СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование уроков географии в 5 классе УМК "Сферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 5 классе УМК "Сферы"

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование уроков географии в 5 классе УМК "Сферы"»

Календарно – тематическое планирование География. Планета Земля в 5 классе

(34 часа, 1час в неделю)


п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля

Д/з

Дата

Введение

(2 часа)


1

География: древняя и современная наука


1

вводный

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, его структурой и особенностями используемых компонентов УМК.

Географические объекты, явления и процессы. Значение географии для человека

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

определять понятие «география»

фронтальный устный опрос

С. 5-9, вопросы



2

География в современном мире

1

комбинированный

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные объекты.

индивидуальный письменный опрос и устный опрос

С. 10-11, вопросы, подготовка сообщений


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

(7 часов)


3

География в древности

1

урок изучения нового материала

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и древняя Индия.

Показывать по картам территории Древних государств Востока.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древних государствах Востока

фронтальный устный опрос;

составление таблицы

С. 14-15, составление таблицы


4

Географические знания в древней Европе

1

урок изучения нового материала

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме

Показывать по картам территории Древних государств Европы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

фронтальный устный опрос;

составление таблицы

С. 16-17, составление таблицы


5

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

1

комбинированный

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина.

Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) иобсуждать значение открытий А. Никитина и Марко Поло и его книги

фронтальный устный опрос;

подготовка сообщений;

выполнение заданий в к/к

С. 18-21, вопросы, подготовка сообщений


6

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

1

комбинированный

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествие Х. Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.

Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи ВГО.

фронтальный устный опрос;

подготовка сообщений;


С. 22-25, вопросы, номенклатура


7

Эпоха Великих географических открытий Практическая работа № 1 «Великие русские путешественники»

1

урок формирования умений


Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме

практическая работа

составление презентации;



8

Открытие Австралии и Антарктиды

1

комбинированный

Открытия и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследование Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев). Первое кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лиснянского

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лиснянского.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

фронтальный устный опрос;

подготовка сообщений;


С. 26-27, вопросы, номенклатура


9

Современные географические исследования.

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1

обобщающий

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

проверочная работа

С. 28-30, вопрос 2,3


Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование

(12 часов)


10

Изображения земной поверхности

1

урок изучения нового материала

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки

Распознавать различные виды изображения ЗП: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок


С. 32-33, вопрос1-3


11

Масштаб


1

урок формирования умений

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний.

Определять по топографической карте (плану местности) расстояние между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба

Решать практические задачи по переводу масштаба одного вида в другой

фронтальная письменная работа;

индивидуальный устный опрос

С. 34-35, задание на карточке



12

Условные знаки

1

комбинированный

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительныеподписи.

Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков.

фронтальная письменная работа;


С. 36-37, рисунок в тетради


13

Способы изображения неровностей земной поверхности

1

урок изучения нового материала

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышение точек относительно друг друга.

географический диктант

С. 38-39, выписать основные понятия


14

Стороны горизонта. Ориентирование


1

урок формирования умений

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира

Определять стороны горизонта по компасу, Солнцу

Определять углы с помощью транспортира


уплотнённый опрос

С. 40-41, вопросы



15

Съёмка местности Практическая работа № 2. «Определение на местности направлений и расстояний»

1

урок формирования умений

Глазомерная съёмка. Определение расстояний и азимутов на местности. Ориентирование по плану, определение азимутов на местности и плане

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности.

Определять азимуты по компасу на местности и плане.

Определять стороны горизонта на плане

практическая работа

С. 42-43, задание на карточке


16

Составление плана местности Практическая работа № 3.

«Полярная съёмка местности»

1

урок формирования умений

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности

Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план небольшого участка местности

практическая работа

С. 44-45, задание на карточке


17

Географические карты

1

урок изучения нового материала

Отличие карты от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. Искажения на картах

Читать карты различных видов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подробности карты от её масштаба.

Сопоставлять карты различного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов.


