Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, форма контроля | Результат |
Организационный | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Постановка проблемного вопроса. - Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого. Перед Петром стоял вопрос – как сделать Россию Великой и процветающей? /1 слайд/ Как вы считаете, в какую сторону света надо было повернуть свою политику Петру? (ученики: на Запад) Об этом мы сегодня будем рассуждать и доказывать. Какие направления были основные во внешней политике России? В направление какой южной крепости османов был нанесён удар русскими войсками? В каком году? Чем закончились эти походы? Назовите причины неудачного похода в Азов в 1695 г.? /2 слайд/ После 2 похода (1696 г.) Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней нужны были союзники. ((- Пётр I повернул Россию в сторону Запада, чтобы сделать нашу страну великой и процветающей. Для этого надо было «прорубить окно в Европу», т.е. выйти в Балтийское море)). - Наш урок будет посвящён войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Северная война. | Появление интереса к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли. Ответы учеников: Северо-Западные – выход в Балтийское море. Южное – за выход к Южным морям (Азовскому и Чёрному) В крепость Азов в 1695 и 1696 гг. Первый поход (1695 г.) неудачно. Причины неудачного похода: Русская армия действовала не согласовано. В войсках не было необходимого количества инженеров для проведения осадных работ. У России отсутствовал военный флот. -- /3 слайд/ | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | | Включение в учебный процесс |
Постановка целей и задач урока | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов или гипотез - Подготовить названия стран: РОССИЯ | РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ | ДАНИЯ | ШВЕЦИЯ | | - /4 слайд/ Ребята, о чём будем говорить сегодня? Какие поставим цели? В Европу было организовано Великое посольство, чтобы найти союзников в войне против Османской империи. Но безуспешно. У европейцев были свои проблемы. Они отказались быть союзниками (например: у Англии были проблемы с Испанией). - Пётр I по пути в Россию (во время Великого посольства) в 1698 году встретился с саксонским курфюстом и королём Речи Посполитой. Беседа шла без свидетелей, но её итог имел далеко идущий результат. Монархи пришли к выводу, что их общий враг – Швеция /5 слайд/ - Сейчас проведём маленькое исследование: Вы должны выяснить причины войны. Трое учеников подходят к первым партам и выясняют на основе документов причины войны. … Россия – желание выйти в Балтийское море и вернуть утраченные русские земли по Столбовскому миру -1617 г. Выход в Балтийское море нужен был для России для развития торговли … Речь Посполитая - была недовольна господством Швеции на Балтийском море, боялась его агрессии, хотела вернуть Ливонию … Дания - была недовольна господством Швеции на Балтийском море … ШВЕЦИЯ – по условиям Столбовского мира после русско-шведской войны 1617 г. получила после Смутного времени от России Балтийские берега. Не желала отдать эти земли никому. ВОПРОСЫ ученикам, которые вышли к первым партам: ИТАК, - А почему Россия была так заинтересована в войне против Швеции? (Россия хотела возвратить земли, утраченные по Столбовскому миру (1617 г.). Речь Посполитая хотела вернуть Ливонию. Дания – возвратить господство над Балтийским морем) - /6 слайд/ Объясните, почему России был необходим выход в Балтийское море? - Кому принадлежали балтийские берега в XVIII веке? - Когда эти земли были захвачены Швецией? - Какие попытки предпринимались Россией, чтобы вернуть выход к Балтийскому морю? (… ) - Чем закончились эти попытки? - Итак, какую тему будем сегодня изучать? - Что нам сегодня поможет всё выяснить? | - Ученики выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. НАПРИМЕР: - познакомиться с событиями Северной войны; определить значение Северной войны для России; роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне Был создан Северный союз (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония против Швеции) Ответы учеников: - Россия хотела возвратить земли, утраченные по Столбовскому миру (1617 г.). Для развития торговли Швеции после Смутного времени по Столбовскому миру – 1617 г. - Северная война - учебник, историческая карта, анимированные схемы видеоурока и кадры из фильма «Слуга государева – Полтавская битва (подготовили учащиеся ВПК «Факел») | Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные | Ответы на вопросы, работа с картой | Появление цели урока (Познакомимся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; Определим значение Северной войны для России; Оценим роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне и превращение России в супердержаву ) Умение сотрудничать, вступать в дискуссию , анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
