СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русскому языку разработано в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку»

Тематическое планирование


Кол

час

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

Наша речь (3ч)

1

1

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Работать с памяткой «Как научиться правильно, списывать предложение».


2

1

Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Характеристика человека по его речи.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.


3

1

Речь диалогическая и монологическая.

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

Наблюдать над этимологией слов «диалог» и «монолог».

Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Текст (4 ч)

4

1

Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


5

1

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.


6

1

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


7

1

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Предложение (12 ч)

8

1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте.

Составлять предложения из слов.

Составлять устно и письменно ответы на вопросы.


9

1

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое ударение в предложении.

Составлять предложения из слов.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Определять границы предложения в деформированном тексте.

Составлять устно и письменно ответы на вопросы.


10

1

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Обосновывать выбор знака в конце предложения.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.


11

1

Главные члены предложения (основа).

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.


12

1

Второстепенные члены предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.


13

1

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.


14

1

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

Различать распространённое и нераспространённое предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.


15

1

Связь слов в предложении.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложения из слов, не связанных по смыслу.


16

1

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.


17

1

Анализ ????чего


Анализировать самостоятельно выполненную работу.


18

1

Обобщение по теме «Предложение».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику


19

1

Проверочная работа. По теме «Предложение».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Слова, слова, слова… (18 ч)

20

1

Номинативная функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Работать с толковым и орфографическим словарями.


21

1

Номинативная функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Закрепление.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Работать с толковым и орфографическим словарями.


22

1

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

Распознавать многозначные слова.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.


23

1

Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Распознавать слова в прямом и переносном значении.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.



24

1

Синонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы.

Подбирать к слову синонимы.

Работать со словарём синонимов.


25

1

Антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним».

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.


26

1

Антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Закрепление.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним».

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.


27

1

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Подбирать заголовок к тексту.

Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


28

1

Родственные (однокоренные слова) слова.

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.


29

1

Корень слова. (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Выделять корень в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Работать со словарём однокоренных слов.



30

1

Корень слова. (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Закрепление.

Выделять корень в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня.


31

1

Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Выделять корень в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня.


32

1

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Классифицировать слова по количеству слогов.


33

1

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.


34

1

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.


35

1

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса.


36

1

Проверочная работа. По теме «Слова, слова, слова…».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


37

1

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.


Звуки и буквы (59 ч)

38

1

Звуки и буквы (повторение и углубление представлений). Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать звуковые и буквенные модели слов, анализировать их.


39

1

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Употребление заглавной буквы.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.



40

1

Использование алфавита при работе со словарями. Странички для любознательных.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные буквы в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.


41

1

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).


42

1

Проверочная работа. По теме «Звуки и буквы».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


43

1

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений).

Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов.

Определять качественную характеристику гласного звука (ударный или безударный).


44

1

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.


45

1

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.


46

1

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.


47

1

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

Различать проверочное и проверяемое слова.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.


48

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.


49

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.


50

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Закрепление.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.


51

1

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.


52

1

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.


53

1

Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Закрепление.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.


54

1

Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Слова с непроверяемым написанием.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.


55

1

Обобщение по теме «Безударные гласные в корне слова».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


56

1

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова».

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.



57

1

Анализ диктанта по теме «Безударные гласные в корне слова».


Анализировать самостоятельно выполненную работу.



58

1

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Составлять рассказ по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» под руководством учителя.


59

1

Согласные звуки (повторение и углубление представлений). Признаки согласного звука.

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».


60

1

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком.



61

1

Согласный звук [й,] и буква «и краткое».

Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й,] буквами.

Использовать правило при переносе слов с буквой «й».


62

1

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку и всерьёз».

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса с удвоенными согласными.

Участвовать в презентации занимательных заданий.


63

1

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам.

Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.


64

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».


65

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами

и, е, ё, ю, я.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».


66

1

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед другими согласными.

Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Переносить слова с мягким знаком.

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


67

1

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.


68

1

Проект «Пишем письмо».

Составлять продолжение рассказа.

Писать письмо Деду Морозу.


69

1

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.


70

1

Правописание сочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.


71

1

Развитие речи. Работа с текстом.

Обучающее изложение.

Работать с текстом: подбирать заголовок, выделять в тексте части определять их микротемы.


72

1

Анализ обучающего изложения.

Проект «Рифма».

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.


73

1

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


74

1

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


75

1

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.


76

1

Анализ диктанта по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Развитие речи. Работа с предложением и текстом.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.


77

1

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.


78

1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.


79

1

Закрепление. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.


Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.


80

1

Повторение. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.


81

1

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слово.


82

1

Закрепление.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слово.


83

1

Повторение.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слово.


84

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.


85

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.


86

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.


87

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.


88

1

Обобщение по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


89

1

Защита проектов:

«И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Рифма».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления обучающихся.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.


90

1

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять написания слов с изученными орфограммами.


91

1

Проверочный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


92

1

Анализ диктанта по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.


Составлять под руководством учителя текст для поздравительной открытки. Излагать письменно текст по вопросам.


93

1

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Соотносить количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.


94

1

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.

Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.


95

1

Развитие речи.

Составление устного рассказа по серии рисунков.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя).


96

1

Проверочная работа. По теме «Звуки и буквы».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Части речи (58 ч)

97

1

Части речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.


98

1

Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.


99

1

Имя существительное как часть речи.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение имён существительных


100

1

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение имён существительных


101

1

Имя существительное как часть речи. Слова с непроверяемым написанием.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение имён существительных


102

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.


