножение и деление" | 1 | | |
63-64 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. Тест №6 | 2 | | |
3 четверть – 40 часов |
Умножение и деление (продолжение) Внетабличное умножение и деление (28 ч) |
65 | Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3 | 1 | | |
66 | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | 1 | | |
67 | Умножение суммы на число. | 1 | | |
68 | Решение задач несколькими способами. | 1 | | |
69 | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 | 1 | | |
70 | Закрепление по теме: «Внетабличное умножение и деление». Математический диктант №6 | 1 | | |
71 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | 1 | | |
72 | Выражение с двумя переменными. | 1 | | |
73-74 | Деление суммы на число | 2 | | |
75 | Закрепление по теме: «Решение задач». Математический диктант №7 | 1 | | |
76 | Связь между числами при делении | 1 | | |
77 | Проверка деления умножением Тест №7 | 1 | | |
78 | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 1 | | |
79 | Проверка умножения с помощью деления | 1 | | |
80-81 | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления | 2 | | |
82 | Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | |
83-84 | Деление с остатком. | 2 | | |
85-87 | Приемы нахождения частного и остатка. | 3 | | |
88 | Деление меньшего числа на большее. | 1 | | |
89 | Проверка деления с остатком. Математический диктант №8 | 1 | | |
90 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | 1 | | |
91 | Контрольная работа № 6 «Деление с остатком» | 1 | | |
92 | Анализ контрольной работы. Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты» | 1 | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Нумерация (12 ч) |
93 | Устная нумерация | 1 | | |
94 | Письменная нумерация Тест №8 | 1 | | |
95 | Разряды счетных единиц | 1 | | |
96 | Натуральная последовательность трехзначных чисел | 1 | | |
97 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | 1 | | |
98 | Замена числа суммой разрядных слагаемых Математический диктант №9 | 1 | | |
99 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел | 1 | | |
100 | Сравнение трехзначных чисел | 1 | | |
101 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе Проверочная работа №4 по теме "Устная нумерация в пределах 1000" | 1 | | |
102 | Единицы массы – килограмм, грамм | 1 | | |
103 | Контрольная работа №7 по теме «Нумерация» | 1 | | |
104 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала | 1 | | |
4 четверть – 32 часа |
Сложение и вычитание (11 ч) |
105-106 | Приемы устных вычислений | 2 | | |
107 | Закрепление по теме: «Устные вычисления» | 1 | | |
108 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | 1 | | |
109 | Приемы письменных вычислений Математический диктант №10 | 1 | | |
110 | Алгоритм письменного сложения | 1 | | |
111 | Алгоритм письменного вычитания Проверочная работа №5 по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" | 1 | | |
112 | Виды треугольников (по соотношению сторон) | 1 | | |
113 | Закрепление по теме : «Приёмы письменных вычислений» | 1 | | |
114 | Контрольная работа № 8по теме "Решение задач" | 1 | | |
115 | Работа над ошибками | 1 | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Умножение и деление (21) |
116-118 | Приемы устных вычислений | 3 | | |
119 | Виды треугольников по видам углов | 1 | | |
120 | Закрепление по теме: «Умножение и деление» | 1 | | |
121-123 | Прием письменного умножения на однозначное число | 3 | | |
124 | Закрепление. Тест № 9 | 1 | | |
125-126 | Прием письменного деления на однозначное число | 2 | | |
127-128 | Проверка деления умножением. Закрепление | 2 | | |
129 | Знакомство с калькулятором | 1 | | |
130 | Промежуточная аттестация за год. Контрольная работа | 1 | | |
131 | Математический диктант «Проверим себя и оценим свои достижения за год». | 1 | | |
132 | Повторение по теме: «Сложение и вычитание. Приёмы письменных вычислений» | 1 | | |
133 | Повторение по теме: «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | |
134 | Решение задач. Тест №10 | 1 | | |
135 | Решение задач несколькими способами. | 1 | | |
136 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились за год?» | 1 | | |