СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по русскому языку разработано в соответствии с ФГОС
Тематическое планирование
№ | Кол час | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Наша речь (3ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Работать с памяткой «Как научиться правильно, списывать предложение». |
|
2 | 1 | Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Характеристика человека по его речи. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. |
|
3 | 1 | Речь диалогическая и монологическая. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Наблюдать над этимологией слов «диалог» и «монолог». Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
Текст (4 ч) | ||||
4 | 1 | Признаки текста: целостность, связность, законченность. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. |
|
5 | 1 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. |
|
6 | 1 | Построение текста: вступление, основная часть, заключение. | Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. |
|
7 | 1 | Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
Предложение (12 ч) | ||||
8 | 1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Составлять устно и письменно ответы на вопросы. |
|
9 | 1 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое ударение в предложении. | Составлять предложения из слов. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять устно и письменно ответы на вопросы. |
|
10 | 1 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | Обосновывать выбор знака в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. |
|
11 | 1 | Главные члены предложения (основа). | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. |
|
12 | 1 | Второстепенные члены предложения. | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
|
13 | 1 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. |
|
14 | 1 | Распространённые и нераспространённые члены предложения. | Различать распространённое и нераспространённое предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. |
|
15 | 1 | Связь слов в предложении. | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из слов, не связанных по смыслу. |
|
16 | 1 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». | Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
|
17 | 1 | Анализ ????чего
| Анализировать самостоятельно выполненную работу. |
|
18 | 1 | Обобщение по теме «Предложение». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
|
19 | 1 | Проверочная работа. По теме «Предложение». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
Слова, слова, слова… (18 ч) | ||||
20 | 1 | Номинативная функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать с толковым и орфографическим словарями. |
|
21 | 1 | Номинативная функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Закрепление. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать с толковым и орфографическим словарями. |
|
22 | 1 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | Распознавать многозначные слова. Работать с толковым и орфографическим словарями. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
|
23 | 1 | Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | Распознавать слова в прямом и переносном значении. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
|
|
24 | 1 | Синонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Работать со словарём синонимов. |
|
25 | 1 | Антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов. Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним». Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
|
26 | 1 | Антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Закрепление. | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов. Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним». Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
|
27 | 1 | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. | Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
28 | 1 | Родственные (однокоренные слова) слова. | Находить родственные слова в тексте и среди других слов. |
|
29 | 1 | Корень слова. (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. | Выделять корень в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и синонимы. Работать со словарём однокоренных слов.
|
|
30 | 1 | Корень слова. (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Закрепление. | Выделять корень в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и синонимы. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов. Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня. |
|
31 | 1 | Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | Выделять корень в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и синонимы. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов. Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня. |
|
32 | 1 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству слогов. |
|
33 | 1 | Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
|
34 | 1 | Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. |
|
35 | 1 | Правила переноса части слова с одной строки на другую. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. |
|
36 | 1 | Проверочная работа. По теме «Слова, слова, слова…». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
37 | 1 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
|
Звуки и буквы (59 ч) | ||||
38 | 1 | Звуки и буквы (повторение и углубление представлений). Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать звуковые и буквенные модели слов, анализировать их. |
|
39 | 1 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Употребление заглавной буквы. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
|
|
40 | 1 | Использование алфавита при работе со словарями. Странички для любознательных. | Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные буквы в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. |
|
41 | 1 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». | Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). |
|
42 | 1 | Проверочная работа. По теме «Звуки и буквы». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
43 | 1 | Гласные звуки (повторение и обобщение представлений). | Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Определять качественную характеристику гласного звука (ударный или безударный). |
|
44 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. |
|
45 | 1 | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
|
46 | 1 | Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. |
|
47 | 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | Различать проверочное и проверяемое слова. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. |
|
48 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
|
49 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
|
50 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Закрепление. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. |
|
51 | 1 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
52 | 1 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
53 | 1 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Закрепление. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
54 | 1 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Слова с непроверяемым написанием. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
55 | 1 | Обобщение по теме «Безударные гласные в корне слова». | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
56 | 1 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
|
|
57 | 1 | Анализ диктанта по теме «Безударные гласные в корне слова».
| Анализировать самостоятельно выполненную работу.
