СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 7 класс. Программа разработана для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе «Государственного стандарта общего образования по русскому языку», «Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы)», автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2012 года. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению



Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, каледарно - тематическое планирование; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию, личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VII классе – 136 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.





















Учебно-тематический план

№ п/п

Тема(раздел)

Кол-во часов.

Из них

Контрольный диктант

Сочинение

Изложение


Развитие речи

1.

Введение

1






2.

Повторение изученного в 6 классе

11

1

1



2

3.

Причастие

28

1

3

2


5

 4.

Деепричастие

9

1

1

-


1

5.

Наречие

28

3

4

1


4

6.

Категория состояния

5

-

1

1


2

7.

Самостоятельные служебные части речи

1






8.

Предлог

9

1

1

-


1

9.

Союз

13

1

2

-


2

10.

Частицы

17

1

3

-



3

11.

Междометие. Звукоподражательные слова

3

-

-

-



-

12.

Повторение изученного в 7 классе

11

1

1

-


2

 

Итого

136

10

17

4


22























Содержание учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ (9 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (108+20 ч)

Причастие (23 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 1 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (24 ч + 4 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3ч +2ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (8ч + 1ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (11ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (14 ч + 3 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (9 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.































Требования к уровню подготовки обучающихся.

1.Учащиеся должны знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого

общения;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей , языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров публицистического стиля (интервью, публицистическое выступление, статья), научного стиля (отзыв);

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

2. Учащиеся должны уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом;

  • аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных видов и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения комму4никативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.









































Используемая литература


Литература для учителя:

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. -222с.;

2. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2013. -230с.;

3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 2013. -335с.;

4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.: Лицей, 2012. -110с.;

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2013. -278с.;

6. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2014. – 32с.;

7. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе, 2013. - №4. – с.107-113;

8. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе», 2013. - №5. – с.111-116;

9. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе, 2013. -№6. –с. 107-111;


Литература для учащихся:

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2013. -383с.;

2.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение2013,. – 253с.;

3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 2012. -153с.;

4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 2013. 240с.;

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 2014. -300с.;

6.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 2013. -340с.;

7. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2013

Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2016-2017 учебный год (7 класс, базовый уровень).



№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся


знать

уметь


по плану

фактич.


Введение


1

1

Русский язык как развивающееся явление.

1



задания со свободным ответом Фронтальный опрос

повторения изученного материала.

Основные понятия

Понимать социальную сущность языка.



Повторение изученного в 6 классе








2

1

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1



задания со свободным ответом фронтальный опрос

повторения изученного материала.

Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

отличать:

- словосочетания от предложений,

- простые предложения от сложных,

-главные члены предложения от второстепенных


3

2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1



задания со свободным ответом фронтальный опрос

повторения изученного материала.

Понятия пунктуация. Пунктуационный разбор.

расставлять
знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях;
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять
схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструи­ровать словосочетания по предло­женным схемам, определять син­таксическую роль всех самостоя­тельных частей речи, различать и конструировать сложные предложе­ния, соблюдать правильную ин­тонацию в речи, объяснять пунктуа­цию предложений изученных конст­рукций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила


4

3

Лексика и фразеология

1



словарная работа;

работа с текстом;

морфемный разбор


повторения изученного материала.

Лексический со­став языка. Лек­сические нормы

разъяс­нять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться сло­варями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблю­дать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, исполь­зовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ ху­дожественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении


5

4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1



работа с таблицами;

распределительный диктант;

трениров. упражнения;

выборочный диктант

повторения изученного материала.

Звуки речи. Оцен­ку собственной и чужой речи с точ­ки зрения орфоэпических норм

соблюдать произноситель­ные нормы, проводить фонетиче­ский и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим сло­варем, обнаруживать орфоэпиче­ские ошибки в звучащей речи



6

5

Словообразование и орфография.

1



проверка домашнего задания;

работа с текстом;


Урок развития речи

Морфемы. Спосо­бы образования слов. Правописание морфем

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение сло­ва, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразо­вательный анализ и морфемные мо­дели слов, определять способы об­разования слов разных частей речи, анализировать словообразователь­ные гнезда на основе словообразо­вательного словаря и с помощью школьного этимологического слова­ря, комментировать изменения в морфемной структуре слова



7

6

Морфемный и словообразовательный разбор.