103

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование о профессиях и людях труда.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.


104

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. лассифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.


105

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.


106

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.


107

1

Заглавная буква в именах собственных (отчествах и фамилиях людей).

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.


108

1

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.


109

1

Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.


110

1

Развитие речи.

Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Писать имена собственные с заглавной буквы.

Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).


111

1

Число имён существительных.

Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работать с орфоэпическим словарём.



112

1

Изменение существительных по числам.

Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работать с орфоэпическим словарём.


113

1

Обобщение знаний об имени существительном.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число, роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.


114

1

Развитие речи.

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами.

Проверять написанный текст.


115

1

Анализ обучающего изложения.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.


116

1

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


117

1

Анализ проверочной работы по теме

«Имя существительное».

Анализировать самостоятельно выполненную работу.



118

1

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление).

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.


119

1

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Определять, каким членом предложения является глагол.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.


120

1

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, под руководством учителя составлять рассказ по картине, записывать рассказ.


121

1

Анализ обучающего изложения.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.


122

1

Число глагола.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа.

Приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.


123

1

Изменение глаголов по числам.

Изменять глаголы по числам.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Работать с орфоэпическим словарём.


124

1

Правописание частицы не с глаголом.

Раздельно писать частицу не с глаголом.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Работать с орфоэпическим словарём.


125

1

Обобщение знаний о глаголе.

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.


126

1

Развитие речи.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название, записывать составленный текст.


127

1

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.


128

1

Развитие речи.

Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.


129

1

Проверочная работа по теме «Глагол».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


130

1

Имя прилагательное как часть речи.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.


131

1

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.


132

1

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.

Приводить примеры имён прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.


133

1

Связь имени прилагательного с именем существительным. Закрепление.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.

Приводить примеры имён прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.



134

1

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.



135

1

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.



136

1

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.


137

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.


138

1

Проверочная работа

по теме

«Имя прилагательное».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


139

1

Анализ проверочной работы по теме «Имя прилагательное».

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.


140

1

Развитие речи.

Составление текста-описания на основе личных наблюдений (домашнего животного).

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).


141

1

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого

«Букет цветов, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).


142

1

Местоимение (личное) как часть речи.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.


143

1

Развитие речи.

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Составление по рисункам текста-диалога.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.


144

1

Текст-рассуждение. Структура текста - рассуждения.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.


145

1

Развитие речи.

Работа с текстом.

Определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.


146

1

Проверочная работа

по теме

«Местоимение».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


147

1

Предлоги. Роль предлогов в речи.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи.


148

1

Правописание предлогов с именами существительными.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи.

Раздельно писать предлоги со словами.


149

1

Развитие речи.

Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.

Редактировать текст.

Восстанавливать деформированный повествовательный текст.


150

1

Проверочная работа

по теме

«Предлоги».

Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.


151

1

Анализ проверочной работы по теме «Предлоги».

Проект «В словари – за частями речи!».

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями синонимов, антонимов, словарём однокоренных слов.

Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.



152

1

Контрольный диктант по теме «Предлоги».

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.



153

1

Анализ контрольного диктанта по теме «Предлоги».

Анализировать самостоятельно выполненную работу.



154

1

Защита проекта:

«В словари – за частями речи!».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления обучающихся.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.


Повторение (16 ч)

155

1

Повторение. Текст.

Отличать текст от предложения.

Определять виды текстов.

Применять правила правописания.


156

1

Повторение. Части текста.

Отличать текст от предложения.

Определять виды текстов.

Применять правила правописания.


157

1

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина

«Утро в сосновом лесу».

Соотносить словесные и зрительные образы, выражать своё отношение к картине, понимать идейный замысел художника.

Применять правила правописания.

Оценивать правила выполнения действия.


158

1

Анализ сочинения по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Анализировать самостоятельно выполненную работу.



159

1

Повторение. Предложение.

Отличать предложение от группы слов, писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения.

Различать предложения по интонации и цели высказывания.

Находить главные члены предложения.

Составлять предложения из группы слов.


160

1

Повторение. Знаки препинания конца предложения.

Отличать предложение от группы слов, писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения.

Различать предложения по интонации и цели высказывания.

Находить главные члены предложения.

Составлять предложения из группы слов.


161

1

Повторение. Слово и его значение.

Распознавать однокоренные слова по двум признакам.

Подбирать группы однокоренных слов.


162

1

Повторение. Синонимы и антонимы.

Распознавать однокоренные слова по двум признакам.

Подбирать антонимы и синонимы.

Подбирать группы однокоренных слов.



163

1

Повторение.

Звуки и буквы.

Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки.

Выделять одинаковые и разные звуки.

Проводить фонетический анализ слова.


164

1

Повторение. Звуки и буквы (различие звуков и букв).

Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки.

Выделять одинаковые и разные звуки.

Проводить фонетический анализ слова.


165

1

Повторение. Части речи. Имя существительное. Глагол.

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, глагол осознавать их роль в речи.


166

1

Повторение. Части речи. Имя прилагательное. Местоимение.

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи.


167

1

Повторение. Правила правописания.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.


168

1

Повторение. Правила правописания.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.


169

1

Упражнение в списывании текста.

Списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

Видеть орфограммы в слове.

Видеть и запоминать всё предложение и его отдельные части.

Проверять написанный текст.


170

1

Обобщение знаний по курсу русского языка

за 2 класс.

Устанавливать связи между изученными темами.

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий.

Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.