ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы В.П. Канакиной, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Цель программы
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 11
В учебном плане МБОУ СОШ № 11 на изучение русского языка в 3 классе отводится 4 ч в неделю, в год — 136 ч. , (34 учебные недели)
Тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов и тем | Авторская программа | Рабочая программа | Диктанты | К/списывание | Изложения | Сочинения |
1 | Язык и речь | 2 | 2 | | | | |
2 | Текст Предложение. Словосочетание. | 14 | 17 | 1 | | 1 | 1 |
3 | Слово в языке и речи . | 19 | 17 | 2 | | 1 | |
4 | Состав слова Правописание частей слова | 45 | 37 | 3 | 1 | 1 | 1 |
5 | Части речи | 76 | 57 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Повторение. | 10 | 6 | 1 | | | |
| ИТОГО | 136 | 136часов | 9 | 3 | 5 | 4 |
Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану.
В авторскую программу были внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение отдельных тем.
* Изложения и сочинения носят обучающий характер
Содержание курса
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Планируемые результаты изучения курса обучения за 3 класс.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся оканчивающих 3 класс
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
Называть и определять части слова; части речи; члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные(без деления на виды).
обучающиеся получат возможность научиться:
- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изученные орфоргаммы;
-проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
-производить звуковой и звуко- буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
-распознавать части речи и их грамматические признаки;
-интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
-вычленять в предложении основу и словосочетания;
-производить элементарный синтаксический разбор предложений;
-определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2012.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1 – 4 классы.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 3 класс» (CD).
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
Наглядные пособия:
• Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
• Наборы предметных (сюжетных) картинок.
• Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.
Материально-технические средства:
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
• Компьютерная техника. • Видеопроектор.
Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Необходимо использовать словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку 3 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Д\з | Дата по плану | Дата по факту |
Наша речь и наш язык (2 часа) |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи и их назначение. Речь - отражение культуры человека. | 1 | | | |
2 | Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание. (17часов) |
3 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. с.12-13 | 1 | | | |
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. с.13-14 | 1 | | | |
5 | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложения. с.15-16 | 1 | | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложения. с.17-18 | 1 | | | |
7 | Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». с.19-20 | 1 | | | |
8 | Виды предложений по интонации: восклицательное, невосклицательное. с.20-21 | 1 | | | |
9 | Обобщение знаний о видах предложений. Словарный диктант № 1, с.22-23 | 1 | | | |
10 | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). с.24-25 | 1 | | | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. с.26- 27 | 1 | | | |
12 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. с.28-29 | 1 | | | |
13 | Входной Контрольный диктант № 1 | 1 | | | |
14 | РНО. Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление. с.30 | 1 | | | |
15 | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. с.31-32 | 1 | | | |
16 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. с.33-34 | 1 | | | |
17 | Словосочетание. Общее представление. с.35-36 | 1 | | | |
18 | Обучающее сочинение № 1 по картине В.Д.Поленова «Золотая осень». | 1 | | | |
19 | РНО. Предложение и словосочетание. с.37-38 | 1 | | | |
Слово в языке и речи (17 часов) |
20 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. с.40-41 | 1 | | | |
21 | Распознавание лексических групп в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. с.42-44 | 1 | | | |
22 | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. с.45-46 | 1 | | | |
23 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. с.47-48 | 1 | | | |
