№ | Тема урока | Дата | Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
Введение . 3 ч Повторение изученного в 8 классе (3ч) |
1-3 | Вводный урок. Богатство, образность, точность русского языка | | Диалог с текстом. Публицистический стиль. Выразительное чтение как тест на понимание текста Особенности курса русского языка в 9 классе. Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры. | Владеть основными видами диалога и монолога. Анализировать образцы устной и письменной речи. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания |
4-6 | Повторение изученного в 8 классе | | Словосочетание средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения Предложения с однородными членами | Находить грамматическую основу предложения. Анализировать особенности употребления односоставных предложений. Синтаксический разбор предложений. Комплексная (многоаспектная) работа стекстом |
Синтаксис и пунктуация (2+4ч р/р) |
7-8 | Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями. | | Союзные и бессоюзные сложные предложения. Синонимия простых и сложных предложений | Определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения Различать основные группы ССП по союзам и значениям; заменять БСП ССП, а СПП — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания |
9-10 р/р | Композиционные формы сочинений Рецензия на книгу | | Подготовка к ОГЭ | Составлять рецензию на книгу |
11-12 р/р | Сжатое изложение с элементами сочинения. Подготовка к ОГЭ | | Приемы сжатия текста | |
Сложносочиненное предложение (12ч -2р/р 1ч-к/р) |
13 | Сложносочиненные предложения.Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения и способы их выражения | | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП. | Определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения Различать основные группы ССП по союзам и значениям; заменять БСП ССП, а СПП — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания |
14 | Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов | | Средства связи частей, союзы. Смысловые отношения частей. Роль в тексте.Интонационные особенности Тире в ССП; Знаки препинания в ССП Разбор и решение ;тестовых заданий ОГЭ по теме | Определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения Различать основные группы ССП по союзам и значениям; заменять БСП ССП, а СПП — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания |
15 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | | Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение» Роль в тексте.Интонационные особенности Тире в ССП; Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом; Разбор и решение ;тестовых заданий ОГЭ по теме | Определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения Различать основные группы ССП по союзам и значениям; заменять БСП ССП, а СПП — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания |
16 р/р | Анализ сочинений (изложений) | | Анализ и редактирование текстов | |
17 | Контрольный диктант №1 по теме «Сложносочиненное предложение» | | Орфограммы, пунктограммы | |
18 | Анализ контрольного диктанта. | | Анализ ошибок.Работа с орфографическим словарем Разбор и решение тестов ОГЭ | Выработать орфографическую зоркость. Группировать слова в соответствии с типами орфограмм Использовать орфографические словари |
19-20 | Повторение орфографии | | Правописание не с различными частями речи Орфограммы.Работа с орфографическим словарем Разбор и решение тестов ОГЭ | Выработать орфографическую зоркость. Группировать слова в соответствии с типами орфограмм Использовать орфографические словари |
21-22 р/р | Обучающее сочинение-рассуждениеС2.2 Подготовка к ОГЭ | | Сочинение-рассуждение на материале предложенного для анализа текста | Создавать сочинение-рассуждение на материале предложенного для анализа текста |
Сложноподчиненные предложения (34часа+р/р -9;к/р-1) |
23-24 | Строение сложноподчинённых предложений. Главное и придаточное предложения | | Главная и придаточная части предложения. Союзы, союзные слова | Различать главные и придаточные части СПП, определяя их границы, (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять СБП синонимичными СПП и выявлять различия в их строении и значении; заменять СП простыми осложнёнными. Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров |
25-26 | Роль указательных слов в подчинении предложений; особенности присоединения придаточных предложений к главному | | Указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения | |
27-28 р/р | Стили речи. (обобщение изученного). Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы Аннотация | | Функциональные разновидности языкаНаучный стиль речи. Стиль художественной изобразительности. | Комплексный анализ текста |
29-30 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая в СПП с несколькими придаточными Контрольный словарный диктант №1 | | Однородное и последовательное подчинение Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Расставлять наки препинания в . |
31-33 | Виды придаточных предложений | | Подлежащные и сказуемные, придаточные | Определять виды придаточных предложений |
34-35 р/р | Портретный очерк | | Портрет | |
36 р/р | Сочинение-рассуждение по тезису С2-1 | | Сочинение-рассуждение на материале предложенного для анализа текста | Создавать сочинение-рассуждение на материале предложенного для анализа текста |
37 р/р | Анализ сочинения. Обучение редактированию | | Приёмы редактирования текста. Рецензирование (саморецензиро- вание, взаиморецензирование) | Применять приёмы редактирования текста.Рецензирование (саморецензирование, взаиморецензирование) |
38-41 | Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | | Союзы и союзные слова. Указательные слова. Роль сложноподчинённых предложений в речи | Различать главные и придаточные части СПП, определяя их границы, (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять СБП синонимичными СПП и выявлять различия в их строении и значении; заменять СП простыми осложнёнными. |
42-43 | Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными Средства связи придаточного предложения с главным | | Роль сложноподчиненных предложений в речи | Оценивать правильность построения спп разных видов.Наблюдать за особенностями употребления спп в текстах разных стилей и жанров. Использовать спп в качестве зачина. Устранять ошибки в построении спп. |
