СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование внеурочных занятий по русскому языку для 11 класса на 2020 год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеурочных занятий по русскому языку ( 68 часов) на 2020год для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование внеурочных занятий по русскому языку для 11 класса на 2020 год»

МБОУ Воронцовская СОШ Павловского муниципального районa


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Звягинцева Е.Н../

Протокол № ______

от «____»___________г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Станченко Е.Н./


«_____»__________________г.


«Утверждено»

Директор _______Доронина Г.С.


Приказ № ____ §_____ 

от    «______»_________.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС

«Развитие коммуникативной компетентности»

(общеинтеллектуальное направление)

11 класс «А»

на 2019 – 2020 учебный год

Количество учебных часов – 68 (2 часа в неделю)

Срок реализации – 1 г



Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной государственной программой по русскому языку, с требованиями ФГОС второго поколения и программой курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Г.Гольцовой, М.А.Мищериной к УМК Н.Г Гольцовой «Русский язык. 10-11 классы» и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта и Федеральному базисному плану


Программа разработана учителем русского языка и

литературы Костыриной Любовью Аркадьевной



Раздел 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

внеурочного курса по русскому языку для 11 класса

«Развитие коммуникативной компетентности»

Рабочая программа для 11 класса составлена на основе:

  1. ФГОС С(П)ОО(приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

  2. Программы Н.Г.Гольцовой, Издательство «Русское слово»,2010 г



Общая характеристика курса:

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностногоопыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Цели и задачи курса:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функцио­нально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исто­рический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зре­ния нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесооб­разного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.











Результаты освоения учебного предмета

личностные:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

предметные:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид­ностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

метапредметные:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Используемые технологии

На уроках русского языка среди ведущих инновационных технологий, используемых учителем, можно назвать проблемное обучение и компетентностный подход, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проектные технологии и техники обучения и воспитания, основанные на  сотрудничестве, использующие информационные технологии как средство для достижения образовательных и воспитательных целей. Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет учителю активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала. Технологии компетентностного и проблемно-диалогового обучения позволяют создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. Работа в этом направлении должна проводится систематически, последовательно, на основе данных диагностики, фиксации промежуточных и конечных результатов. Постоянно уточняться цели, задачи, конкретизироваться план индивидуальной работы с учащимися .













«Развитие коммуникативной компетентности»»

для 11 класса »А» на 2019-2020 учебный год

Программа рассчитана на 2 час в неделю; всего 68 часов в год


Пояснительная записка

Основной целью внеурочного курса является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста ». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  • пояснительную записку;

  • содержание программы;

  • основные термины и понятия, необходимые для овладения предметом изучения;

  • технологию организации учебного процесса;

  • формы итогового контроля по освоению материала;

  • требования к результатам освоения предмета изучения;

  • список использованной литературы.



Цели программы:

1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на освоение норм литературного русского языка, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

• овладение основными нормами русского литературного языка;

• создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

• совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

• обучение анализу текста, его интерпретации;

• формирование навыков языковой и лингвистической компетенции;

• формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные формы и лексическое богатство языка;

• развитие ассоциативного мышления учащихся.


Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.











Содержание программы

Раздел 2


Разноаспектный анализ текста. 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.


Сочинение-рассуждение на основе текста. 

Тема 3. Анализ текста.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 4Композиция и языковое оформление сочинения. 

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема 5.Практическая часть 

Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений.



Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

  • редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.























Раздел 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 11 класса на 2019-2020 учебный год «Развитие коммуникативной компетентности»


Темы и количество часов

Основные виды

деятельности учащихся

личностные

метапредметные


предметные


1

Тема и основная мысль текста. Средства связи предложений в тексте

.Выделение микротем в тексте. Практическая работа. – 4 час.

Выделять выразительные средства языка, вычленять микротемы

Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа

Умение самостоятельно определять цели, составлять планы, корректировать работу

Формировать представление о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания

2

Лексические средства организации текста. Морфологические средства. Синтаксические средства.-- 8 час

Делать разные виды лингвистических разборов, работать с разными типами текстов. Работа над стилями текстов.

Формировать гражданскую позицию, готовность к образованию и самообразованию, формирование способности к самостоятельной работе, навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми.

Готовность и способность к самостоятельной и проектной работе. Учиться учитывать позиции другого человека .Формировать основы саморазвития

Умение оценивать устные и письменные ответы, владеть языковыми нормами, владеть приемами редактирования текста.

3

Стили речи и типы речи

2 часа

Объяснять орфограммы, приводить аналогичные примеры, делать схемы и краткие записи орфографических правил, определять типы речи

Формировать уважение к языку своего народа, гордость за прошлое Родины, уверенность в великом будущем своей страны.