1



работа с текстом;

синтаксический разбор предложения;

работа с группами

Урок развития речи

общую характеристику само­стоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные мор­фологические признаки, уметь вы­полнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведе­ния синтаксического анализа пред­ложения

производить морфемный и словообразовательный разбор.


8

7

Вводный контрольный диктант.

1



устная работа по вопросам на с.12;

тренировочные упражнения;


урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


9

8

Морфология и орфография.

1



фронт. опрос

работа с упражнениями

объяснительный диктант

урок усвоения новых знаний

Правописание окончаний, суф­фиксов существи­тельных, прилага­тельных, глаголов, правописание кор­ней, правописание наречий

Владеть правильным способом при­менения изученных орфографиче­ских правил, учитывать значение, морфемное строение и граммати­ческую характеристику слова при выборе правильного написания, ар­гументировать тезис о системном характере русской орфографии



10

9

Морфологический разбор слова.

1



лекция учителя

работа с учебником

составление этикетного диалога

урок усвоения новых знаний

Принципы выделения: общее грамматическое значение, мор­фологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение ос­новных морфоло­гических норм рус­ского языка

Различать постоянные и непостоянные мор­фологические признаки, уметь вы­полнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведе­ния синтаксического анализа пред­ложения



11

10

Р. р. Текст

1



работа по вопросам;

работа с текстом

Урок усвоения новых знаний

Признаки текста. Средства связи предложе­ний в тексте. Сти­левые черты

Опре­делять стиль текста, аргументиро­вать свою точку зрения



12

11

Р. р. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые средства.

1



работа с учебником;

работы с текстом

Урок усвоения новых знаний

Средства связи предложе­ний в тексте. Сти­левые черты

Опре­делять стиль текста, аргументиро­вать свою точку зрения



Причастие






контрольный диктант;

-грамматическое задание

Урок усвоения новых знаний

13

1

Повторение изученного о глаголе в 5 - 6 классах.

1



работа над ошибками в диктанте;

выполнение заданий, подобных тем, которые были в грамматическом задании к диктанту.

Урок усвоения новых знаний

Морфологические признаки глагола. Правописание безударных лич­ных окончаний глагола

Выполнять морфо­логический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор



14

2

Причастие как часть речи.

1



словарная диктовка;

лексическая работа;

работа с текстом;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Причас­тие, его грамма­тические призна­ки. Признаки гла­гола и прилага­тельного в при­частии. Синтакси­ческая роль

Вопрос о причас­тии в системе час­тей речи. Причас­тие, его грамма­тические призна­ки.

Отличать причастие от прилага­тельного, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи. Отличать причастие от прилага­тельного, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи.





15

3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



беседа по теме урока;

работа с различными словарями и справочниками

Урок усвоения новых знаний

Склонение полных причастий и пра­вописание глас­ных в падежных окончаниях при­частий.

При сопоставлении делать выводы; определять условия выбо­ра гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объ­яснять орфограмму.


16

4

Р. р. Подготовка и написание сочинения - описания об охране леса

1



рассказ учителя о В.И.Дале;

написание изложения

урок развития речи

Описание : структуру текста, языковые особен­ности («портрет­ные» слова)

Опре­делять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенно­сти, использовать в своем тексте -прилагательные и причастия, сло­восочетания со значением качест­венного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описатель­ные обороты и др.


17

5

Понятие о причастном обороте.

1



синтаксическая разминка;

работа с учебником

тренировочные упражнения;

обобщения

Причастный обо­рот, выделение запятыми прича­стного оборота.

Устанавли­вать связь причастия с оп­ределяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запя­тыми; согласовывать причастия с оп­ределяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом


18

6

Выделение причастного оборота запятыми.

1



синтаксический разбор;

работа с текстом;

тренировочные упражнения


урок контроля и проверки знаний

Причастный обо­рот, выделение запятыми прича­стного оборота.

Устанавли­вать связь причастия с оп­ределяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запя­тыми; согласовывать причастия с оп­ределяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом


19

7

Выделение причастного оборота запятыми.

1



работа с учебником;

тренировочные упражнения

Повторительно-обобщающий урок

Причастный обо­рот, выделение запятыми прича­стного оборота.