Актуализация | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | 7 СЛАЙД ИТАК, - В чьих интересах велась борьба за выход к Балтийскому морю? Предлагаю заполнить таблицу по мере просмотра анимированной карты (видеоурока): «Начало Северной войны» Время: 0 – 3 мин. 55 сек. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - начать заполнение таблицы по приложению 1 (1700 г. – сражение под Нарвой. Русская армия потерпела поражение. Швеция направила войска против Польши) | Демонстрируют знания и умения по теме ДЕТИ: - В интересах нескольких стран, а у нас для развития торговли. - по мере заполнения таблицы учащиеся должны написать в тетрадях причины Северной войны (Время из видео: 05 мин. 05 сек. -… ): 1. Россия хотела возвратить земли, утраченные по Столбовскому миру (1617 г.)., получить выход к Балтике; 2. Речь Посполитая хотела вернуть Ливонию; 3. Дания – возвратить господство над Балтийским морем. | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | Просмотр анимированного фильма с заполнением таблицы. - Работа с текстом параграфа о реформе в армии, ответы на вопросы. Выводы по реорганизации армии. | - Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), способов деятельности. |
Первычное усвоение новых знаний | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | /8 слайд/ - В чем была причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.? (прочитайте стр. 105 – 3 абзац) | Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопрос пользуясь учебником (стр. 105 – 3 абзац) и запоминают из анимированного фильма ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ под Нарвой: 1. Слабая подготовка русской армии (не обучены воевать по европейским правилам) 2. Устаревшая артиллерия 3. Отсутствие русских командиров (иностранные офицеры, служившие в русс. армии за деньги предали русскую армию в критический момент) | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | - Ответы на вопросы | Формирование навыков поисковой деятельности. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
- Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой? (прочитайте стр. 106-107) (дать подумать ученикам 1-2 мин.) - Какие меры были предприняты для укрепления армии? - Какая армия называется регулярной? | (стр. 106-107) После поражения под Нарвой Пётр I проводит реформу армии: 1. Вместо наёмников из европейцев в армию стали привлекаться русские командиры (Свои офицеры готовились в военно-морских, артиллерийских, в навигационных школах); 2. Создал регулярную армию, где солдаты служили пожизненно. Армия формировалась на основе рекрутской повинности (из каждого 10 двора забирали на пожизненную службу по одному солдату). К 1708 г. армия России составляла 113 тыс. хорошо вооружённых солдат. 3. Армия обучалась воевать по- европейски. 4. Создаёт военную экономику. (Казённые заводы на Урале по производство железа, чугуна, пушки, ядр для нужд армии. Мануфактуры по выпуску пороха, оружия, сукна для обмундирования). | | | |
Показ анимированного фильма «Продолжение Северной войны (1701-1709 гг.) (до Полтавской битвы): 0 – 4 мин. 07 сек. - Кто такой Иван Мазепа? -1708 г. – битва у Лесной («Матерь Полтавской баталии») | Учащиеся продолжают заполнение таблицы «Основные события Северной войны»: 1701 г.; 1703 г.; 1704 г.; 1706 г.; 1708 г.; 1709 г.; - Гетман Запорожского войска, бывший сподвижник Петра I, перешедший на сторону Швеции. (Мазепа) | | |
/9 слайд/ Показ кадра из фильма «Слуга государева – Полтавская битва»: 0 мин. – 10 мин. 15 сек. (Физкультминутка) -- Какое значение для русского государства имела Полтавская битва? Ответы находим в учебнике (стр. 110 – 1 абзац) 27 июня 1709 г. – Полтавская битва /работа с картой по заданиям приложение № 2/ | Ответы учеников: 1. Полтавская «виктория» означала перелом в войне. 2. Боевые действия были перенесены на территорию других стран. 3.Значительно окреп международный престиж России 4. Карл XII убежал в Османскую империи, чтобы натравить её на Россию. | | Задания к уроку, работа с текстом поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и историческим описанием |