24 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. с.49-51 | 1 | | | |
25 | Обучающее подробное изложение № 1 с языковым анализом текста. Н.Сладков «Ёлочка». | 1 | | | |
26 | РНО. Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. с.53-54 | 1 | | | |
27 | Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. с.55-56 | 1 | | | |
28 | Различение в тексте имен существительных, прилагательных, глаголов. с.57-58 | 1 | | | |
29 | Имя числительное. Общее представление. с.59-60 | 1 | | | |
30 | Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи». | 1 | | | |
31 | РНО. Однокоренные слова. с.61-62 | 1 | | | |
32 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. с.63-64 | 1 | | | |
33 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,жи-ши,ча-ща,чу-щу. с.65-66 | 1 | | | |
34 | Правописание слов с парными по глухости — звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. с.67-68 | 1 | | | |
35 | Правописание разделительного мягкого знака. с.68-69 | 1 | | | |
36 | Слово и слог. Звуки и буквы. Словарный диктант № 2 с.70-72 | 1 | | | |
Состав слова (38 часов) |
37 | Корень слова. Однокоренные слова. с.74-75 | 1 | | | |
38 | Правописание корня в однокоренных словах. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. с.76-78 | 1 | | | |
39 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. с.79-81 | 1 | | | |
40 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. с.82-83 | 1 | | | |
41 | Контрольный диктант № 3 по теме «Однокоренные слова и формы слова». | 1 | | | |
42 | РНО. Приставка как значимая часть слова. с.84-85 | 1 | | | |
43 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Слова с двумя приставками. с.86-88 | 1 | | | |
44 | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. с.89-90 | 1 | | | |
45 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. с.91-93 | 1 | | | |
46 | Обучающее сочинение № 2 по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | | | |
47 | РНО. Основа слова. с.95-96 | 1 | | | |
48 | Обобщение знаний о составе слова. Проект «Семья слов» с.97-101 | 1 | | | |
49 | Обучающее изложение №2повествовательного текста. | 1 | | | |
50 | РНО. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. с.102-103 | 1 | | | |
51 | Правописание слов с безударными гласными в корне. с.104-105 | 1 | | | |
52 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. с.106-109 | 1 | | | |
53 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». | 1 | | | |
54 | РНО. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. с.109-110 | 1 | | | |
55 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. с.111-114 | 1 | | | |
56 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Закрепление. с.115-116 | 1 | | | |
57 | Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание слов с парными согласными», с грамматическим заданием. | 1 | | | |
58 | РНО. Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками в корне. с.117-118 | 1 | | | |
59 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками в корне. Обобщение. с. 119-120 | 1 | | | |
60 | Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. с.120-121 | 1 | | | |
61 | Контрольный диктант № 5 «Правописание слов с непроизносимой согласной». | 1 | | | |
62 | РНО. Правописание слов с удвоенными согласными. с.121-123 | 1 | | | |
63 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек,-ик, и их правописание. с.124-125 | 1 | | | |
64 | Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок., и приставок. с.126-129 | 1 | | | |
65 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 3 с.130-131 | 1 | | | |
66 | Правописание приставок и предлогов в словах. с.131-134 | 1 | | | |
67 | Обучающее изложение № 4 повествовательного деформированного текста по данному плану. | 1 | | | |
68 | РНО. Место и роль разделительного твердого знака (ъ). Правописание слов с разделительным ъ. с.134-137 | 1 | | | |
69 | Перенос слов с разделительным ъ. с.138-139 | 1 | | | |
70 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание разделительного ъ». | 1 | | | |
71 | РНО. Обобщение знаний о разделительном ъ. Проект «Составляем «Орфографический словарь». с.140-142 | 1 | | | |
72 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. с.3-4 | 1 | | | |
73 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным правилам. Контрольное тестирование. с.5-6 | 1 | | | |
Имя существительное (26часа) |
74 | Имя существительное как часть речи. с.8-10 | 1 | | | |
75 | Начальная форма имени существительного. с.10-11 | 1 | | | |
76 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. с.12-13 | 1 | | | |
77 | Собственные и нарицательные имена существительные. с.15-16 | 1 | | | |
78 | Контрольное списывание № 2 по теме «Имена существительные». | 1 | | | |