Устанавли­вать связь причастия с оп­ределяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запя­тыми; согласовывать причастия с оп­ределяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом


20

8

Действительные и страдательные причастия

1



работа с учебником;

лексическая работа с текстом;

Повторительно-обобщающий

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

Определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупре­ждать ошибки в употреблении при­частий, правильно ставить знаки препинания


21

9

Краткие и полные страдательные причастия.

1



работа с учебником;

тренировочные упражнения;

урок развития речи

Основные признаки кратких и полных страдательных причастий, морфологические признаки, синтаксическую роль кратких при­частий и прилагательных.

Образование кратких форм причастия.

об­разовывать краткую форму, упот­реблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких стра­дательных причастиях, выразитель­но читать текст, определять его стиль



22

10

Действительные причастия настоящего времени.

1



работа с учебником;

работа со словарем;

трениров.упр.

урок усвоения новых знаний

Образование дей­ствительных при­частий настояще­го времени. Пра­вописание глас­ных в суффиксах действительных причастий на­стоящего времени

обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить


23

11

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1



работа с учебником;

работа со словарем;

комментированное письмо;

трениров. упражнения

Урок развития речи

Образование стра­дательных причас­тий настоящего времени. Правопи­сание гласных в суффиксах страда­тельных причастий настоящего вре­мени.

Определять спряжение глаго­ла, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопос­тавлять, анализировать, самостоя­тельно делать выводы; согласовы­вать причастие с определяемым словом; заменять сложное предло­жение простым с причастным обо­ротом


24

12

Действительные причастия прошедшего времени.

1



лексический диктант;

синтаксический разбор предложения;

работа с учебником;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Образование дей­ствительных при­частий прошед­шего времени. Орфоэпические нормы

обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, кон­струировать предложения с прича­стным оборотом, соблюдать орфо­эпические нормы при произноше­нии, проверять себя по словарю


25

13

Р. р. Подготовка и написание изложения с изменением лица

1



работа с учебником

беседа по тексту

работа со словарем

Урок усвоения новых знаний

Основные требования, предъявляемые к работе. Структуру изложения.

Адекватно понимать содержание художественного текста, восприни­мать его на слух, выделять основ­ную и дополнительную информа­цию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохра­нять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности



26

14

Страдательные причастия настоящего времени.

1



подбор материала;

составление плана;

написание сочинения

урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


27

15

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Контрольный словарный диктант

1



тренировочные упражнения для обобщения изученного

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


28

16

Страдательные причастия прошедшего времени.

1



устная работа с текстом; составление конспекта;

пунктуац. разбор предложений;

тренир. упражнения

синтаксическая разминка;

- объяснит. диктант

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


29

17

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1



работа с текстом;

работа с перфокартой;

объяснит. диктант;

самост. работа.

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


30

18

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



знакомство с текстом;

написание изложения.

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


31

19

Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1



объяснение нового материала;

тренировочные упражнения;

синтаксический разбор;

объяснительный диктант

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


32

20

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1



работа с перфокартой;

комментиров. письмо;

тренир. упр.

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


33

21

Р. р. Понятие об описании внешности человека. Подготовка и написание сочинения - описания внешности по фотографии.

1



синтаксический разбор предложений;

работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


34

22

Морфологический разбор причастия.

1



синтаксическая разминка;

словарно-орфогр. работа;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


35

23

Р. р. Подготовка и написание выборочного изложения текста с описанием внешности.


1



синтаксич. разминка;

грамматич. разборы;

орфограф. диктовка;

работа по учебнику;

-трениров. упр.

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


36

24

Контрольный диктант

1



работа с учебником;

объяснительный диктант;

морфологический разбор имени существительного

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки. знания, умения и навыки.


37

25

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1



синтаксич. разминка;

словарная работа по написанию корней с чередованием;

работа с учебником;

составление таблицы;

- трениров. упр.

Урок закрепления изученного

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


38

26

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольный словарный диктант.

1



работа с синонимами;

орфограф. диктовка;

самост.работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


39

27

Повторение изученного по теме "Причастие".

