| № | Изучаемый раздел , тема урока с учетом рабочей программы воспитания | Количество часов | Дата |
| По плану | Факт |
| 1 | Наша речь. Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. Наш язык. Для чего нужен язык? Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. День Знаний. | 1 | | |
| 2 | Текст как единица языка и речи. Последовательность частей текста (абзацев). Типы текстов: повествование, описание, рассуждение, их особенности. | 1 | | |
| 3 | Различение предложений по цели высказывания, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Повествовательные, вопросительные и побудительные | 1 | | |
| 4 | Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Международный день распространения грамотности. | 1 | | |
| 5 | Виды предложений. Предложения с обращением (общее представление). | 1 | | |
| 6 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | | |
| 7 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | 1 | | |
| 8 | Простое и сложное предложения (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Однородные члены предложения. | 1 | | |
| 9 | Входной контрольный диктант по теме: «Повторение пройденного во 2 классе» | 1 | | |
| 10 | Работа над ошибками. Виды предложений. | 1 | | |
| 11 | Словосочетание (общее представление). Предложение и словосочетание. | 1 | | |
| 12 | Слово и его лексическое значение. Нахождение и определение значения слова. | 1 | | |
| 13 | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении | 1 | | |
| 14 | Что такое омонимы? Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | | |
| 15 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Ёлочка» | 1 | | |
| 16 | Работа над ошибками. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова. Связь слов в словосочетании. Что такое фразеологизмы? Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | 1 | | |
| 17 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | | |
| 18 | Части речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. | 1 | | |
| 19 | Части речи. Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. | 1 | | |
| 20 | Части речи. Глагол. Признаки глагола. Роль глаголов в речи. Что такое имя числительное? (общее представление) | 1 | | |
| 21 | Однокоренные слова. Уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | | |
| 22 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | 1 | | |
| 23 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Парные и непарные по глухости- звонкости, твердости- мягкости согласные звуки. | 1 | | |
| 24 | Условное звуковое обозначение согласных звуков. | 1 | | |
| 25 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | 1 | | |
| 26 | Использование на письме разделительных ъ и ь. | 1 | | |
| 27 | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки. | 1 | | |
| 28 | Работа над ошибками. Установление соотношения звукового и буквенного в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными. | 1 | | |
| 29 | Корень слова. Однокоренные слова. Алгоритм определения в слове корня. Работа со словарём однокоренных слов. | 1 | | |
| 30 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими. | 1 | | |
| 31 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» | 1 | | |
| 32 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | 1 | | |
| 33 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | | |
| 34 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Основа слова. Слова, которые не имеют окончания. | 1 | | |
| 35 | Приставка как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове приставки. | 1 | | |
| 36 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок. Представление о значении приставок. Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | 1 | | |
| 37 | Представление о значении суффиксов. Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | 1 | | |
| 38 | Срез знаний: орфографический диктант | 1 | | |
| 39 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Употребление в речи слов с суффиксами. Наблюдение за ролью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и их использованием в художественной литературе. Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. Участие в научно-исследовательских и проектных конференциях для младших школьников. | 1 | | |
| 40 | Проверочная работа по теме «Состав слова». | 1 | | |
| 41 | Работа над ошибками. Что такое основа слова? Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Различение изменяемых и неизменяемых слов. День Конституции РТ. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. | 1 | | |
| 50 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. | 1 | | |
| 51 | Комплексная работа за 1 полугодие | 1 | | |
| 52 | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
| 53 | Развитие речи. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Клесты» | 1 | | |
| 54 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов в словах. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. Правописание слов с удвоенными согласными. Известный переводчик, общественный деятель Татарстана – Заки Нури. | 1 | | |
| 55 | Правописание суффиксов и приставок в словах. | 1 | | |
| 56 | Проверочная работа по теме «Правописание орфограмм в корне слова» | 1 | | |
| 57 | Работа над ошибками. Правописание значимых частей слова | 1 | | |
| 58 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
| 59 | Работа над ошибками Правописание значимых частей слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных и согласных звуков в корне, приставке, суффиксе. | 1 | | |
| 60 | Правописание приставок и предлогов. Отличие предлогов от приставок | 1 | | |
| 61 | Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | | |
| 62 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. | 1 | | |
| 63 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Знакомство с жанрами письма и поздравления. | 1 | | |
| 64 | Части речи. Уточнение представлений об изученных частях речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Распознавание частей речи по изученным признакам. | 1 | | |
| 65 | Имя существительное. Уточнение представлений об имени существительном. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | | |
| 66 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? День российской науки | 1 | | |
| 67 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени». Современный словарь имен. | 1 | | |