79 | РНО. Проект «Тайна имени». Число имен существительных. с.17-21 | 1 | | | |
80 | Имена существительные имеющие форму одного числа. с.22-24 | 1 | | | |
81 | Обучающее сочинение-описание. № 3 | 1 | | | |
82 | РНО Род имен существительных. с.25-28 | 1 | | | |
83 | Имена существительные общего рода. Род имен существительных иноязычного происхождения. с.29-30 | 1 | | | |
84 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода. с.31-32 | 1 | | | |
85 | Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова. с.33-34 | 1 | | | |
86 | Контрольный диктант № 7 по теме «Род и число имен существительных» | 1 | | | |
87 | РНО. Склонение (изменение) имен существительных по падежам. с.36-37 | 1 | | | |
88 | Склонение (изменение) имен существительных по падежам. Обобщение. с.38-39 | 1 | | | |
89 | Склонение (изменение) имен существительных по падежам. Неизменяемые имена существительные. с.40-41 | 1 | | | |
90 | Обучающее сочинение № 4 по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | | | |
91 | РНО. Именительный падеж имен существительных. с.42-43 | 1 | | | |
92 | Родительный падеж имен существительных. с.43-45 | 1 | | | |
93 | Дательный падеж имен существительных. с.46-47 | 1 | | | |
94 | Винительный падеж имен существительных. с.48-49 | 1 | | | |
95 | Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных. с.50-52 | 1 | | | |
96 | Творительный падеж имен существительных. с.52-53 | 1 | | | |
97 | Предложный падеж имен существительных. с.54-55 | 1 | | | |
98 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. с.59 | 1 | | | |
99 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
Имя прилагательное (13 часов) |
100 | РНО. Проект «Зимняя страничка». Имя прилагательное как часть речи. с.60-65 | 1 | | | |
101 | Обучающее сочинение № 4 по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | | |
102 | РНО.Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. с.65-67 | 1 | | | |
103 | Роль имен прилагательных в тексте. с.68-70 | 1 | | | |
104 | Изменение имен прилагательных по родам. с.72-73 | 1 | | | |
105 | Правописание родовых окончаний. с.74-77 | 1 | | | |
106 | Обучающее изложение № 4 | 1 | | | |
107 | РНО. Изменение имен прилагательных по числам. с.78-81 | 1 | | | |
108 | Изменение имен прилагательных по падежам. с.82-84 | 1 | | | |
109 | Начальная форма имени прилагательного. с.85-86 | 1 | | | |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант № 4 с.87-89 | 1 | | | |
111 | РНО. Проект «Имена прилагательные в загадках». с.90 | 1 | | | |
112 | Контрольное списывание № 3 по теме «Имена прилагательные». | 1 | | | |
Местоимение (5 часов) |
113 | РНО. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. с.92-93 | 1 | | | |
114 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. с.94-95 | 1 | | | |
115 | Роль местоимений в предложении. с.96-97 | 1 | | | |
116 | Контрольное изложение повествовательного текста. | 1 | | | |
117 | РНО. Проверочная работа по теме «Местоимение». Повторение и обобщение знаний по теме: «Местоимение» | 1 | | | |
Глагол (13 часов) |
118 | Глагол как часть речи. с.100-101 | 1 | | | |
119 | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слова. с.102-104 | 1 | | | |
120 | Обучающее сочинение № 5, составление текста по сюжетным картинкам. с.105 | 1 | | | |
121 | РНО. Начальная (неопределенная) форма глагола. с.106-107 | 1 | | | |
122 | Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов. с.109-111 | 1 | | | |
123 | Первоначальное представление о временах глаголов. Изменение глаголов по временам. с.111-114 | 1 | | | |
124 | Написание окончаний -ешь, -ишь, в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. с.115-116 | 1 | | | |
125 | Изменение глаголов по временам. Закрепление. с.117-119 | 1 | | | |
126 | Род глаголов в прошедшем времени. с.121-122 | 1 | | | |
127 | Изменение глаголов прошедшего времени. с.123-124 | 1 | | | |
128 | Правописание частицы НЕ с глаголами. с.124-127 | 1 | | | |
129 | Итоговый контрольный диктант № 9 по теме «Части речи». | 1 | | | |
130 | РНО. Обобщение знаний о глаголе. с.129-130 | 1 | | | |
Повторение ( 6 часов) |
131 | Повторение по теме «Части речи». Предложения. Имя прилагательное. с.131 -133 | 1 | | | |
132 | Повторение. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Имя числительное. с.134-135 | 1 | | | |
133 | Повторение. Имя существительное. Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами. с.136-138 | 1 | | | |
134 | Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо под диктовку. с.140-141 | 1 | | | |
135 | Повторение. Однокоренные слова. с.142-143 | 1 | | | |
136 | Обобщающий урок. Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | 1 | | | |