1



словарный диктант;

фронтальный опрос;

объяснение нового материала

выборочный диктант;

тренировочные упражнения

урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


40

28

Р. р. Подготовка и написание сочинения - описания внешности по личным впечатлениям.

1



контрольн. слов. диктант;

комментиров. письмо;

работа с перфокартой;

проверочная работа

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Деепричастие






словарн.работа;

беседа по вопросам;

зрительный диктант;

работа по карточкам.

Повторительно-обобщающий

41

1

Деепричастие как часть речи.

1



устная синтаксическая разминка;

работа по теме урока;

трениров. упражнения

Повторительно-обобщающий

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


42

2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



работа с учебником;

составление таблицы по теме;

словарная работа;

трениров. упр.;

распределит. диктант;

комментир.письмо

урок контроля и проверки знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


43

3

Запятые при деепричастном обороте.

1



тренир.упр.;

работа со словарем;

словарная работа;

Урок коррекции знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


44

4

Раздельное написание не с деепричастиями.

1



словаро-орфогр. диктант

работа с текстом;

тренир.упр.

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


45

5

Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида.

1



предупр. диктант;

словарная работа;

выборочный диктант;

самостоят. работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


46

6

Р.р. Подготовка и написание сочинения по картине С. Григорьева "Вратарь".

1



работа с учебником

лексическая разминка;

объяснительный диктант;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


47

7

Морфологический разбор деепричастия. Контрольный словарный диктант.

1



синтаксический разбор предложения;

фронтальный опрос

орфографическая диктовка;

объяснение нового материала;

- тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


48

8

Повторение по теме "Деепричастие".

1



синтаксический разбор сложного предложения;

выборочный диктант;

выполнение разборов

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


49

9

Контрольный диктант по теме "Деепричастие".

1



составление сложного плана сочинения;

работа над сочинением

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Наречие






словарно-орфограф. работа;

комментир. письмо;

работа с перфокартой;

предупредит. диктант


50

1

Наречие как часть речи.

1



фронтальный опрос;

контр. словарный диктант;

объясн.диктант

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


51

2

Употребление наречий в речи.

1



синтакс. разбор предлож.;

проверочн. диктант;

морфемн. и словообраз. разбор

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


52

3

Смысловые группы наречий.

1



контрольный диктант;

грамматическое задание

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


53

4

P.p. Подготовка и написание сочинения в форме дневниковых записей

по картине И. Попова "Первый снег"

1

11.01

11.01

работа над ошибками в диктанте;

выполнение заданий, подобных тем, которые были в грамматическом задании к диктанту.

урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


54

5

Степень сравнения наречий. Контрольный словарный диктант.

1



работа с учебником

орфографическая диктовка;

трениров. упражнения

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


55

6

Морфологический разбор наречия.

1



работа с учебником

анализ текстов

работа над сочинением

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


56

7

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1



синтаксический разбор сложного предложения;

работа с учебником;

составление таблицы;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.умения и навыки.


57

8

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

1



работа с перфокартой;

комментированное письмо;

самост. работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


58

9

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

1



синтаксич. разминка;

орфограф. диктовка;

работа с учебником;

составление схемы о разрядах прилагательных;

- трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


59

10

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

1



синтаксический разбор предложения;

работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


60

11

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Контрольный словарный диктант.

1



орфографическая диктовка;

работа с учебником;

выборочный диктант;

тренировочные упражнения

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


61

12

Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е.

1



выборочный диктант;

работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


62

13

Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е.


1



синтаксич. разбор;

орфограф. диктовка; составление таблицы по теме урока;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


63

14

P.p. Описание действий. Сочинение-репортаж (интервью) о труде

1



предупр. диктант

словарно-орфограф. работа

самост.работа

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


64

15

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1



синтаксический разбор предложения;

орфографическая диктовка;

работа по теме урока;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


65

16

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1



рассматривание репродукции картины;

устное рисование;

написание сочинение по картине.

Урок закрепления изученного

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


66

17

Буквы О и А на конце наречий.

1



словарно-орфограф. работа;

работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


67

18

Буквы О и А на конце наречий.

1



тренир.упр.

выборочн.диктант

диктант: «Проверь себя»

Урок закрепления изученного

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


68

19

P.p. Подготовка к домашнему сочинению по картине Е.Н.Широкова "Друзья".