| 68 | Число имён существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | | |
| 69 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | 1 | | |
| 70 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце. | 1 | | |
| 71 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | | |
| 72 | Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных с шипящими согласными на конце» текущая | 1 | | |
| 73 | Работа над ошибками. Правописание значимых частей слова. Склонение (изменение по падежам) имен существительных . | 1 | | |
| 74 | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. Неизменяемые имена существительные. | 1 | | |
| 75 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 | | |
| 76 | Именительный падеж. Окончания имен существительных в именительном падеже. | 1 | | |
| 77 | Родительный падеж. Окончания имен существительных в родительном падеже. Великий герой-поэт татарского народа – М.Джалиль | 1 | | |
| 78 | Дательный падеж. Окончания имен существительных в дательном падеже. | 1 | | |
| 79 | Винительный падеж. Окончания имен существительных в винительном падеже. | 1 | | |
| 80 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 | | |
| 81 | Творительный падеж. Окончания имен существительных в творительном падеже. | 1 | | |
| 82 | Предложный падеж. Окончания имен существительных в предложном падеже | 1 | | |
| 83 | Обучающее сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | | |
| 84 | Работа над ошибками. Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных, их отличия. Международный день родного языка | 1 | | |
| 85 | Закрепление знаний об имени существительном. | 1 | | |
| 86 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
| 87 | Работа над ошибками. Закрепление знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
| 88 | Коллективная работа с репродукцией картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | |
| 89 | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Международный день родного языка. | 1 | | |
| 90 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. | 1 | | |
| 91 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Текст -описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | | |
| 92 | Роль имен прилагательных в тексте. Составление текста-описания в научном стиле | 1 | | |
| 93 | Коллективная работа с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Сравнение искусствоведческого текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Текст-описание | 1 | | |
| 94 | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | 1 | | |
| 95 | Обучающее изложение повествовательного текста К. Паустовского «Кот и куры» по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
| 96 | Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | | |
| 97 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | | |
| 98 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
| 99 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
| 100 | Работа над ошибками. Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
| 101 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
| 102 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
| 103 | Сравнительное описание. Составление текста — описания животного (текст — описание по личным наблюдениям и текст — описание животного для объявления). | 1 | | |
| 104 | Падеж имён прилагательных (общее представление). | 1 | | |
| 105 | Падеж имён прилагательных (общее представление). Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
| 106 | Закрепление знаний об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | | |
| 107 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
| 108 | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | | |
| 109 | Работа над ошибками. | | | |
| 110 | Местоимение. Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2, 3 - го лица Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | | |
| 111 | Род местоимений 3го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам Морфологический разбор местоимений. Функция предлогов: образование падежных форм местоимений. | 1 | | |
| 112 | Комплексная работа за 2 полугодие. | 1 | | |
| 113 | Употребление личных местоимений в речи. Знакомство с жанром письма. | 1 | | |
| 114 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | | |
| 115 | Работа над ошибками. Морфологический разбор местоимений. | 1 | | |
| 116 | Уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. | 1 | | |
| 117 | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | 1 | | |
| 118 | Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Различие неопределенной формы глагола среди других форм глагола, отличие от омонимичных имен существительных (знать, течь) | 1 | | |
| 119 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
| 120 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
| 121 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
| 122 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | 1 | | |
| 123 | Времена глаголов. Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени | 1 | | |
| 124 | Изменение глаголов по временам. День славянской письменности и культуры | 1 | | |
| 125 | Время и число глаголов. | 1 | | |
| 126 | Обучающее изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
| 127 | Работа над ошибками. Время и число глаголов | 1 | | |
| 128 | Род глаголов в прошедшем времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) | 1 | | |
| 129 | Род глаголов в прошедшем времени. Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. | 1 | | |
| 130 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
| 131 | Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. Морфологический разбор глагола | 1 | | |
| 132 | Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | |
| 133 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | |
| 134 | Повторение. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
| 135 | Имя существительное. Имя числительное. | 1 | | |
| 136 | Имя прилагательное. | 1 | | |
| 137 | Составление текста на тему «У Вечного огня». Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. | 1 | | |
| 138 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | |
| 139 | Разбор предложения по членам предложения. | 1 | | |
| 140 | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | | |