№ ур | Тема урока | Планируемы результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Домашнее задание | Дата |
| | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия (УДД) | | | |
1 | Древние образы в народном искусстве. | История славянской орнаментальной символики. Условно-символический характер народного декоративного искусства Правила безопасности на занятиях | Личностные: освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей. Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Фронтальная работа – рассматривание иллюстративного материала. Индивидуальная работа – изображение традиционных образов в народном искусстве | Подобрать иллюстратив-ный материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб. | |
2 | Декор русской избы. | Изба традиционное русское жилище, единство ее конструкции и декора. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | Личностные: проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания иллюстративного материала; анализировать выполнение работы. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа – украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами. | Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера. | |
3 | Внутренний мир русской избы. | Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. Взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: соблюдать нормы коллективного общения. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа – обобщенное изображение крестьянского интерьера. | Иллюстрации с изображением русских прялок, посуды | |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | Декоративная композиция, выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Личностные: освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа – выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). | Подготовить презентациюо народном костюме | |
5 | Украшение предметов быта. | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | Символическое значение полотенца, мотивы орнамента на нем. Графические материалы и образная символика (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять образы и мотивы в вышивке у разных народов; находить в них черты национального разнообразия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Фронтальная работа – рассматривание репродукций. Работа в парах – создание декоративных изображений в нескольких вариантах, используя условный язык народной вышивки | Фотографии народных костюмов | |
7 | Народный праздничный костюм | Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России. Символика цвета и орнаментальные мотивы, целостность художественного образа | Личностные: проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа – выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Фотографии, иллюстрации с изображением народных праздников | |
8 | Народный праздничный костюм | |
9 | Народные праздничные обряды | Познакомить учащихся с народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков | Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Коллективная работа – создание коллажа с использованием иллюстраций из журналов, фотографии | Подбор материала о глиняной народной игрушки | |
№ ур. | Тема урока | Планируемы результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Домашнее задание | Дата |
| | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия (УДД) | | | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художестве иным промыслам. Народные промыслы: каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика. | Личностные: становление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Взгляд на мир через призму искусства. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа – выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. | Найти в Интернете познавательный материал об истории их возникновения оятской керамики. | |
11 | Оятская керамика | Ознакомление с произведениями и историей развития оятской росписи, с особенностями рисунка. Краткие сведения из истории промысла. Понятия керамика и гончар. Своеобразие оятской росписи. Основные элементы росписи. Возрождение промысла. | Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение работать с текстом – выделять главное; размышлять, рассуждать об особенностях, символах оятской керамики. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа – выполнение эскиза керамической посуды по мотивам Ояти. | Вспомнить какими древними знаками-символами ДПИ рассказывает о мире | |
12 | Мезенская роспись | Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность | Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: размышлять, рассуждать об особенностях, символах мезенской росписи. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа – выполнение фрагмента мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки. | Подобрать фотографии с изображением городецкой росписи | |
13 | Городецкая роспись | Искусство городецкой росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий | Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из источника. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю; устанавливать рабочие отношения в паре, эффективно сотрудничать. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа-выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. | Иллюстративный материал гжельской посуды необычной формы | |
14 | Городецкая роспись | |
15 | Искусство Гжели | Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи. | Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: размышлять, рассуждают об особенностях гжельской росписи; обеспечение обмена знаниями. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; умения вести диалог, обсуждать вопросы, достигая взаимопонимания со сверстниками. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа - кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка. Роспись посудной формы под Гжель. | Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Виды росписи» | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Закрепить знания о художественных промыслах. | Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-защита сообщений на тему «Виды росписи» | Иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта | |
№ ур. | Тема урока | Планируемы результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Домашнее Задание | |
| | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия (УДД) | | | |
17 | Зачем людям украшения. | Сформировать представление о символике украшений и одежды эпохи Древнего Египта | Личностные: уважительное отношение к культуре; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа-выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона | Иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта | |
18 | Декор и положение человека в обществе. | Роль декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного ис-кусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. . | Личностные: уважительное отношение к культуре; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителя; планируют деятельность в учебной ситуации. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа-выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта | Иллюстрации с изображением костюмов, орнаментов эпохи Древней Греции | |
19 | Одежда говорит о человеке. | Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции, Средневековья. Туника, амфора, керамика и т.п. Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Костюмы эпохи Средневековья. | Личностные: проявление интереса к изучению нового материала; формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Коллективная работа- выполнение греческого костюма с использованием куклы-шаблона. Украшение вазы древнегреческой росписью. Создание декоративного панно по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» | Подобрать иллюстрации изображением средневекового бала Поиск информации по теме | |
20 | Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи Древней Греции. | |
21 | Одежда говорит о человеке. Греческая керамика. | |
22 | Одежда говорит о человеке. «Бал в интерьере дворца» | |
23 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | Основные части классического герба, эмблем, символическое значение цвета и формы в них. Ремесленник, рыцарь, геральдика, герб, эмблема, щит. | Личностные: проявление интереса к изучению нового материала; формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Индивидуальная работа- выполнение герба своей семьи. Выполнение значков для школьных кабинетов. | Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города | |
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | |
25 | Эмблемы для школьных кабинетов. | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение | Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества; проявление интереса к изучению нового материала. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Групповая работа - решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. | Подобрать изображения художественных изделий со-временного декоративно- прикладного искусства | |
№ ур. | Тема урока | Планируемы результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Домашнее задание | |
| | Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия (УДД) | | | |
27 | Современное выставочное искусство. | Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества(художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). | Личностные: готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного. | Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда. Коллективная работа - ориентация на проектную деятельность: выбор места и темы для оформления интерьера школы; разработка эскизов коллективных панно для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок | Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства | |
28 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | Роль и возможности человека в преображении окружающего мира. Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале. | Личностные: адекватная самооценка работы; навыки сотрудничества Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Фронтальная работа – беседа. Коллективная работа - создание коллективного панно для украшения интерьера школы | Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных материалов. Иллюстрации с изображением кукол народов разных стран | |
29 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале. | |
30 | Ты сам – мастер. Коллективное панно. | |
31 | Ты сам – мастер. Кукла-берегиня. | Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов | Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-изготовление тряпичной куклы | Иллюстрации с изображением ваз разных стран | |
32 | Ты сам – мастер. Декоративная ваза. | Освоить приемы построения сложных абстрактных и тематических композиции при оформлении декоративной вазы | Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа - изготовление декоративной вазы для украшения интерьера | Подготовиться к игре-викторине, подготовить презентацию творческой работы. | |
33 | Ты сам – мастер. Декоративная ваза. | |
34 | Современное выставочное искусство | Урок-обобщение с презентацией работ года. | Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Фронтальная работа – беседа, Групповая работа - решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. | | |