|
|
58 | 1 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». | Составлять рассказ по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» под руководством учителя. |
|
59 | 1 | Согласные звуки (повторение и углубление представлений). Признаки согласного звука. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». |
|
60 | 1 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. | Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком.
|
|
61 | 1 | Согласный звук [й,] и буква «и краткое». | Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й,] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «й». |
|
62 | 1 | Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз». | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса с удвоенными согласными. Участвовать в презентации занимательных заданий. |
|
63 | 1 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам. | Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. |
|
64 | 1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». |
|
65 | 1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». |
|
66 | 1 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед другими согласными. | Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
67 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. |
|
68 | 1 | Проект «Пишем письмо». | Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. |
|
69 | 1 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
|
70 | 1 | Правописание сочетания чк, чн, чт, щн, нч. | Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. |
|
71 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. Обучающее изложение. | Работать с текстом: подбирать заголовок, выделять в тексте части определять их микротемы. |
|
72 | 1 | Анализ обучающего изложения. Проект «Рифма». | Анализировать самостоятельно выполненную работу. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. |
|
73 | 1 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Различать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
74 | 1 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Различать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
75 | 1 | Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. |
|
76 | 1 | Анализ диктанта по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». Развитие речи. Работа с предложением и текстом. | Анализировать самостоятельно выполненную работу. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. |
|
77 | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными. |
|
78 | 1 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
|
79 | 1 | Закрепление. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.
| Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
|
80 | 1 | Повторение. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
|
81 | 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. |
|
82 | 1 | Закрепление. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. |
|
83 | 1 | Повторение. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. |
|
84 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
85 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
86 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
87 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. |
|
88 | 1 | Обобщение по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
89 | 1 | Защита проектов: «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Рифма». | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления обучающихся. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. |
|
90 | 1 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять написания слов с изученными орфограммами. |
|
91 | 1 | Проверочный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
92 | 1 | Анализ диктанта по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. | Анализировать самостоятельно выполненную работу.
Составлять под руководством учителя текст для поздравительной открытки. Излагать письменно текст по вопросам. |
|
93 | 1 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотносить количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. |
|
94 | 1 | Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах. |
|
95 | 1 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя). |
|
96 | 1 | Проверочная работа. По теме «Звуки и буквы». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
Части речи (58 ч) | ||||
97 | 1 | Части речи. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
|
98 | 1 | Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
|
99 | 1 | Имя существительное как часть речи. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение имён существительных |
|
100 | 1 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение имён существительных |
|
101 | 1 | Имя существительное как часть речи. Слова с непроверяемым написанием. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение имён существительных |
|
102 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
103 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование о профессиях и людях труда. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
104 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. лассифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
105 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
106 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать имена собственные с заглавной буквы. |
|
107 | 1 | Заглавная буква в именах собственных (отчествах и фамилиях людей). | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать имена собственные с заглавной буквы. |
|
108 | 1 | Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать имена собственные с заглавной буквы. |
|
109 | 1 | Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать имена собственные с заглавной буквы. |
|
110 | 1 | Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». | Писать имена собственные с заглавной буквы. Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). |
|
111 | 1 | Число имён существительных. | Определять число имён существительных. Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарём.
|
|
112 | 1 | Изменение существительных по числам. | Определять число имён существительных. Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
113 | 1 | Обобщение знаний об имени существительном. | Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число, роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. |
|
114 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. |
|
115 | 1 | Анализ обучающего изложения. | Анализировать самостоятельно выполненную работу. |
|
116 | 1 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
117 | 1 | Анализ проверочной работы по теме «Имя существительное». | Анализировать самостоятельно выполненную работу.
|
|
118 | 1 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление). | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
|
119 | 1 | Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). | Определять, каким членом предложения является глагол. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
120 | 1 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, под руководством учителя составлять рассказ по картине, записывать рассказ. |
|
121 | 1 | Анализ обучающего изложения. | Анализировать самостоятельно выполненную работу. |
|
122 | 1 | Число глагола. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа. Приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. |
|
123 | 1 | Изменение глаголов по числам. | Изменять глаголы по числам. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
124 | 1 | Правописание частицы не с глаголом. | Раздельно писать частицу не с глаголом. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
125 | 1 | Обобщение знаний о глаголе. | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. |
|
126 | 1 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название, записывать составленный текст. |
|
127 | 1 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. |
|
128 | 1 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. |
|
129 | 1 | Проверочная работа по теме «Глагол». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
130 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп. |
|
131 | 1 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп. |
|
132 | 1 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп. Приводить примеры имён прилагательных. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. |
|
133 | 1 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Закрепление. | Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп. Приводить примеры имён прилагательных. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
|
|
134 | 1 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.
