Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО протокол № от«___» __________ 2022 г. \ Председатель МО: _______/ Кривошеева Л.П./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Дивовская СОШ» ________/Савченко Е.И./ «___»____________2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Дивовская СОШ» _________/ Афанасенко Т.П./ Протокол №____от «___» ________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (музыке)
для 7 класса
Разработал: учитель музыки
Мокрогузова Наталья Васильевна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.Э.Кашековой (Музыка. 5-7 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э. Кашекова ) –2 –е изд.- М, «Просвещение» 2013 г.) и соответствует учебному плану МБОУ «Дивовская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Музыка 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 2 –е изд.- М, «Просвещение» 2013 г .
Данная программа рассчитана на преподавание курса музыки в 7 классе в объеме 1 час в неделю.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения .
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Цели изучения курса
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Содержательный стержень программы - «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);
-знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
-понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-оперы, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета
7 класс (35 часов, 1ч в неделю)
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Тема года: Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической музыки
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Количество часов на изучение предмета
По программе «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю, итого 35 часов в год.
В связи с этим, в 7 классе в примерную программу изменений внесено не было.
Учебно - тематический план:
№п/п | Название раздела | Количество часов в программе |
1 | Особенности драматургии сценической музыки | 18 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 16 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Особенности драматургии сценической музыки. | 17 | |
1 | Классика и современность | 1 | |
2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 2 | |
3 |
4 | Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 2 | |
5 |
6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | 2 | |
7 |
8 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | |
9 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля . | 2 | |
10 |
11 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 2 | |
12 |
13 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. | 1 | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». | 1 | |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. | 1 | |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 1 | |
17 | Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». | 1 | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 17 | |
18 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | 1 | |
|
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 | |
20 |
21 22 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. | 1 | |
24 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта. | 2 | |
25 |
26 | Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. | 4 | |
27 |
28 |
29 |
30 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 | |
31 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | |
33 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | 1 | |
| Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. «Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года. | 1 | |
34 |
Литература
Учебно – методический комплект:
Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. 5-7 классы» ;-М.: Просвещение, 2009.
Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 7 класс.;- М. «Просвещение», 2013.
Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С. Творческая тетрадь «Музыка» 7 класс;- М.: «Просвещение», 2013.
Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С. Фонохрестоматия. 7 класс.
Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С. Пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 5-7 классы" ;-М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература для учителя
1. Арсенина Е.Н.»Музыка 1-4 классы». Анализ произведений. Ритмические игры. Творческие задания. Учитель. –В., 2011.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Владос.-М., 2000.
3. Григорьев Н.И. «История мировой культуры: задачи – Экстремум, В., 2006.
4. Истомин С.В. Энциклопедия «Хочу всё знать». Музыка. Астрель. – М., 2005.
5.Затямина Т.А. «Современный урок музыки». Глобус.-М., 2007.
6.ЗолинаЛ.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы. Глобус.-М., 2008.
7. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. В двух книгах. Программы. Методические рекомендации. Владос.-М., 2001.
Фонохрестоматия музыкального материала CD МР3