- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
- учебного плана лицея, утверждённого приказом № 186-од от 29 августа 2019 г.
Предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература»
Учебный план МБОУ «Лицей имени В. В. Карпова» отводит на уроки родной литературы в 8 классе 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения |
План 8а 8б 8в 8г,д | Факт 8а 8б 8в 8г,д |
|
1 | А. Никитин «Хождение за три моря» как памятник древнерусской литературы | Участвуют в коллективном диалоге, выполняют поисковые или проблемные задания в малых группах. Выявляют связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом. | 4/09 | |
2 | Художественное своеобразие путевых записок (жанр хождения) тверского купца Афанасия Никитина | Отвечают на вопросы; выступают с сообщениями о жанрах устного народного творчества (хождение), сопоставляют с другими памятниками древнерусской литературы | 11.09 5/09 | |
А.С. Пушкин. Поэзия пушкинской поры 4 ч. |
3 | Духа гуманности в повести А.С. Пушкина «Выстрел» | Беседа на тему «Что такое гуманность? Ее проявления», читают повесть, составляют вопросы по прочитанным эпизодам, отвечают на них | 18/09 | |
4 | Вера в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды в повести А.С. Пушкина «Выстрел» | отвечают на вопросы, пересказывают эпизоды; комментируют художественное произведение; | 25/09 | |
5 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по повести А.С. Пушкина «Выстрел» | определяют тему, основную мысль сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план к сочинению | 3/10 | |
6 | Оценка поэтического вклада. Е. Баратынский «Мой дар убог» Тема высокого предназначения поэта. «Болящий дух» | выразительно читают стихотворение; анализируют художественные средства (тропов) | 10/10 | |
Литературные сказки XIX–XX вв. 4 ч. | |
7 | Е. Шварц. Краткий рассказ о писателе и его времени. | Выступают с сообщениями о писателе и о времени, отвечают на вопросы; | 17/10 | |
8 | Е. Шварц «Обыкновенное чудо» сказка для взрослых | Читают отрывки, отвечают на вопросы, пересказывают понравившиеся действия | 24/10 | |
9 | Е. Шварц «Обыкновенное чудо» История о всепобеждающей силе любви | инсценируют последнее явление; осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментируют и анализируют текст пьесы | 31/10 | |
10 | Урок развития речи. Р.Р. Сочинение по сказке Е. Шварца «Обыкновенное чудо» | определяют тему, основную мысль сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план к сочинению | 13/11 | |
Проза второй половины XIX в. 1 ч. |
11 | А. К.Толстой - свидетель странного случая. «Волчий приемыш» | отвечают на вопросы, пересказывают сюжет; составляют устное словесное рисование портретов | 20/11 | |
Проза конца XIX – начала XX вв. 2 ч. |
12 | А. Куприн «Листригоны» Отрывки очерков о балаклавских рыбаках-листригонах | Читают отрывки очерков о балаклавских рыбаках-листригонах, слоарная работа с незнакомыми словами, отвечают на вопросы, пересказывают текст; ведут самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; | 27/11 | |
13 | Атмосфера крымского городка в отрывках очерков А. Куприн «Листригоны» | Участвуют в беседе об атмосфера крымского городка в отрывках очерков | 4/12 | |
Поэзия конца XIX – начала XX вв. 2 ч. |
14 | Целостная концепция бытия, ставшая основой мировосприятия Анненского. И. Анненский «Дети», «Перед закатом», «Только мыслей и слов» | читают стихотворения; отвечают на вопросы; выступают с сообщениями о поэте, устанавливают ассоциативные связи с произведениями музыки; анализируют текст | 11/12 | |
15 | Глубинная ритмика природы и жизни. А. Белый «Из окон вагона» «Тройка», «Родине». | глубинная ритмика природы и жизни в сравнении, анализируют текст, учат наизусть один стих на выбор | 18/12 | |
Поэзия конца 20-50-х г. XX вв. 2 ч. |
16. | Стихотворение "Атомная сказка" – своеобразная визитная карточка поэзии Юрия Кузнецова | Выступают с сообщениями о поэте, отвечают на вопросы, читают с выразительно стихотворение, | 25/12 | |
17 | Жизнь лирического героя как великая служба. Б. Пастернак «Когда разгуляется» | Выступают с сообщениями о писателе, отвечают на вопросы, читают стихотворения; отвечают на вопросы; производят самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализируют стихотворения | 9/01 | |
Проза о Великой Отечественной войне. 3 ч. |
