Пояснительная записка В классе обучается ребенок с ОВЗ (вид VII. I.). Ученик находится под постоянным контролем со стороны учителя, работы выполняются по образцу или шаблону, при затруднении в работе ему оказывается посильная индивидуальная помощь. Темы, помеченные звездочкой (*) изучаются им в ознакомительном порядке. В 2019-2020 уч. году запланировано 68 ч. в год, но в связи с карантином, фактически проведено 63 ч. Содержание выдано в полном объеме за счет уплотнения тем. |
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Содержание | Домашнее задание | Дата | Форма | |
| Земля - наш общий дом | | | | | |
1 | Где и когда ты живешь? | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России | Р.т. с. 3 № 2,3 | 1.09 | | |
2-3 | Солнечная система. Практическая работа. | Живая и неживая природа. Солнце. Солнце – небесное тело, источник света. Общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь. Названия планет. | Р.т. с. 6 № 9,10,11 | 5 | | |
4 | Солнце – источник тепла и света. Вода – условие жизни на Земле. | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. ОБЖ «Тепловой и солнечный удар» Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года. Вода как условие жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств. ОБЖ «Правила поведения на воде» | Р.т. с. 9 №18,19,20 Р.т. с. 10 № 24, с. 11 № 26 | 8 | | |
5 | Входной контроль | Проверка ЗУН | | 11 | | |
6 | Воздух – условие жизни на Земле. | Воздух как условие жизни на Земле. Охрана природных богатств. | Р.т. с. 12 № 28 | 15 | | |
| «Как человек изучает Землю» | |
7 | Человек познает мир. Как изображают Землю. | Методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли | Знать материки и океаны | 18 | | |
8 | Географическая карта. Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. | Карта, условные обозначения карты. | Р.т. с. 14 № 31 | 22 | | |
9 | Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу. | План, масштаб, условные обозначения плана. | Р.т. с. 19 № 36 | 25 | | |
10 | Проверка знаний по разделу. | Способы ориентирования в окружающем мире. Компас | Р.т. с. 21 № 38 | 29.09 | | |
| Царства природы | |
11 | Бактерии. | | Р.т. с. 22 № 39,40 | 2.10 | | |
12 | Грибы. | Грибы как особая группа живых организмов. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений. | Р.т. с. 23 № 41 | 6.10 | | |
13 | ПТБ. Экскурсия в природу. Практическая работа. | Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов. ОБЖ | | 9.10 | | |
14 | Растения. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Р.т. с. 25 № 44, с. 26 № 45 | 13.10 | | |
15 | Если бы на Земле не было растений… | Роль растений в природе и в жизни людей. | Р.т. с. 27 № 49,50 | 16.10 | | |
16 | Разнообразие растений на Земле. | Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | Р.т. с. 29 № 51, 52,53 | 20.10 | | |
17 | Растения прекрасные и опасные. | Ядовитые растения: внешний вид, опасные свойства различных органов. ОБЖ | Р.т. с. 30 все задания | 23.10 | | |
18 | Растения – живые существа. | Отличия растений от животных | Р.т. с. 33 № 57,58 | 10.11 | | |
19 | Побег, лист, стебель. | Части растений и их предназначение | Учебник с. 74 выучить строение растения | 13.11 | | |
20 | Цветок. Какие бывают плоды. | Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами | Учебник с. 77-80 пересказ | 17.11 | | |
21-22 | Размножение растений. Практическая работа. | Растения: части растений (плоды и семена). Размножение растений вегетативно | Знать способы размножения | 20.11, 24.11 | | |
23-24 | Растения культурные и дикорастущие. | Продолжительность жизни растений. Однолетние, двулетние и многолетние | С. 85-87 читать и отвечать на вопросы | 27.11, 1.12 | | |
25-26 | Красная книга России. Практическая работа. | Причины исчезновения растений. Красная книга России, ее значение. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. | С. 89-91 пересказ | 4.12, 8.12 | | |
27 | Проверка знаний по теме «Растения». | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | | 11.12 | | |
28 | Животные (фауна). | Фауна – необходимая и важная составляющая природы. Взаимосвязи в мире природы. Необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней. Цепи питания. | С.94-95 пересказ | 15.12 | | |
29 | Разнообразие мира животных. Практическая работа. | Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, | Заполнить таблицу в тетради | 18.12 | | |
30 | Животные – живые существа (организмы). | Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. | Р.т. с. 38 № 64,65 | 22.12 | | |
31 | Беспозвоночные животные. | Органы дыхания животных. Приспосабливание животных к условиям жизни. Цепи питания. | С. 99 пересказ | 25.12 | | |
32 | Разнообразие насекомых. Пауки. | Разнообразие насекомых. Особенности строения тела насекомых. ОБЖ «Опасные животные» | Сообщение о насекомом по выбору | 12.01 | | |
33 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении: рыбы, земноводные пресмыкающиеся, птицы и звери. ОБЖ «Осторожно, животные!» | Составить таблицу | 15.01 | | |
34 | Контрольная тестовая работа №1 (за 1 полугодие). | Проверка ЗУН | | 19.01 | | |
