Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Гимназия № 25" города Курска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1 КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов Меркулова О.А.
Планируемые предметные результаты освоения окружающего мира в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Содержание курса окружающего мира в 1 классе
Введение. Что такое окружающий мир.
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники.
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье.
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Мы и вещи.
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа.
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Родная страна.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Учебно – тематическое планирование
по окружающему миру, 1 класс
(2 час. в неделю, всего 66 час.)
УМК «Начальная школа XXI века»
№ п/п | Наименование разделов или глав | Количество часов | Из них | Дата |
Контрольные работы | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Ты - первоклассник | 4 | | | |
2 | Родная природа | 25 | | | |
3 | - Родная страна
| 18 | 2 | | |
4 | - Твое здоровье
| 7 | 1 | | |
5 | - Твои друзья – взрослые и дети
| 9 | | | |
6 | - Мы и вещи
| 3 | | | |
| - Итого
| 66 | 3 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол. час. | Дата план. | Дата факт. |
| Ты – первоклассник | 4 | | |
1 | Этот удивительный мир | 1 | 5.09 | |
2 | Давай познакомимся | 1 | 6 | |
3 | Мы – школьники | 1 | 12 | |
4 | Правила поведения в школе | 1 | 13 | |
| Родная природа | 3 | | |
5 | Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия. | 1 | 19 | |
6 | Что нам осень подарила | 1 | 20 | |
7 | Грибная пора | 1 | 26.09 | |
| Твои друзья – взрослые и дети | 3 | | |
8 | Семья | 1 | 27.09 | |
9 | Любимые занятия | 1 | 3.10 | |
10 | Воскресный день | 1 | 4 | |
| Родная природа | 5 | | |
11 | Как из зерна получилась булка | 1 | 10 | |
12 | Человек и домашние животные | 1 | 11 | |
13 | «Октябрь уж наступил…» | 1 | 17 | |
14 | Лесные новости | 1 | 18 | |
15 | Явления природы | 1 | 24 | |
| Родная страна | 2 | | |
16 | Где ты живешь? | 1 | 25 | |
17 | Правила поведения на дорогах | 1 | | |
| Мы и вещи | 2 | | |
18 | Ты и вещи | 1 | 7.11 | |
19 | Кто работает ночью | 1 | 8.11 | |
| Твое здоровье | 4 | | |
20 | Что такое здоровье | 1 | 14 | |
21 | Правила гигиены | 1 | 15 | |
22 | О режиме дня | 1 | 21 | |
23 | Урок в спортивном зале | 1 | 22 | |
| Родная страна | 4 | | |
24 | Ноябрь – зиме родной брат | 1 | 28 | |
25 | Звери – млекопитающие | 1 | 29 | |
26 | Что мы знаем о птицах | 1 | 5.12 | |
27 | Птичья столовая | 1 | 6.12 | |
| Родная страна | 2 | | |
28 | Родной край | 1 | 12 | |
29 | Дом, в котором ты живешь | 1 | 13 | |
| Мы и вещи | 1 | | |
30 | Зачем люди трудятся | 1 | 19 | |
| Родная природа | 2 | | |
31 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 1 | 20 | |
32 | Какой бывает вода? | 1 | 26 | |
| Твои друзья – взрослые и дети | 3 | | |
33 | Поговорим о дружбе | 1 | 27 | |
34 | Идем в гости | 1 | 9.01 | |
35 | С наступающим Новым годом | 1 | 10.01 | |
| Родная природа | 3 | | |
36 | Январь – году начало, зиме - середина | 1 | 16 | |
37 | Хвойные деревья | 1 | 17 | |
38 | Жизнь птиц Экскурсия | 1 | 23 | |
| Родная страна | 4 | | |
39 | Наша страна – Россия | 1 | 24 | |
40 | Богата природа России | 1 | 30 | |
41 | Мы – россияне | 1 | 31 | |
42 | Народная сказка | 1 | 6.02 | |
| Родная природа | 4 | | |
43 | Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | 7.02 | 27.02 |
44 | Звери – млекопитающие | 1 | 20 | 6.03 |
45 | Наш уголок природы | 1 | 21 | 13.03 |
46 | Животные и растения уголка природы | 1 | 27 | 13.03 |
| Родная страна | 1 | | |
47 | Мы – граждане России | 1 | 28 | 28.02 |
| Твои друзья – взрослые и дети | 3 | | |
48 | О правилах поведения | 1 | 6.03 | 21.02 |
49 | 23 февраля – День защитника Отечества | 1 | 7.03 | 20.02 |
50 | 8 марта – праздник всех женщин | 1 | 13 | 7.03 |
| Родная природа | 2 | | |
51 | Март – капельник | 1 | 14 | 14.03 |
52 | Птичьи разговоры | 1 | 20 | |
| Твое здоровье | 3 | | |
53 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | 21 | |
54 | Здоровая пища | 1 | 3.04 | |
55 | Какое бывает настроение | 1 | 4.04 | |
| Родная природа | 2 | | |
56 | Апрель-водолей | 1 | 10 | |
57 | Жизнь насекомых весной Экскурсия | 1 | 11 | |
| Родная страна | 3 | | |
58 | Весенние работы | 1 | 17 | |
59 | Кто работает на транспорте | 1 | 18 | |
60 | День космонавтики | | 24 | |
| Родная природа | 4 | | |
61 | Май весну завершает, лето начинает | 1 | 25 | |
62 | Жизнь земноводных весной | 1 | 2.05 | |
63 | Животное – живое существо | 1 | 15.05 | |
64 | Природе нужны все! | 1 | 16 | |
| Родная страна | 2 | | |
65 | Ты - пешеход | 1 | 22 | |
66 | Урок-экзамен | 1 | 23 | |
| Итого | 66 | | |
Перечень учебно – методического обеспечения:
Учебник:
Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие тетради:
Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Методическое пособие:
Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Дидактические материалы:
иллюстрации;
плакаты;
набор картинок;
схемы;
дидактические игры;
видеофильмы;
тесты.
Оборудование:
Учебные столы.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
Список литературы:
Алексеев С.П.Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. -М.: Дрофа, 1997.
Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема - пресс, 2001.
Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1998.
Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства 9 19 вв. - М.: Современник. 1999.
Чудакова Н.В. Я познаю мир. - М.: Аст, 2002.
Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001
Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1996.
Приложение
Использование ИКТ в образовательном процессе
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Что нам осень подарила | 1 |
2 | Человек и домашние животные | 1 |
3 | Где ты живешь? | 1 |
4 | Хвойные деревья | 1 |
5 | День космонавтики | 1 |
6 | | 1 |
| | |
Использование метода проектов в образовательном процессе
№ п/п | Тема проекта | Количество часов |
1 | Явления природы. Дождь. | 1 |
2 | Птичья столовая. | 1 |
3 | Какой бывает вода? | 1 |
4 | Здоровая пища | 1 |
| | |