|
|
135 | 1 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
|
|
136 | 1 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
|
137 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. |
|
138 | 1 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
139 | 1 | Анализ проверочной работы по теме «Имя прилагательное». Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | Анализировать самостоятельно выполненную работу. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. |
|
140 | 1 | Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (домашнего животного). | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). |
|
141 | 1 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). |
|
142 | 1 | Местоимение (личное) как часть речи. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
|
143 | 1 | Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление по рисункам текста-диалога. | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. |
|
144 | 1 | Текст-рассуждение. Структура текста - рассуждения. | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. |
|
145 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. | Определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. |
|
146 | 1 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
147 | 1 | Предлоги. Роль предлогов в речи. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. |
|
148 | 1 | Правописание предлогов с именами существительными. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. |
|
149 | 1 | Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. | Редактировать текст. Восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
|
150 | 1 | Проверочная работа по теме «Предлоги». | Планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
151 | 1 | Анализ проверочной работы по теме «Предлоги». Проект «В словари – за частями речи!». | Анализировать самостоятельно выполненную работу. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями синонимов, антонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.
|
|
152 | 1 | Контрольный диктант по теме «Предлоги». | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
|
|
153 | 1 | Анализ контрольного диктанта по теме «Предлоги». | Анализировать самостоятельно выполненную работу.
|
|
154 | 1 | Защита проекта: «В словари – за частями речи!». | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления обучающихся. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. |
|
Повторение (16 ч) | ||||
155 | 1 | Повторение. Текст. | Отличать текст от предложения. Определять виды текстов. Применять правила правописания. |
|
156 | 1 | Повторение. Части текста. | Отличать текст от предложения. Определять виды текстов. Применять правила правописания. |
|
157 | 1 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». | Соотносить словесные и зрительные образы, выражать своё отношение к картине, понимать идейный замысел художника. Применять правила правописания. Оценивать правила выполнения действия. |
|
158 | 1 | Анализ сочинения по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». | Анализировать самостоятельно выполненную работу.
|
|
159 | 1 | Повторение. Предложение. | Отличать предложение от группы слов, писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения. Различать предложения по интонации и цели высказывания. Находить главные члены предложения. Составлять предложения из группы слов. |
|
160 | 1 | Повторение. Знаки препинания конца предложения. | Отличать предложение от группы слов, писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения. Различать предложения по интонации и цели высказывания. Находить главные члены предложения. Составлять предложения из группы слов. |
|
161 | 1 | Повторение. Слово и его значение. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Подбирать группы однокоренных слов. |
|
162 | 1 | Повторение. Синонимы и антонимы. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Подбирать антонимы и синонимы. Подбирать группы однокоренных слов.
|
|
163 | 1 | Повторение. Звуки и буквы. | Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки. Выделять одинаковые и разные звуки. Проводить фонетический анализ слова. |
|
164 | 1 | Повторение. Звуки и буквы (различие звуков и букв). | Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки. Выделять одинаковые и разные звуки. Проводить фонетический анализ слова. |
|
165 | 1 | Повторение. Части речи. Имя существительное. Глагол. | Распознавать части речи. Характеризовать как части речи имена существительные, глагол осознавать их роль в речи. |
|
166 | 1 | Повторение. Части речи. Имя прилагательное. Местоимение. | Распознавать части речи. Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи. |
|
167 | 1 | Повторение. Правила правописания. | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой. |
|
168 | 1 | Повторение. Правила правописания. | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой. |
|
169 | 1 | Упражнение в списывании текста. | Списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. Видеть орфограммы в слове. Видеть и запоминать всё предложение и его отдельные части. Проверять написанный текст. |
|
170 | 1 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | Устанавливать связи между изученными темами. Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий. Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии. |
|