СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство». 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» 

 5  класс  по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

1 час в неделю -  34 часа  в год.

Просмотр содержимого документа
«Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство». 5 класс»

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»

5 класс по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

1 час в неделю - 34 часа в год.

Первая учебная четверть «Древние корни народного искусства» - 9 часов



ур


Тема урока


Планируемы результаты обучения



Виды деятельности учащихся, форма работы


Домашнее

задание


Дата



Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УДД)




1

Древние образы в народном искусстве.


История славянской орнаментальной символики. Условно-символический характер народного декоративного искусства

Правила безопасности на занятиях

Личностные: освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.

Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


Фронтальная работа – рассматривание иллюстративного материала.

Индивидуальная работа – изображение традиционных образов в народном искусстве

Подобрать иллюстратив-ный материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.


2

Декор русской избы.

Изба традиционное русское жилище, единство ее конструкции и декора. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).

Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая

Личностные: проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания иллюстративного материала; анализировать выполнение работы.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.



Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами.

Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.


3

Внутренний мир русской избы.

Устройство и симво­лика внутреннего пространства крестьянского жилища. Взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: соблюдать нормы коллективного общения.


Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа – обобщенное изображение крестьянского интерьера.

Иллюстрации с изображением русских прялок, посуды


4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.


Декоративная композиция, выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Личностные: освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа – выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда).

Подготовить презентациюо народном костюме


5

Украшение предметов быта.


6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Символическое значение полотенца, мотивы орнамента на нем. Графические материалы и образная символика (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять образы и мотивы в вышивке у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Фронтальная работа – рассматривание репродукций.

Работа в парах – создание декоративных изображений в нескольких вариантах, используя условный язык народной вышивки

Фотографии народных костюмов



7

Народный празд­ничный костюм

Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России. Символика цвета и орнаментальные мотивы, целостность художественного образа

Личностные: проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа – выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Фотографии, иллюстрации с изображением народных праздников


8

Народный празд­ничный костюм


9

Народные праздничные обряды

Познакомить учащихся с народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков

Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Коллективная работа – создание коллажа с использованием иллюстраций из журналов, фотографии

Подбор материала о глиняной народной игрушки



Вторая учебная четверть «Связь времен в народном искусстве» – 7 часов

ур.


Тема урока


Планируемы результаты обучения


Виды деятельности учащихся, форма работы



Домашнее

задание


Дата



Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УДД)




10

Древние образы в современных народных игрушках.

Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художестве иным промыслам.

Народные промыслы: каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика.


Личностные: становление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Взгляд на мир через призму искусства.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа – выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

Найти в Интернете познавательный материал об истории их возникновения оятской керамики.


11


Оятская керамика


Ознакомление с произведениями и историей развития оятской росписи, с особенностями рисунка.

Краткие сведения из истории промысла. Понятия керамика и гончар.

Своеобразие оятской росписи.

Основные элементы росписи.

Возрождение промысла.


Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение работать с текстом – выделять главное; размышлять, рассуждать об особенностях, символах оятской керамики.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа – выполнение эскиза керамической посуды по мотивам Ояти.

Вспомнить какими древними знаками-символами ДПИ рассказывает о мире



12

Мезенская роспись

Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: размышлять, рассуждать об особенностях, символах мезенской росписи.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа – выполнение фрагмента мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки.

Подобрать фотографии с изображением городецкой росписи


13

Городецкая роспись

Искусство городецкой росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из источника. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю; устанавливать рабочие отношения в паре, эффективно сотрудничать.

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа-выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.

Иллюстра­тивный материал гжельской посуды необычной формы


14



Городецкая роспись


15

Искусство Гжели

Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи.


Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: размышлять, рассуждают об особенностях гжельской росписи; обеспечение обмена знаниями.

Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия;

умения вести диалог, обсуждать вопросы, достигая взаимопонимания со сверстниками.


Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа - кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Роспись посудной формы под Гжель.

Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Виды росписи»


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Закрепить знания о художественных промыслах.


Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-защита сообщений на тему «Виды росписи»

Иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта


Третья учебная четверть «Декор – человек, общество, время» – 10 часов


ур.


Тема урока


Планируемы результаты обучения


Виды деятельности учащихся, форма работы


Домашнее

Задание





Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УДД)




17

Зачем людям украшения.

Сформировать представление о символике украшений и одежды эпохи Древнего Египта

Личностные: уважительное отношение к культуре; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа-выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона

Иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта


18

Декор и положение человека в обществе.

Роль декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного ис-кусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

.

Личностные: уважительное отношение к культуре; уважение к личности, доброжелательные отношения к окружающим.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителя; планируют деятельность в учебной ситуации.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа-выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта

Иллюстрации с изображением костюмов, орнаментов эпохи Древней Греции






19

Одежда говорит о человеке.


Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции, Средневековья. Туника, амфора, керамика и т.п.

Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.

Личностные: проявление интереса к изучению нового материала; формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли.


Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Коллективная работа- выполнение греческого костюма с использованием куклы-шаблона.

Украшение вазы древнегреческой росписью.

Создание декоративного панно по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»

Подобрать иллюстрации изображением средневекового бала

Поиск информации по теме




20

Одежда говорит о человеке.

Костюм эпохи Древней Греции.


21

Одежда говорит о человеке.

Греческая керамика.


22

Одежда говорит о человеке.

«Бал в интерьере дворца»


23

О чем рассказывают гербы и эмблемы.


Основные части классического герба, эмблем, символическое значение цвета и формы в них. Ремесленник, рыцарь, геральдика, герб, эмблема, щит.

Личностные: проявление интереса к изучению нового материала; формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Индивидуальная работа- выполнение герба своей семьи.

Выполнение значков для школьных кабинетов.

Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города


24

О чем рассказывают гербы и эмблемы.



25

Эмблемы для школьных кабинетов.


26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества; проявление интереса к изучению нового материала.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Групповая работа - решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах.

Подобрать изображения художественных изделий со-временного декоративно- прикладного искусства


Четвертая учебная четверть «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов


ур.


Тема урока


Планируемы результаты обучения

Виды деятельности учащихся, форма работы


Домашнее

задание




Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УДД)




27

Современное выставочное искусство.

Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества(художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ).

Личностные: готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

Фронтальная и групповая работа – беседа, анализ визуального ряда.

Коллективная работа -

ориентация на проектную деятельность: выбор места и темы для оформления интерьера школы;

разработка эскизов коллективных панно для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок

Подобрать изобра­жения художест­венных изделий со­временного декоративно- прикладного искусства


28

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.

Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале.

Личностные: адекватная самооценка работы;

навыки сотрудничества

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная работа – беседа.

Коллективная работа - создание коллективного панно для украшения интерьера школы

Подобрать изобра­жения декоратив­ных игрушек, вы­полненных из раз­личных материалов.


Иллюстрации с изображением кукол народов разных стран


29

Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале.


30

Ты сам – мастер. Коллективное панно.


31

Ты сам – мастер. Кукла-берегиня.


Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов


Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-изготовление тряпичной куклы

Иллюстрации с изображением ваз разных стран


32

Ты сам – мастер. Декоративная ваза.

Освоить приемы построения сложных абстрактных и тематических композиции при оформлении декоративной вазы


Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа - изготовление декоративной вазы для украшения интерьера

Подготовиться к игре-викторине, подготовить презентацию творческой работы.


33

Ты сам – мастер. Декоративная ваза.


34

Современное выставочное искусство

Урок-обобщение с презентацией работ года.

Личностные: Самооценка работы. Навыки сотрудничества

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная работа – беседа,

Групповая работа - решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах.





4