1



объясн. диктант

тренир.упр.

работа с перфокартой

самост.работа

урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


69

20

Дефис между частями слова в наречиях .

1



орфоэпический диктант;

работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок закрепления изученного

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


70

21

Дефис между частями слова в наречиях .

1



орфограф. диктовка по правописанию н и нн в прилагательных;

объяснение нового материала и составл.таблицы;

- трениров. упражнения;

- объяснительный диктант

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


71

22

P.p. Подробное изложение с элементами сочинения

1



работа по карточкам;

распределит. диктант;

объяснит. диктант;

трениров. упражнения

урок контроля и проверки знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


72

23

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.

1



диктант; граммат..задание

Урок повторения и систематизации изученного

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


73

24

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.

1



работа над ошибками

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


74

25

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1



работа с текстом для изучения нового материала;

работа с учебником

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


75

26

Повторение по теме "Наречие".

1



фронтальный опрос;

комментир. письмо;

выборочный диктант;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


76

27

Повторение по теме "Наречие".

1



объяснение нового материала;

работа по таблице;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


77

28

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1



словарная диктовка;

работа с теорией учебника;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Категория состояния






орфографическая диктовка;

работа с учебником;

работа по таблице

объяснит. диктант;

трениров. упражнения


78

1

Категория состояния как часть речи.

1



работа по повторению типов текста и стилей речи

составление плана и написание выборочного изложения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


79

2

Морфологический разбор слов категории состояния

1



фронт. опрос по теме «Имя числительное»;

объяснение нового материала; объяснит. диктант;

комментир. письмо;

- трениров.упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


80

3

P.p. Подготовка и написание выборочного изложения с описанием состояния природы

1



тренир. упр.;

комментир.письмо;

синтакс.разбор предлож.;

контр.сл. диктант

Урок усвоения новых знаний.урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


81

4

Повторение по теме "Категория состояния".

1



словарно-орфогр. работа;

работа по карточкам;

объяснит. диктант;

склонение числительных

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


82

5

Р. р. Подготовка и написание сочинения на лингвистическую тему

1



синт. разбор предл.

тренир.упр.

слов.-орф. работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


83

1

Предлог как часть речи.

1



знакомство с планом морфологического разбора имени числительного;

синтаксический разбор предложения;

предупредительный диктант;

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


84

2

Употребление предлогов.

1



обобщение изученного посредством выполнения обобщающих заданий;

диктант «Проверь себя»

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


85

3

Непроизводные и производные предлоги.

1



словарно-орфограф. работа;

комментир. письмо;

самост.работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


86

4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1



словарно-орфограф. работа;

комментир. письмо;

самост.работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


87

5

Р.р. Подготовка и написание сочинения по картине

А. В. Сайкиной "Детская спортивная школа" (сочинение –репортаж)

1



словарно-орфограф. работа;

комментир. письмо;

самост.работа

Урок усвоения новых знаний.Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


88

6

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1



словарно-орфограф. работа;

комментир. письмо;

самост.работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


89

7

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Контрольный словарный диктант.

1



составление конспекта по теме;

синтаксическая разминка;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


90

8

Повторение по теме «Предлог»

1



работа с учебником;

выборочный диктант;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


91

9

Контрольный диктант по теме "Предлог".

1



словарно-орф. работа

объяснит. Диктант;

работа с текстом

Контрольный урок

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Союз






синтаксический разбор предложения;

объяснит. диктант;

работа по теме урока ;

трениров. упражнения


92

1

Союз как часть речи.

1

23.03

23.03

составление плана

сбор материала для сочинения


Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


93

2

Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.

1



работа с учебником;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


94

3

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1



объяснение нового материала;

объяснит. диктант;

разбор сложных предложений;

трениров. упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


95

4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1



орфографическая диктовка;

морфемный анализ слов;

работа с учебником;

тренировочные упражнения;

объяснительный диктант

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


96

5

Сочинительные союзы.

1



орфографическая диктовка;

работа учебником; устный опрос по новому материалу;

объяснительный диктант; предупредительный диктант;

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


97

6

Р. р. Подготовка и написание сочинения " Я сижу на берегу"

1



фрот.опрос

предупр. диктант

самост.работа

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


98

7

Подчинительные союзы.

