по учебному предмету «Русский язык» для Х класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
(базовый уровень), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь
№ уро ка | Дата | Раздел Тема урока | Кол-во ча сов |
1 | 2 | 3 | 4 |
I четверть |
Повторение изученного в IX классе (1 ч) |
1 | 07.09 | Повторение изученного в IX классе. Сложное предложение и его виды. Повторение. Сложные предложения с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 1 |
Общие сведения о языке (1 ч) |
2 | 14.09 | Русский язык как один из государственных языков Республики Беларусь. Русский язык в международном общении. Русский язык как развивающееся явление (ознакомление). Повторение. Цитация. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании | 1 |
Текст и его признаки (1 ч) |
3 | 21.09 | Текст. Структура текста. Основные признаки текста | 1 |
Культура речи (1 ч) |
4 | 28.09 | Коммуникативные качества речи. Нормы русского литературного языка: орфографическая, произносительная (орфоэпическая, акцентологическая), речевая (лексическая), стилистическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Функциональные стили речи (1 ч) |
5 | 05.10 | Функциональные стили речи. Стилистическая норма. Повторение. Жанры речи: реферат | 1 |
6,7 | 12.10 | Контрольное изложение «Фёдор Иванович Тютчев» (Текст «Фёдор Иванович Тютчев», научно-методический журнал «Русский язык и литература», №8, 2020г., с. 4, 340 слов) | 2 |
Жанры речи (1ч) |
8 | 26.10 | Диалогические жанры речи (ознакомление). Дискуссия как вид спора. Повторение. Диалог. Пунктуационное оформление диалога | 1 |
II четверть |
Слово как основная единица языка (9 ч) |
9 | 09.11 | Звуковая сторона слова: характеристика гласных и согласных звуков, изменение качества гласных и согласных звуков. Ударение. Произносительная норма | 1 |
10 | 16.11 | Смысловая сторона слова: сопоставление лексического значения и грамматического значения слова; системность лексики с учетом семантики слова: однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы | 1 |
11 | 23.11 | Фразеологические обороты. Речевая (лексическая) норма | 1 |
12 | 30.11 | Контрольный диктант «Владимир Даль» (Текст «Владимир Даль», сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования: тексты диктантов / сост. Е.Е. Долбик и др. – Минск: НИО: Аверсев, 2019, 2020. С. 75, 145 слов) | 1 |
13 | 07.12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Состав слова | 1 |
14 | 14.12 | Образование слов. Способы словообразования. Словообразовательная норма | 1 |
15 | 21.12 | Изменение слова (части речи): самостоятельные части речи и их признаки. Трудные случаи определения грамматических характеристик слов (одушевленность/неодушевленность имен существительных, род имен существительных, особенности словоизменения имен существительных). Морфологическая норма | 1 |
III четверть |
16 | | Трудные случаи определения грамматических характеристик слов (неоднородность форм имен прилагательных и числительных, система глагольных форм, спряжение глаголов). Морфологическая норма | 1 |
17 | | Трудные случаи определения грамматических характеристик слов (система глагольных форм, спряжение глаголов). Морфологическая норма | 1 |
18 | | Служебные части речи и их признаки, междометие. Морфологическая норма | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
19 | | Контрольное сочинение по литературе | 1 |
20,21 | | Контрольное изложение «В чём смысл жизни» (Текст «В чём смысл жизни», научно-методический журнал «Русский язык и литература», №9, 2020г., 340-450 слов) | 2 |
Жанры речи (1 ч) |
22 | | Доклад как жанр речи. Научный доклад, его подготовка (изучение темы доклада), композиция, языковое оформление | 1 |
Орфография как система правил правописания Орфографическая норма (9 ч) |
23 | | Проверяемые написания | 1 |
24 | | Фонетические написания | 1 |
25 | | Непроверяемые написания | 1 |
IV четверть |
26 | | Правописание букв ь и ъ. Правописание приставок пре- и при- | |
27 | | Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных | 1 |
28 | | Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов и глагольных форм | 1 |
29 | | Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в разных частях речи | 1 |
29 | | Контрольное сочинение по литературе | 1 |
31 | | Контрольный диктант «Понимать искусство» (Текст «Понимать искусство», научно-методический журнал «Русский язык и литература», №10, 2020г., 160-170 слов) | |
32 | | Слитные, раздельные и дефисные написания слов разных частей речи. | 1 |
33 | | Правописание не и ни со словами разных частей речи | 1 |
34 | | Контрольная тестовая работа (Тест из научно-методического журнала «Русский язык и литература», №11, 2020г.) | 1 |
Повторение изученного в Х классе (1 ч) |
35 | | Анализ контрольной тестовой работы. Повторение изученного в Х классе. Языковые нормы и культура речи. | 1 |