Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обучения по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)». Программа реализует цели и задачи ООП НОО МБОУ СОШ № 9.
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю (66 ч.), что соответствует учебному плану школы на 2017-2018 уч. год.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных метапредметных и предметных результататов.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их месторасположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных;
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научаться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Содержание учебного курса
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объёме.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Мы - школьники | 3 | 3 |
2 | Твое здоровье | 6 | 6 |
3 | Я и другие люди | 3 | 3 |
4 | Труд людей | 6 | 6 |
5 | Родная природа | 31 | 31 |
6 | Семья | 2 | 2 |
7 | Наша страна – Россия. Родной край | 15 | 15 |
| Итого: | 66 | 66 |
Название раздела (темы) | Программное содержание |
Введение. Этот удивительный мир | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира |
Мы — школьники | Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе |
Родная природа | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России |
Семья | Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье |
Труд людей | Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос |
Наша страна — Россия. Родной край | Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России |
Твоё здоровье | Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться |
Я и другие люди | Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества |
Тематическое планирование
/п | Дата | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
план | коррекция |
-
| 1.09 | | Введение. Этот удивительный мир | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Приду-маем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Игра «Кто быстрее назовёт школьные пом-ещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, разде-валке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
-
| 6.09 | | Давайте знакомиться |
-
| 8.09 | | Мы - школьники |
-
| 13.09 | | Правила поведения в школе |
-
| 15.09 | | Сентябрь - первый месяц осени | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
-
| 20.09 | | Что нам осень подарила |
-
| 22.09 | | Грибная пора |
-
| 27.09 | | Семья |
-
| 29.09 | | Любимые занятия |
-
| 4.10 | | Воскресный день |
-
| 6.10 | | Как из зерна получилась булка |
-
| 18.10 | | Человек и домашние животные |
-
| 20.10 | | "Октябрь уж наступил…" |
-
| 25.10 | | Птицы осенью |
-
| 27.10 | | Явления природы |
-
| 1.11 | | Где ты живешь? | Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Зна-ки дорожного движения» .Игра «Мой адрес». Ориен-тирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Россий-ский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путе-шествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
-
| 3.11 | | Правила поведения на дорогах |
-
| 8.11 | | Ты и вещи |
-
| 10.11 | | Кто работает ночью |
-
| 15.11 | | Что такое здоровье. Твои помощники - органы чувств | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение». Знакомство с режимом дня, правилами гигиены. |
-
| 17.11 | | Правила гигиены |
-
| 29.11 | | О режиме дня |
-
| 1.12 | | Урок в спортивном зале |
-
| 6.12 | | Ноябрь - зиме родной брат |
-
| 8.12 | | Дикие животные | Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
-
| 13.12 | | Звери - млекопитающие |
-
| 15.12 | | Что мы знаем о птицах |
-
| 20.12 | | Родной край |
-
| 22.12 | | Дом, в котором ты живешь | Речевая разминка. «Назови, кто где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. |
-
| 27.12 | | Зачем люди трудятся |
-
| 29.12 | | "В декабре, в декабре все деревья в серебре…" |
-
| 10.01 | | Экскурсия в зимний парк |
-
| 12.01 | | Какой бывает вода? |
-
| 17.01 | | О дружбе | Обсуждение воображаемой ситуации. Речевая разминка. «Идем в гости», «Расскажи о своем друге» |
-
| 19.01 | | Идем в гости |
-
| 24.01 | | С наступающим Новым годом! |
-
| 26.01 | | Январь - году начало, зиме - середина | Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Знакомство с жизнью птиц, хвойными деревьями. |
-
| 30.01 | | Хвойные деревья |
-
| 2.02 | | Жизнь птиц |
-
| 7.02 | | Наша страна - Россия | Ориентирование по карте. Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. |
-
| 9.02 | | Богата природа России |
-
| 14.02 | | Мы - россияне |
-
| 16.02 | | Народная сказка |
-
| 28.02 | | Февраль - месяц метелей и вьюг | Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. |
-
| 2.03 | | Звери- млекопитающие | Различать животных по классам. Различать животных по месту обитания. Сравнивать домашних и диких животных. Трудовая деятельность в классном уголке |
-
| 7.03 | | Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы |
-
| 9.03 | | Мы - граждане России | Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
-
| 14.03 | | О правилах поведения |
-
| 16.03 | | 23 февраля - День защитника Отечества | Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок» |
-
| 21.03 | | 8 Марта - праздник всех женщин |
-
| 23.03 | | Март - капельник | Описывание сезонных изменений в природе, сравнение разных сезонов. Устанавливание зависимости между живой и неживой природой. Демонстрирование в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, знания здоровой пищи. Характеризовать условия роста растения. Знакомство с машинами, помогающими трудиться. Знакомство с трудом работников транспорта. |
-
| 28.03 | | Птичьи разговоры |
-
| 30.03 | | Если хочешь быть здоров, закаляйся! |
-
| 4.04 | | Здоровая пища |
-
| 6.04 | | Какое бывает настроение |
-
| 18.04 | | Апрель - водолей |
-
| 20.04 | | Экскурсия в весенний парк |
-
| 25.04 | | Жизнь насекомых весной |
-
| 27.04 | | Весенние работы |
-
| 2.05 | | Кто работает на транспорте |
-
| 4.05 | | День космонавтики | Знакомство с первым космонавтом, с трудом космонавтов. |
-
| 9.05 | | Май весну завершает, лето начинает | Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. |
-
| 11.05 | | Жизнь земноводных весной | Характеристика животных разных классов. Моделирование ситуаций безопасного обращения с животными, правил ухода за ними. |
-
| 16.05 | | Животное - живое существо |
-
| 18.05 | | Природе нужны все! |
-
| 23.05 | | Ты - пешеход | Дидактическая игра «Закончи предложение» |
Материально-техническое обеспечение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Виноградова Н.Ф. – М.: Вента-Граф, 2015. – 192 с.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Виноградова Н.Ф. – М.: Вента-Граф, 2011 - 96с.
3. Окружающий мир. 1 класс. Технологические карты уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой. Презентации к урокам в мультимедийном приложении/авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 241с.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова Н – М.: Вента-Граф, 2017
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Проверяем свои знания : 1 класс : рабочая тетрадь для проверочных работ для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова Н – М.: Вента-Граф, 2016
«Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании ШМО учителей нач. классов заместитель директора по УВР
протокол № ______ от __________ _______________