СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по родному (русскому) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по родному (русскому языку). 0,5 ч.в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по родному (русскому) языку»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Родной (русский) язык»

Класс - 4

Начальное общее образование УМК «Перспектива»

Срок реализации данной программы – 1 год

Количество часов в год – 17 час

Количество часов в неделю – 0,5 час

Рабочая программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;

  2. Основная образовательная программа НОО МБОУ «СОШ №13»;

  3. Примерная программа по родному русскому языку 1-4 классы;

  4. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Русский родной язык. 1–4 классы. Под редакцией О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, Е. И. Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. – М. : Просвещение, 2020.

  5. Рабочая программа составлена на основе программ: Климанова Л.Ф.,Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. - 1-4 классы. Просвещение 2015 г.

Составитель рабочей программы – Сотникова И.В.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность


научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.







  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.



Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные УУД:

Содержательная линия

Обучающийся научится


«Русский язык: прошлое и настоящее»:









«Язык в действии»:














«Секреты речи и текста»














  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;


  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;


  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;

  • пересказывать текст с изменением лица;

  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.





  1. Содержание учебного предмета



Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Раздел 2. Язык в действии

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.

Раздел 3.Секреты речи и текста

Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.


  1. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

6 ч.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

Вся семья вместе, так и душа на месте (РПВ) Проект «Пословицы и поговорки о

семье»

1

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

Красное словцо не ложь

1

Язык языку весть подаёт

1

Проектные задания

1

Раздел 2. Язык в действии

4 ч.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

Как и когда появились знаки препинания?

1

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Раздел 3. Секреты речи и текста

7 ч.

Задаём вопросы в диалоге

1

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

Учимся составлять план текста

1

Учимся пересказывать текст

1

Учимся оценивать и редактировать тексты

2

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» (РК) «Пишу о малой родине»

1

ИТОГО:

17ч.



Календарно-тематическое планирование по русскому родному языку для 4 класса

№ 

Дата

Кол – во час

Тема урока

Цели урока

Содержание урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вид контроля




Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

 


1


1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Слова, связанные с обучением.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий



2


1

Вся семья вместе, так и душа на месте

РПВ Проект

« Пословицы и поговорки о семье»

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий



3


1

Красна сказка складом, а песня – ладом

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечныйблагодарныйдоброжелательныйбескорыстный)

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий



4


1

Красное словцо не ложь

Иметь представление о фразеологизмах. Расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей

Объяснять значения устойчивых выражений

Текущий




1

Язык языку весть подаёт

Наблюдение за словами, пришедшими из других языков и словами, ушедшими в другие языки

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий



6


1

Проектные задания

Повторить и систематизировать полученные знания

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела


Практическая работа



Язык в действии (4 ч)




7


1

Трудно ли образовывать формы глагола?

Повторить и закрепить образование форм времени; наблюдать особое употребление формы настоящего и будущего времени в тексте

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне)

Различать время глагола, изменять глаголы по временам

Текущий



8


1

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Наблюдать за тем, что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне)

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение

Текущий



9


1

Как и когда появились знаки препинания?

Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях. Отработать навык расстановки знаков препинания при записи предложений

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков

Текущий




1

Составление предложений на тему: «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Продолжить формирование умения составлять план сочинения по вопросам, записывать по плану сочинение


Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

Практическая работа



Секреты речи и текста (7 ч)


11


1

Задаём вопросы в диалоге

Познакомить с понятиями монолог и диалог. Продолжить формирование навыка чтения по ролям

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны

Текущий



12


1

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

Обучение сжатому пересказу и умению делать вывод из прочитанного текста, находить основную мысль; продолжение работы по редактированию текста

Особенности озаглавливания текста

Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста

Текущий




1

Промежуточная аттестация за курс 4 класса. Итоговое тестирование.

Учить цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать историю, пользуясь планом

Составление плана текста, не разделённого на абзацы

Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

Текущий




1

Учимся пересказывать текст и составлять план текста.

Обучение пересказу исходного текста с изменением лица повествователя, подбор заголовка, составление плана и редактирование текста

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне)

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст

Текущий




1

Учимся оценивать и редактировать тексты

Учить работать с толковым словарем и словарем происхождения слов; находить в тексте рассуждения; цитировать текст. Продолжить формирование умения расширять каждый пункт плана, чтобы он превратился в тезис

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Текущий




1

Текущий




1

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

(РК) «Пишу о малой родине»


Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»


Практическая работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!