Первичная проверка понимания | Организация усвоения обучающимся нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи | - Устный рассказ о Прутском походе, о морских победах в Северной войне и Ништадском мире с показом на исторической карте /10 слайд/ В Прутском походе (1711г.) против Османской империи русская армия проиграла и даже попала в окружение. Выкупились только золотом. Россия отдает Османской империи Азов и прилегающие территории. /11 слайд/ Морские победы: 1714 г. – победа русского флота у мыса Гангут. /12 слайд/ 1720 г. – морское сражение у острова Гренгам. | - Учащиеся продолжают заполнение таблицы «Основные события Северной войны»: 1711 г.; 1714 г.; 1720 г.; 1721 г. . - Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал | Учебно-познавательные, коммуникативные | Записи в тетради (в таблицу) | Умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи |
Первичное закрепление | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, | /13 слайд/ Ништадский мир 1721 г. завершил Северную войну. - Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны? ИТОГИ Ништадского мирного договора (1721 г.): Обеспечен выход к Балтийскому морю Россия превратилась в Великую морскую державу; Пётр I провозглашён императором Всероссийским; Вырос международный авторитет России. | | Учебно-познавательные, коммуникативные | Ответы на вопросы. Тестовый контроль. Вывод: закончилась война, которая длилась 21 год. Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море. Россия становиться крупнейшей европейской державой. | Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7-8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок | Организация действия по обобществлению: -анализ признаков объекта, - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу; - Коллективно –распределительная деятельность; Проектная деятельность, работа с дополнительной литературой - ОРГАНИЗАЦИЯ самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий тестов на компьютере (самостоятельное проверочное решение) с выставлением оценок компьютером | | - Используют приебретённые знания в практической деятельности (решают тест по компьютеру. Компьютер выставляет оценку обучающимся). | Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные | | Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ личностных изменений в процессе учения |
9.Рефлексия | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива | Подведём итоги урока, закончив предложения: Сегодня на уроке я … Самым полезным и интересным для меня было … Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось … Мне это необходимо для … Скажи комплимент данной теме … Д/З 1. п.14; вопросы, задания, документы 2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору) | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | Рефлексия с помощью клише | Рефлексия способности организовать собственную деятельность. Прогнозирование |
Основные события | Результаты и значение |
1699-1700 гг. – создание Северного Союза | В Северный союз вошли Россия, Речь Посполитая, Саксония, Дания |
1700 г. – Константинопольский мир с Османской империей | Обеспечение нейтралитета Османской империи. Договор позволил Петру I вступить в Северную войну против Швеции |
1700 г. – Сражение под Нарвой | Русская армия потерпела поражение, потеряли всю артиллерию. Швеция направила основные свои силы против Польши |
1701 г. – сражение под Нетебургом (Шлиссельбург) | Первая победа русской армии |
1704 г. – взятие Дерпта и Нарвы | Поднимается дух русской армии; Россия закрепляет свои позиции на северо – западе |
1703 г. – на Неве заложен Санкт – Петербург и форт Кронштадт | Закрыли шведам путь в Россию |
1706 г. – отречение польского короля Августа II от престола. Король заключает мир с Швецией | Потеря Россией союзников и усиление позиции Швеции |
1708 г. – битва под Лесным («Матерь полтавской баталии») | Разгром шведского корпуса Левенгаупта. Лишение Карла дополнительных сил |
27 июня 1709 г. – Полтавская битва | Разгром шведской сухопутной армии; снятие опасности шведского завоевания России; восстановление Северного Союза; повышение международного авторитета России |
1711 г. – Прутский поход против Турции | Поражение русской армии. Потеря Приазовья, уничтожение крепостей Таганрог и Каменный затон |
1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут | Первая крупная морская победа России |
1720 г. – сражение у острова Гренгам | Победа русского флота |
1721 г. – Ништадский мир | Вхождение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингермарландии, части Карелии с Выборгом, островов Эзель и Даго. Превращение России в мировую державу. |
А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Исходное положение: руки к плечам.
Садитесь на свои места, работаем дальше.