35 | Позвоночные животные. Птицы | Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Особенности жизни птиц и зверей. | Сообщение о птице по выбору | 22.01 | | |
36 | Позвоночные животные. Млекопитающие (звери). | Составить список животных, обитающих в нашей местности | 26.01 | | |
37 | Природное сообщество. Практическая работа. | Понятие «природное сообщество». Пищевые цепи: как связаны в них живые существа | | 29.01 | | |
38 | Почему люди приручили диких животных. Заповедники России. Заповедники Ярославской области | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. | Р.т. с. 42-44 № 73-84 | 2.02 | | |
| Наша Родина: от Руси до России | |
39 | Как люди узнают о прошлом. Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени. Историческая карта. Практическая работа. | История – наука о прошлом. Методы изучения прошлого: раскопки, изучение берестяных грамот, древних предметов быта. | р.т. с. 3 № 1-3 | 5.02 | | |
40 | Восточнославянские племена. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. | Расселение восточных славян, освоение территорий между Черным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племен для защиты от врагов. | Р.т. с. 5,6 № 4-8 | 9.02 | | |
41-42 | Первые русские князья. Практическая работа. | Древнерусское государство, его столица и города. | Рассказ о князе по выбору | 12.02 | | |
43 | Московская Русь. Как Москва стала столицей. | Образование Московской Руси. Становление Москвы как столицы. | С. 22 пересказ | 16.02 | | |
44 | Иван IV Грозный - первый русский царь. | Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного. | С. 24 пересказ | 19.02 | | |
45 | Российская империя. Петр I Великий. | Петр I – император и человек. Санкт-Петербург, развитие промышленности, образования и др. | Р.т. с. 7 № 12, 13 | 24.02+ | | |
46 | Екатерина II Великая | Екатерина II – российская императрица. Деятельность царицы на благо России. | С. 38 пересказ | 26.02 | | |
47 | Последний российский император Николай II | Последний российский император и его семья. Время, в которое он правил. | С. 41 пересказ | 2.03 | | |
48 | Советская Россия. СССР. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица, символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | Р.т. с. 9 № 16,17 | 5.03 | | |
49 | Российская Федерация. | | 9.03 | | |
| Как люди жили в старину | |
50 | Из истории имен. | Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии. | Р.т. с. 9-10 № 18-20 | 12.03 | | |
51 | Какими людьми были славяне. Практическая работа. | Как выглядели люди в разные исторические эпохи. Труд славян в далекой древности. Защита Родины – долг славянина. | Р.т. с. 10-11 № 21-25 | 16.03 | | |
52 | Какие предметы окружали людей в старину. | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. | Р.т. с. 13 № 27,28 | 19.03 | | |
53 | Скажи, какой у тебя дом… | Какие предметы окружали людей в старину. | Нарисовать свой дом | 2.04 | | |
54-55 | По одёжке встречают… Практическая работа. | Одежда людей разных сословий. | Р.т. с. 14,15 № 29-32 | 6.04 | | |
56 | Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. | Особенности трапезы в городе и в сельской местности, в разные сезоны. | Р.т. с. 15-16 № 33,34 | 9.04 | | |
57-58 | Верования языческой Руси. Практическая работа. | Язычество как вера древних славян. | Р.т. с. 16,17 № 35, 36 | 13.04, 16.04 | | |
59 | Принятие христианства на Руси. | Народные праздники (Масленица, Иван-Купала). | Р.т. с. 17 № 37,38 | 20.04 | | |
60 | Проверка знаний по теме «Наша Родина: от Руси до России». | Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | Повторить изученный материал с. 50-85 | 23.04 | | |
| Как трудились в старину | | | | | |
61 | Что создавалось трудом крестьянина? | Как на Руси возникло земледелие. Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Труд мужчины, женщины, детей в крестьянской семье. | Р.т. с. 18,19 № 40-44 | 27.04 | | |
62 | Труд крепостных крестьян. | Р.т. с. 20 № 45-47 | 30.04 | | |
63 | Что создавалось трудом ремесленника? Практическая работа. | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремесел в России. | Р.т. с. 20-21 № 48,49 | 11.05 | | |
64 | Игрушки делать – тоже ремесло. Русские оружейники. | Гончарное ремесло – одно из самых древних. Изготовление оружия и защитных доспехов – древнее ремесло славян. | Р.т. с. 21 3 50,51 | 14.05 | | |
65 | К онтрольная работа №2 (за 2 полугодие). | Повторение и проверка полученных знаний, умений, навыков | | | | |
66 | Что создавалось трудом рабочего? | Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. | Р.т. с. 22,23 № 53 | 18.05 | | |
67 | О первых железных дорогах. | Железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. ОБЖ «Профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта» | Р.т. с. 24 № 54,55 | 21.05 | | |
68 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках. | Научные открытия в XIX-XX веках, которые изменили жизнь человека. Создание парохода, автомобиля, самолета, аэростата, космического корабля. | Р.т. 25,26 № 57-59 | 21.05 | | |
| Итого: 68ч. | | | | | |