Уметь ясно и логично излагать свою точку зрения ,формировать нравственное самосознание, способность самостоятельно оценивать решения. Уметь определять стратегию поведения

Формировать представления о стилистических ресурсах языка. Уметь проводить лингвистические эксперименты.

4

Изобразительно-выразительные средства языка. Анализ выразительных средств. Многозначные слова.- 4 часа

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном и в сложных предложениях – 10 часов

Делать орфографический и пунктуационный разборы. Отличать признаки разных частей речи. Анализ текста

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, осознание своего места в поликультурном мире.

Владеть языковыми средствами, владеть навыками познавательной рефлексии. Интерпретировать информацию, полученную из разных источников.

Анализировать единицы разных уровней.

Интерпретировать художественные и публицистические тексты.

5

Орфоэпические нормы. – 4 часа

Практикум по анализу выразительных языковых средств в тексте.- 6 часов

Объяснять орфограммы. Применять орфографические правила на практике.


Формировать основы саморазвития, нравственного самосознания. Формировать толерантное сознание и поведение личности.

Применять различные

Методы решения орфографических задач, владеть навыками познавательной деятельности, критически оценивать различную информацию.

Формировать лингвистические навыки анализа текстов разных стилей.



6




Комплексный анализ текстов художественного стиля 4 час

Работа над синтаксическими и морфологическими нормами -8 часов





.





Выделять и доказывать орфограммы в разных частях речи.

Доказывать пунктограммы, представлять пунктограммы в схемах и таблицах, кластерах. Писать эссе на заданные тексты



Развитие интеллектуальных и , творческих способностей. Совершенствование коммуникативных способностей.






Владеть навыками познавательной рефлексии., ориентировать в разных источниках информации.




Осмысливать и с пониманием использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественного произведения.

7

Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть – 4 часа

Заключительная часть сочинения. – 2 часа




Выполнять работу по плану самостоятельно, выделять выразительные средства, знать план сочинения - рассуждения

Сформированность гражданской позиции,поведения на основе усвоения общечеловеческих

нравственных ценностей

Владеть языковыми средствами, ясно, логично излагать свою точку зрения.

Оформлять устные и письменные высказывания грамотно, оценивать эти высказывания.

9





10

Оценочные слова и речевые клише -2 час



Комплексный анализ текстов разных стилей- 10 часов




Работать над составлением планов к сочинению, подбирать примеры для обоснования своей позиции.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Ориентироваться в разных источниках информации

Владеть различными приемами редактирования собственного текста и проекта.


Итого 68 ч.

































Использованная литература

1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.

7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

 12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.

15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.






















Календарно-тематическое планирование внеурочного кружка для 11 класса «А» на 2019 -2020 учебный год

«Развитие коммуникативной компетентности»

68 часов в год ( 2 часа в неделю)

п/п

Дата проведения

Тема

Примечание

По плану

По факту

1

2



Знакомство с текстами разных стилей. Тема текста

Проблематика текста

3,4



Средства связи предложений в тексте


5

6




Выделение микротем в тексте


7



Лексические средства организации текста


8



Лексические средства организации текста


9






Морфологические средства организации текста


10



Морфологические средства организации текста


11



Синтаксические средства организации текста


12



Синтаксические средства организации текста


13



Стили и типы речи


14



Стили и типы речи


15



Выразительные средства языка в тексте


16


17



Лексические и фонетические средства выразительности в тексте


18.19,20,21.22,23, 24.25,26,27,28






Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении и в сложных предложениях ( Сложносочиненные сложноподчиненные предложения. Бессоюзные и сложенные с разными видами связи)


29, 30



Орфоэпические нормы


31, 32



Орфоэпические нормы




33,34




Практическая работа по анализу выразительных средств в тексте над текстом



35, 36,37, 38




Анализ выразительных средств текста


39



Написание сочинений по тексту


40




Написание сочинений по тексту


41

.42
43

44







Комплексный анализ текстов художественного стиля


45

46



Работа над синтаксическими и морфологическими нормами


47

48




Работа над синтаксическими и морфологическими нормами


49

50




Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление и основная части сочинения


52

52



Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление и основная части сочинения


53

54



Заключительная часть сочинения

.

55

56






Оценочные слова и речевые клише


57

58



Комплексная работа над текстом. Работа над проблематикой текстов


59

60

61

62



Комплексная работа над текстами и вариантами сочинений




63

64

65

66

67

68



Работа над текстами художественного стиля А.Куприна, А.Чехова, Л.Толстого, Соллогуба и др текстов из банка ФИПИ. Выявление проблематики и написание аргументации.












58

59

60

61

62





Работа над текстами публицистического стиля и из Сети Интернет


63

64

65

66



Практическая работа над сочинениями


67

68




Написание собственных сочинений и их анализ.





ИТОГО – 68 часов
















Приложение


Дидактические материалы

к тренировочным занятиям по формированию речевой компетенции,

примеры-иллюстрации

  1. Найдите слова, употребленные в несвойственном ему значении.