44-51 | Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | | Союзы и союзные слова. Указательные слова. Роль сложноподчинённых предложений в речи | Различать главные и придаточные части СПП, определяя их границы, (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять СБП синонимичными СПП и выявлять различия в их строении и значении; заменять СП простыми осложнёнными. |
52-56 | Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчинённые предложения» | | Теоретический материал по теме;разбор и решение тестов ОГЭ по теме; | Устранять ошибки в построении сложноподчинённых предложений |
57-58 | Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчинённые предложения» и его анализ | | Работа со справочниками и словарями. Разбор и решение тестов ОГЭ по теме | Устранять ошибки в построении сложноподчинённых предложений |
Бессоюзные сложные предложения (9+1час- рр-1) |
59 | Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. | | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП; основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
60 | Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Запятая в СБП | | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП; основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
61 | Точка с запятой в сложном бессоюзном предложении | | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП; основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
62-63 | Тире в сложном бессоюзном предложении | | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП; основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
64-65 | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении | | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП; основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
66 р/р | Обучающее сочинение-рассуждение С2.3 | | Композиция сочинения рассуждения. Речевые клише. | Строить сочинение -рассуждение |
67-68 | Обобщение и систематизация по теме «Сложное бессоюзное предложение" | | Анализ текста. Разбор и решение тестовых заданий ОГЭ | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. |
69-70 | Повторим орфографию | | Орфографические справочники и словари. Орфографический анализ слова. Разбор и решение тестовых заданий ОГЭ | Производить орфографический разбор слова. Использовать орфографические словари |
Сложные предложения с различными видами связи (9ч к/р-1, р/р-2) |
71-72 | Понятие о сложных предложениях с разными видами связи и пунктуация в них | | Типы сложных предложений с разными видамисвязи. Схемы предложений. Синтаксическая синонимия | Производить разбор СП с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними; заменять СП с разными видами связи более простыми конструкциями. |
73-74 | Сложные предложения с различными видами связи.Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. | | Типы сложных предложений с разными видамисвязи. Схемы предложений. Синтаксическая синонимия | Производить разбор СП с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними; заменять СП с разными видами связи более простыми конструкциями. |
75-76 р/р | Сжатое изложение с элементами сочинения. | | Работа с текстом. План, тезисный план Приёмы сжатия текста. Особенности сочинения-рассуждения | Подготовка к ОГЭ. Приёмы сжатия текста. Уметь строить текст-рассуждение Работа с текстом. План, тезисный план |
77 | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | | Типы сложных предложений с разными видамисвязи. Схемы предложений. Синтаксическая синонимия Разбор и решение тестовых заданий ОГЭ по теме | Производить разбор СП с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними; заменять СП с разными видами связи более простыми конструкциями. |
78-79 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | | | Анализировать ошибки.Использовать разные источники информации для анализа ошибок и их исправления |
Способы передачи чужой речи (7ч, р/р -2 ч ) |
80 | Способы передачи чужой речи. | | | Опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью; пользоваться различными способами цитирования. |
81-82 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | Прямая и косвенная речь. Цитирование. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью | Опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью; пользоваться различными способами цитирования. |
83-84 | Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | | Прямая и косвенная речь. Цитирование. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью | Опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью; пользоваться различными способами цитирования. |
85-86 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. | | Прямая и косвенная речь. Цитирование. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью | определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции. |
87-88 р/р | Сжатое изложение | | Приемы сжатия текста Сочинение-рассуждение. | |
Общие сведения о языке (3 ч) |
89 | Роль языка в жизни общества. | | Защита презентаций и докладов по теме Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык среди других славянских языков. | Готовить доклады на основе самостоятельного отбора ин формации. Обсуждать, рецен зировать доклады |
90-91 | Русский язык как развивающееся явление. | | Защита презентаций и докладов по теме | Готовить доклады на основе самостоятельного отбора информации. Обсуждать, рецензировать доклады |
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах ( 15ч-4 р/р -4) |
92 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах Контрольный словарный диктант №2 | | Правописание гласных в корнях и приставках.Разбор и решение тестовых заданий ОГЭ | Производить фонетический разбор Производить словообразовательный разбор, . Работать со словарями. Отбирать материал для презентаций |
93-96 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | | Морфология как раздел лингвистики. Текстообразующая роль частей речи морфологические признаки и синтаксическая роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка. | Выполнять морфологический разбор. Сопоставлять грамма тические омонимы. Анализи ровать тексты |
97 р/р | Систематизация и обобщение изученного по теме «Книжные стили речи» | | Язык художественной литературы Решение тестов ОГЭ | |
98-101 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ | | Подготовка к ОГЭ. Приёмы сжатия текста. Особенности сочинения-рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение Работа с текстом. План, тезисный план | Уметь строить текст-рассуждение Работа с текстом. План, тезисный план |
102 | Анализ итоговой работы | | Разбор и решение тестовых заданий ОГЭ | |