Ученик получит возможность научиться: Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы: Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: - участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); - строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); - (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); - пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; - различать устную и письменную речь; - различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; - отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; - анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; - понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; - читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; - составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); - составлять текст по его началу и по его концу. Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; - соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; - озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; - распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; - замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; - составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); - находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); - составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему; - составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике); - письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; - проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика. Обучающийся научится: - различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; - определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); - характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; - понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); - анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; - определять функции букв е, ё, ю, я в слове; •определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; - определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; - определять ударный и безударные слоги в слове; - правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; •использовать знание алфавита при работе со словарями; - определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк; - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка); - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять звукобуквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем. Лексика. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: - осознавать слово как единство звучания и значения; - выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; - различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); - иметь представление о синонимах и антонимах; - распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; - подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима; - наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; - наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении. Обучающийся получит возможность научиться: - выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; - на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); - замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; - пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Состав слова (морфемика). Обучающийся научится: - осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; - владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов; - распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем; - определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова). Обучающийся получит возможность научиться: - различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; - различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; - подбирать однокоренные слова и формы слов с целью про- верки изучаемых орфограмм в корне слова. Морфология. Обучающийся научится: - различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи; - находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; - находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных; - находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении; - находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи; - находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; - подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов. Обучающийся получит возможность научиться: - различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; - выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки. - различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир); - выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; - использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; - пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях Синтаксис. Обучающийся научится: - различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; - выделять предложения из речи; - определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; - сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; - находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое; - различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды); - устанавливать связи слов между словами в предложении; - соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; - восстанавливать деформированные предложения; - составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему. Обучающийся получит возможность научиться: - опознавать предложения распространённые и нераспространённые; - составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами; - находить предложения с обращениями. Орфография и пунктуация. Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания: - раздельное написание слов в предложении; - написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); - отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собствен- ных; •проверяемые безударные гласные в корне слова; •парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; - разделительный мягкий знак (ь); - знаки препинания конца предложения (. ? !); - раздельное написание предлогов с именами существительными; - раздельное написание частицы не с глаголами; б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника; г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»; - определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; - разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные; - обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; - применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; - пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с не проверяемыми орфограммами. |