С. 46-47, рисунок в тетради


18

Параллели и меридианы

1

урок изучения нового материала

Градусная сеть на плане и карте. Понятия «параллели и меридианы». Использование параллелей и меридианов для определения координат точек

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор и начальный меридиан, параллели и меридианы.

Показывать градусную сеть на глобусе и карте

фронтальный устный опрос;

индивидуальный устный опрос

С. 48-49, заполнение таблицы


19

Географические координаты

1

урок формирования умений

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.

Измерение расстояний с помощью градусной сетки


Определять по картам географическую широту и долготу

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам

Определять расстояния с помощью градусной сетки.

Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами

уплотнённый опрос






С. 50-51, вопрос 2, задания на карточке


20

Географические информационные системы

1

урок изучения нового материала

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.


фронтальный устный опрос

С. 52-53, вопросы


21

Обобщающий урок по теме: «Изображения земной поверхности и их использование».Практическая работа № 4. «Составление маршрута воображаемой экспедиции»

1

урок формирования умений

Определение по глобусу и карте направлений и расстояний между точками путешествия, определение географических координат указанных точек, нанесение на к/к точек по координатам. Изображение маршрута по описанию на к/к


практическая работа

С. 54


Тема 3. Земля – планета Солнечной системы

(5 часов)


22

Земля в Солнечной системе.


1

комбинированный

Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Солнечная активность и жизнь людей. Космические тела, их особенности

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты СС по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

Составлять описание происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями

фронтальный устный опрос

С. 56-57, вопросы



23

Осевое вращение Земли

1

комбинированный

Вращение Земли вокруг своей оси, движение по орбите и смена времён года. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Наблюдать действующую модель теллурий и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и по орбите с помощью теллурия.

Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

фронтальный письменный опрос

С. 58-59, вопрос 2 письменно



24

Орбитальное движение Земли

1

комбинированный

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости

Наблюдать действующую модель теллурий и описывать особенности движения Земли по орбите.

Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости.

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.


фронтальный письменный опрос

С. 60-61, составление схемы


25

Влияние космоса на жизнь людей

1

комбинированный

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы и их особенности

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.

Находить дополнительные сведения о космических процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.

индивидуальный устный опрос

С. 62-63, подготовка сообщений


26

Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»


1

обобщающий



проверочная работа

С. 64


Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли

(7 часов)


27

Строение Земли.


1

урок изучения нового материала

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, ЗК. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства.

Полезные ископаемые

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Анализировать схему преобразования горных пород

фронтальный устный опрос

С. 66-67, рисунок в тетради, подготовка сообщений


28

Горные породы Практическая работа № 5.«Определение горных пород и их свойств»

1

урок формирования умений

практическая работа


29

Земная кора и литосфера

1

урок изучения нового материала

Строение континентальной и океанической ЗК. Литосфера, её соотношение с ЗК. Литосферные плиты и их взаимодействие

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

фронтальный письменный опрос

С. 68-69, составление и заполнение таблицы


30

Рельеф Земли






1

урок изучения нового материала

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа

Распознавать на физ. картах разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсол. высоты.

Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

уплотнённый опрос;

зачёт по номенклатуре

С. 70-71, вопросы, понятия


31

Внутренние силы Земли

1

комбинированный

Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия для населения.


Выявлять при сопоставлении карт закономерности распространения землетрясений и вулканов.

Устанавливать главные пояса землетрясений и вулканизма.

Показывать на карте пояса землетрясений, вулканы


фронтальный устный опрос

С. 72-73, составление схемы


32


Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

1

урок изучения нового материала

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод.

Деятельность человека и рельеф

Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.

Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.

фронтальный устный опрос;

индивидуальный устный опрос

С. 74-77, составление схемы, понятия


33

Человек и мир камня. Обобщение и повторение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» Практическая работа № 6. «Построение профиля рельефа по физической карте»

1

урок формирования умений

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы


практическая работа

С. 78-80, подготовка сообщений


Повторение и обобщение пройденного материала за год

(1 час)

34

Повторение и обобщение пройденного материала за год

1

обобщающий



проверочная работа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!