18 | Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» - литературная сказка | читают ранее подготовленные статьи о авторе, знакомятся с понятием о литературной сказке, читают отрывки, отвечают на вопросы, | 16/01 | |
19 | Реальные трудности жизни ремесленников, школьников маленького волжского городка в трудные годы войны | Выступают с сообщениями о реальных трудностях жизни ремесленников, школьников в трудные годы войны | 23/01 | |
20 | Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» художественные приемы повести | Пересказывают понравившиеся отрывки произведения, отвечают на вопросы, работают над художественными приемы повести | 30/01 | |
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. 1 ч.+ 1ч.Р.Р. |
21 | Судьба таланта как такового, притчевый уровень рассказа Ю. Казакова «Арктур - гончий пёс» | Выступают с сообщениями об особенностях судьбы автора, пересказывают подготовленные отрывки рассказа, анализируют притчевый уровень рассказа, вспоминают понятие притча | 6/02 | |
22 | Р.Р. Сочинение по рассказу Ю. Казакова «Арктур - гончий пёс» | определяют тему, основную мысль сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план к сочинению | 13/02 | |
Проза о детях. 2ч +1 Р.Р. |
23 | Вопросы о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим. А. Алексин «Безумная Евдокия» | Выступают с сообщениями об авторе, пересказывают ранее прочитанные отрывки, читают текст, участвуют в обсуждении вопросов о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим | 20/02 | |
24 | Развитие исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста А. Алексина «Безумная Евдокия» | Читают произведения, отвечают на вопросы, составляют вопросы по тексту произведения | 27/02 | |
25 | Р.Р. Анализ понравившегося эпизода А. Алексина «Безумная Евдокия» | Групповая работа над анализом понравившихся эпизодов, слушают ответы и оценивают работы одноклассников | 5/03 | |
Поэзия второй половины XXв. 1ч |
26 | В. Высоцкий «А он не вернулся из боя» образы двух разных по характеру бойцов «Братские могилы» правда жизни | Выступают с сообщениями об авторе, отвечают на вопросы, пересказывают сюжет; составляют устное словесное рисование портретов | 12/03 | |
Проза русской эмиграции 1 ч |
27 | И. Шмелёв «Мартын и Кинга» вопросы о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим. | Выступают с сообщениями об авторе, пересказывают прочитанные отрывки, отвечают на вопросы о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим | 19/03 | |
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов лауреатов премий и конкурсов. 5 ч.+Р.Р.2 ч |
28 | Проблема милосердия в произведении Е. Мурашовой «Класс коррекции». | Знакомятся с биографией Е. Мурашовой, читают и пересказывают отрывки произведения, обсуждают проблему милосердия в произведении | 9/04 | |
29 | Е. Мурашова «Класс коррекции» Тема детей с ограниченными возможностями | Анализ произведения, поднимают тему детей с ограниченными возможностями, обсуждают актуальность произведения | 16/04 | |
30 | Р.Р. Сочинение по Е. Мурашовой «Класс коррекции». | определяют тему, основную мысль сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план к сочинению | 23/04 | |
31 | Слово об авторе. Е. Рудашевский «Куда уходит кумуткан» | Выступают с сообщениями об авторе, пересказывают. Читают отрывки произведения, составляют вопросы, работа в группах. | 30/04 | |
32 | О жизни современных иркутских подростков, о многонациональном колорите сибирских дворов. Е. Рудашевский «Куда уходит кумуткан» | Читают отрывки произведения, отвечают на вопросы, анализируют вопросы о жизни современных иркутских подростков, о многонациональном колорите сибирских дворов | 7/05 | |
33 | Проблема счастья в рассказе Е. Рудашевский «Куда уходит кумуткан» | дают развернутые ответ на проблемный вопрос; анализируют тексты художественного произведения | 14/05 | |
34 | Д. Доцук «Голос». Слово об авторе. Два важных вопроса - терроризм и панические атаки. | Слово об авторе, выступают с подготовленными сообщениями об авторе. Знакомятся с понятиями терроризм и панические атаки. Читают произведение. Беседуют на тему актуальности произведения | 21/05 | |
35 | Итоговый урок. Современные поэты и писатели. | отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении в группах. Анализируют собственные достижения за учебный год | 28/05 | |