Приложение к рабочей программе
по предмету ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО __________Хуснутдинова Л.Д. протокол №____ от _____2021г. | Согласовано зам. директора по УВР _____________Миннибаева Р.М. протокол № ____от _______2021г. | Утверждаю Директор МАОУ гимназия № 1 ___________ Р.Р.Аюпов приказ № ____ от _______ 2021 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
модуль «Основы светской этики»
для 4б класса
Учебник: А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин ОРКСЭ модуль «Основы светской этики», 4 класс
Срок реализации – 2021 - 2022 учебный год
Составитель
Гаибова Луиза Талгатовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Календарно-тематическое планирование
Авторская программа по предмету рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МАОУ гимназия №1 на 2021 – 2022 учебный год на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Название раздела | Тема урока ЭКОР | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Знакомство с новым предметом 2часа | «Россия — наша Родина».ЭКОР. Моя республика- Башкортостан | 1 | | | |
2 | «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». ЭКОР. Знакомство с культурными ценностями башкир | 1 | | | |
3 | Знакомство с основами этики 2часа | Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике | 1 | | | |
4 | Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этикете. Мораль и нравственность | 1 | | | |
5 | Этические учения о добродетелях 4часа | Что такое добродетель.ЭКОР. Использование статей из местных журналов, газет. | 1 | | | |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях | 1 | | | |
7 | Нравственные качества. | 1 | | | |
8 | Терпение и терпимость | 1 | | | |
9 | Этика о нравственном выборе 6часов | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом | 1 | | | |
10 | Убеждения | 1 | | | |
11 | Нравственный выбор | 1 | | | |
12 | Совесть. Долг | 1 | | | |
13 | Ответственность | 1 | | | |
14 | Этика о воспитании самого себя. ЭКОР. Использование статей из местных журналов, газет. | 1 | | | |
15 | Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3часа | Справедливость | 1 | | | |
16 | Государство, основанное на справедливости | 1 | | | |
17 | Государство. Светская этика | 1 | | | |
18 | Нравственный закон человеческой жизни 4часа | Нравственный закон. Десять заповедей | 1 | | | |
19 | Заповеди любви | 1 | | | |
20 | Любовь-основа жизни. ЭКОР. Использование статей из местных журналов, газет. | 1 | | | |
21 | Прощение | 1 | | | |
22 | Этика об отношении людей друг к другу 5часов | Древнегреческие мыслители о дружбе | 1 | | | |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе | 1 | | | |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь | 1 | | | |
25 | Милосердие | 1 | | | |
26 | «Золотое правило нравственности». ЭКОР. Использование статей из местных журналов, газет. | 1 | | | |
27 | Как сегодня жить по нравственным законам 8 часов | Нравственные законы в современном мире | 1 | | | |
28 | Нравственные законы Альберта Швейцера | 1 | | | |
29 | Этическое увлечение Л.Н.Толстого | 1 | | | |
30 | Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра» | 1 | | | |
31 | Обобщение по теме « Милосердие». Итоговый тест. | 1 | | | |
32 | Обобщение по теме « Нравственные законы в современном мире» | 1 | | | |
33 | Обобщение по теме «Вечные вопросы человечества» | 1 | | | |
34 | Обобщение по теме «Как сегодня жить по нравственным законам». | 1 | | | |
Итоговый тест
1. Что такое этика?
а) Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми.
б) Это наука, которая изучает поступки и поведение людей.
в) Это наука, которая изучает правила хорошего поведения.
2. Кто был основателем этики?
а) Гегель;
б) Цицерон;
в) Аристотель.
3. Мораль – это …
а) культурные традиции;
б) верование людей;
в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
4. Синоним к слову «мораль».
а) нравственность;
б) обычаи;
в) привычки.
5. Какое поведение не соответствует моральным нормам?
а) вежливость;
б) ответственность;
в) грубость.
6. Добро – это…
а) поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми, способность утверждению гуманности;
б) обязанность, которую необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний;
в) поступки, которые мешают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
7. Что считается добрым поступком?
а) опоздать на интересную встречу
б) дать списать домашнее задание
в) помочь соседу по парте разобрать задачу
8 . Зло – это…
а) обязанность, которую необходимо выполнять независимо от твоих желаний.
б) противоположность добра
в) поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людей.
9. Чем может быть вознаграждён справедливый поступок?
а) удостоверением;
б) похвальной грамотой;
в) благодарностью людей.
10. При соблюдении какого правила, может быть настоящая дружба?
а) уважение друг друга;
б) друг обязан мне всем;
в) дружи только со мной.
11. Дружбы среди людей может быть:
а) при умении уступать друг другу;
б) при лжи и обмане;
в) при большом количестве денег.
12. Какими качествами обладает настоящий друг?
а) доброта;
б) лицемерие;
в) зависть;
13. Благодаря чему складываются нравственные отношения в семье?
а) любви её членов друг к другу;
б) большому семейному достатку;
в) поддержки государства
14. Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?
а) быть великодушным;
б
) простить;
в) извиниться.
15. На душе становится легче, когда тебя…
а) прощают;
б) наказывают;
в) унижают
16. Когда человек остаётся человеком?
а) пока заботится о себе;
б) пока заботится о других;
в) пока живёт.
Ключи.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Б | В | В | А | В | А | В | Б | В | А | А | А | А | В | А | Б |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 б. |
Для детей с ОВЗ
Итоговый тест
1. Что такое этика?
А) Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми.
Б) Это наука, которая изучает поступки и поведение людей.
2. Кто был основателем этики?
А) Гегель;
б) Цицерон;
в) Аристотель.
3. Мораль – это …
а) культурные традиции;
б) верование людей;
в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
4. Что считается добрым поступком?
А) опоздать на интересную встречу
б) дать списать домашнее задание
в) помочь соседу по парте разобрать задачу
5 . Зло – это…
а) обязанность, которую необходимо выполнять независимо от твоих желаний.
Б) противоположность добра
6. При соблюдении какого правила, может быть настоящая дружба?
А) уважение друг друга;
б) друг обязан мне всем;
в) дружи только со мной.
7. Какими качествами обладает настоящий друг?
А) доброта;
б) лицемерие;
в) зависть;
8. Благодаря чему складываются нравственные отношения в семье?
А) любви её членов друг к другу;
б) большому семейному достатку;
в) поддержки государства
9. На душе становится легче, когда тебя…
а) прощают;
б) наказывают;
в) унижают
10. Когда человек остаётся человеком?
А) пока заботится о себе;
б) пока заботится о других;
в) пока живёт.
Ключи.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | В | В | В | Б | А | А | А | А | Б |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 б |
Нормы оценки знаний, умений и навыков
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
Программный уровень — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Необязательный максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.
Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы.
Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.
Тесты
Зачет - ученик набрал 14 - 16 баллов (87 - 100%);
Зачет - ученик набрал 11 - 13 баллов (63 – 81%);
Зачет - ученик набрал 8 - 10 баллов (50 – 56%)
Незачет - ученик набрал 0 - 7 балла (менее 49%)
Для детей с ОВЗ
Тесты
Зачет - ученик набрал 9 - 10 баллов (87 - 100%);
Зачет - ученик набрал 7 - 8 баллов (63 – 81%);
Зачет - ученик набрал 5 - 6 баллов (50 – 56%)
Незачет - ученик набрал 0 - 4 балла (менее 49%)