1) Гинзбург описывает нам в этом тексте, что такое фашизм.

2) Человек – единственный, кто блюдет мир на земле. Есть и другие пороки – жестокость, зависть, сварливость, замкнутость. Этот ужас отключает от знаний, от достижений цивилизации.

3) Ведь каждая личность индивидуальность, и у каждого по-своему идеальный характер.

4) Люди тянутся к этим «лучикам», чувствуя их доброту и соучастие.

5) Иметь такого друга большая уникальность.

6) Люди неспособны жить неупорядоченно.

7) Тема, раскрываемая автором, гораздо шире по проблематике.

8) Это добавило тексту больше уверенности, колорита и высказанности.

9) Автор задается вопросом, кто является создателем будущего – окружение или человечество?

10) Хочу заметить, что понять до глубины души текст В. Тендрякова мне не удалось.

11) Автор задевает исторические моменты, тем самым, производя впечатление на читателя.


  1. В каких примерах неуместно употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов.

  1. Я разделяю точку зрения автора и согласен с ним на все 100%.

  2. На вопрос о том, что ждет нас в будущем, куда нас несет, нельзя ответить точно.

  3. Но мы, конечно, не должны сломя голову соглашаться с идеей автора.

  4. Я поддерживаю мысль автора о том, что войнам надо преграждать пути, но на кой черт мне соглашаться с теми словами, что и я обязан идти и воевать?

  5. Человек с идеальным характером по С. Наровчатому живет одними днем, и это потрясное качество. Уметь не зацикливаться на проблемах надо.


  1. Найдите примеры с нарушением лексической сочетаемости.

  1. Он будет занимать одну из высоких ступеней общества.

  2. Автор приводит сравнительный пример бесчувственности людей друг к другу.

  3. Автор склонен к такой позиции, что фашизм губителен для общества.

  4. Особой выразительностью текста является однородные члены.

  5. Мы никогда не должны ставить основой всего жизненного пути этот нечеловеческий фашизм!

  6. Несмотря на трудности, наши прадеды шли в эту войну навстречу. Они защищали Родину.

  7. Наверно, хватит творить зло, пора добро начинать.

  8. Во время фашизма автору приходилось видеть ужасные вещи.

  9. С самого начала автор пишет, что идеальной характер зависит от природы.

  10. У таких людей все появился само по себе.


Тексты для редактирования

№ 1: «Текст В. Белова – это красочное описание прихода весны. Автор рассказывает нам про наступление тепла, « тугого, плотного», про «первый трескучий гром», про обильный весенний дождь. Все в мире стремится к солнцу, свету: травы тянутся вверх, « поднимая и распахивая прошлогодние листья»; почки лопаются на березах; « птицы поют взахлеб». Все меняется на глазах, принимая самые разнообразные и фантастические формы: «…все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода.»

Мы чувствуем эмоции, которые вызывает у автора весна. Он говорит: «Странная тишина томится в лесу…» - и мы уже чувствуем тишину, осязаемую, плотную, которую, кажется, можно потрогать. Он говорит: « Пахнущая корнями земля…» - и мы уже вдыхаем ее теплые запах, запах прелых листьев и молодой травы. Он говорит: « Солнце с неопределенными очертаниями…» - и мы видим этот огромный горячий шар,который согревает все вокруг и пробуждает к жизни.

По всему видно, что автор радуется приходу весны. Он умиляется и ликует, с восторгом наблюдая за процессами, происходящими в живой природе. В эти дни Белову кажется, что душа его поет и весь мир поет вместе с ней. Автор воссоздает картину яркую и живую, мы понимаем его мысли и чувства, живем его радостью и вместе с ним говорим: « Да не будет конца свободе и радости!...»


№ 2: « Прочитав текст В. Белова, я могу понять автора. Я понимаю, что В. Белов очень рад приходу весны. Леса, поля, реки оживают. Автор любит весну, землю, солнце, березы, ветер. Он наделяет их душой, сердцем. Писатель призывает нас оглядеться вокруг, любоваться природой, радоваться жизни. Я согласна с В. Беловым. Весна – пора любви, счастья, веселья. Я очень люблю весну. Весна – это самое прекрасное время года».


№ 3: « В. Астафьев, как мне кажется, любил природу, любил описывать ландшафт, местность. Если бы он не любил природу, он не стал бы описывать ее. В этом рассказе автор описывает местность около Кубенского озера, сказочный храм. Спас-камень, памятник-монастырь. По-моему, текст связан с историей. Здесь рассказывается об истории Спас-камня, о подвигах русского князя, которого спас камень, когда он начал тонуть. И в честь русского воина-князя был воздвигнут этот памятник-монастырь. И еще в этом тексте видно, как В. Астафьев ярко описывает картину, которую он видел перед собой…»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!