1



орфографическая диктовка (корни с чередованием);

работа с учебником;

грамматические разборы;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


99

8

Морфологический разбор союза.

1



синт.разбор. предл.

предупр. диктант

комментир. письмо

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


100

9

Р. р. Подготовка и написание сочинения "Книга - наш друг и советчик"

1



работа по определению жанровых особенностей рассуждения

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


101

10

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1



синтаксический разбор предложения;

работа по теории;

объяснительный диктант;

тренировочные упражнения

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


102

11

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Контрольный словарный диктант

1



тренир.упр.

сочинение-миниатюра

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


103

12

Контрольный диктант по теме "Союз".

1



выборочный диктант;

работа по теме урока;

тренировочные упражнения;

синтаксический разбор сложного предложения

Контрольный урок

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


104

13

Повторение по теме "Союз".

1



работа с перфокартой

обяснит. диктант

самост. работа

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Частицы






составление плана и сбор материала для сочинения





105

1

Частица как часть речи

1



орфографическая диктовка;

работа с текстом;

работа по теме урока;

тренировочные упражнения

работа с учебником словарная диктовка по теме урока;

предупредит. диктант

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


106

2

Разряды частицы. Формообразующие частицы.

1



фронт. опрос;

словарно-орфограф. диктовка;

самостоят. работа

работа с перфокартой;

тренир. упражн.; предупр. диктант

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


107

3

Смысловые частицы (вопросительные, восклицательные и другие)

1



диктант

граммат. задание

заполнение таблицы

объяснение нового материала

трениров. упражнения; выборочный диктант

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


108

4

Усилительные частицы.

1



анализ диктанта

работа над ошибками

тренир.упр.;

лингвист. разбор;

провероч. работа

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


109

5

P.p. Подготовка и написание сочинения "Как мне стать чемпионом школы по..."

1



Фронтальный контроль

орфографическая и лексическая работа по подготовке к сочинению

составление плана и написание творческой работы

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


110

6

Раздельное и дефисное написание частиц.

1



Фронтальный контроль

работа по контрольным вопросам;

тренировочные упражнения;

грамматические разборы

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


111

7

P.p. Подготовка и написание сочинения по картине К.Ф. Юона "Конец зимы.

Полдень "

1



Фронтальный контроль

фронтальный опрос

работа с перфокартой

объяснит. диктант

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


112

8

Морфологический разбор частицы.

1



Фронтальный контроль

контрольный диктант;

грамматическое задание

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


113

9

Отрицательные частицы.

1



Фронтальный контроль

анализ контрольной работы;

работа над ошибками

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


114

10

Отрицательные частицы. Контрольный словарный диктант

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


115

11

Различение на письме частицы не и приставки не-

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


116

12

Различение на письме частицы не и приставки не-

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


117

13

P.p. Подготовка к домашнему сочинению -рассказу по данному сюжету

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


118

14

Различение на письме частицы ни, приставки ни -, союза ни-ни .

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


119

15

Различение на письме частицы ни, приставки ни -, союза ни-ни .

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


120

16

Повторение по теме "Союз".

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Комбинированный

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


121

17

Контрольный диктант по теме "Союз".

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Междометие. Звукоподражательные слова







Урок усвоения новых знаний

122

1

Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


123

2

Дефис в междометиях

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


124

3

Знаки препинания при междометиях.


1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


Повторение изученного в 7 классе







Повторительно-обобщающий урок

125

1

Разделы науки о русском языке.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


126

2

P.p. Текст. Стили речи

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок развития речи

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


127

3

P.p. Контрольное сочинение за учебный год

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


128

4

Фонетика. Графика

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


129

5

Лексика и фразеология

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


130

6

Морфемика. Словообразование

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


131

7

Морфология.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


132

8

Орфография.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Повторительно-обобщающие уроки знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


133

9

Синтаксис.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

урок контроля и проверки знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


134

10

Пунктуация.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


135

11

Итоговый контрольный диктант за год.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.


136

12

Анализ диктанта. Повторение и обобщение.

1



работа с текстом по подготовке к новой теме;

объяснение нового материала;

распределит.диктан

Урок усвоения новых знаний

Основные правила русского языка.

использовать полученные во время обучения знания, умения и навыки.