Муниципальное общеобразовательное учреждение-Гимназия №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии:
_____________ Т.Г.Павлюченко
Приказ от « __ » ___________ 2017 г.
№ ___________
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Моя читалия»
Класс: 4 В
Количество часов: 33 ч.
Учитель: Аллахвердиева В. И.
г. Клин
2017-2018 учебный
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Моя Читалия » составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Курс введен в часть учебного плана, формируемого учебным учреждением в рамках общекультурного направления.
Реализация программы внеурочной деятельности « Моя Читалия » рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Цели курса:
расширить литературно- образовательное пространство младшего школьника;
формировать навыки библиотечного пользователя;
приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям личностных, коммуникативных и регулятивных учебных умений.
.
Место предмета в учебном плане
Предмет: «Моя Читалия»
Класс: 4
Всего количество часов на изучение программы: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Организация учебный занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм викторины, круглые столы, интеллектуальные игры, смотр знаний и другое.
Личностные и метапредметные результаты изучения курса
Личностные результаты:
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Метапредметные результаты:
Регулятивные :
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
- умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку
зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя Читалия»
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,«Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Универсальные учебные действия:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон-
курсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Дата/план | Дата/факт |
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | | |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | | |
3 | Библия. Библейские предания. | | |
4 | Творческая работа: история книги. | | |
5 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | | |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | | |
7 | Русь великая в произведениях фольклора. | | |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | | |
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | | |
10 | Мифологические герои. | | |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | | |
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | | |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | | |
14 | Библиографический справочник: справки о писателях- сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | | |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | | |
16 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | | |
17 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | | |
18 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | | |
19 | Дети — герои книг писателей XIX века. | | |
20 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине - Сибиряке, А. Куприне и др. | | |
21 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | | |
22 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | | |
23 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | | |
24 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | | |
25 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.Структура книги. | | |
26 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | | |
27 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | | |
28 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | | |
29 | Встреча с корреспондентом местной газеты. | | |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге. | | |
31 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | | |
32 | Детские газеты и журналы. | | |
33 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации | | |
Использованная литература
1. Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
2. Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
3. И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
4. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
5. Саволайнен, Х.М. Пробуждать у детей интерес к чтению [Текст]: пособие для учителя / Х.М. Саволайнен. – М.: Вака, 2004.
6. Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст [Текст]: Пособие для учителя / О.В. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
Интернет ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей начальных классов Зам. директора по УВР
Протокол заседания ___________ О.С. Комарова
От «____»________2017 г.
№ _____