02.17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА №116 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ "ШКОЛА №116 Г.О. ДОНЕЦК")
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 30 августа 2024 г. № 1 Руководитель ШМО ___________ Е.Н.Зайцева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ А.Н.Потапенкова 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ "ШКОЛА № 116 Г.О. ДОНЕЦК" _______ И.Е.Сташевская 30.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
начального общего образования
Базовый уровень
для 4 класса
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Сазонова Виктория Алексеевна
Донецк
2024 - 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 36 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Истоки родного искусства | 7 | | |
3 | Древние города нашей земли | 11 | | |
4 | Каждый народ – художник | 9 | | |
5 | Искусство объединяет народы | 6 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
По плану | По факту | |
Тема 1. Введение. Истоки родного искусства. (8 ч.) |
1 | Введение. Каждый народ строит, украшает, изображает: рассматриваем и обсуждаем произведения великих художников, скульпторов, архитекторов. | 03.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
2 | Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками. | 10.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4cahttps://m.edsoo.ru/8a14dd4ehttps://m.edsoo.ru/8a150e90 |
3 | Деревянный мир: создаем макет избы из бумаги. | 17.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
4 | Изображение избы: рисуем и моделируем избу в графическом редакторе. | 24.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
5 | Деревня: создаем коллективное панно «Деревня». | 01.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
6 | Красота человека: создаем портрет русской красавицы (в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона). | 08.10 | | |
7 | Красота человека: изображаем фигуру человека в национальном костюме. | 15.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ec6chttps://m.edsoo.ru/8a14ede8 |
8 | Народные праздники: создаем панно на тему народных праздников. | 22.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14e302 |
Тема 2. Древние города нашей земли. (11 ч.) |
9 | Родной угол: изображаем и моделируем башни и крепостные стены. | 05.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fcca |
10 | Родной край: создаем макет «Древний город». | 12.11 | | |
11 | Древние соборы: изображаем древнерусский храм. | 19.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f838 |
12 | Города Русской земли: рисуем древнерусский город или историческую часть современного города. | 26.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14db64 |
13 | Древнерусские воины-защитники: рисуем героев былин, древних легенд, сказок. | 03.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d7b8 |
14 | Великий Новгород: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества. | 10.12 | | |
15 | Псков: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества. | 17.12 | | |
16 | Владимир и Суздаль: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества. | 24.12 | | |
17 | Москва: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества. | 14.01 | | |
18 | Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов. | 21.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ec6chttps://m.edsoo.ru/8a14e938 |
19 | Пир в теремных палатах: выполняем творческую работу «Пир в теремных палатах». | 28.01 | | |
Тема 3. Каждый народ – художник. (9 ч.) |
20 | Страна восходящего солнца: изображаем японский сад. | 04.02 | | |
21 | Страна восходящего солнца: изображаем японок в национальной одежде и создаем панно «Праздник в Японии». | 11.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f036 |
22 | Народы гор и степей: моделируем юрту в графическом редакторе. | 18.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f270 |
23 | Народы гор и степей: рисуем степной или горный пейзаж с традиционными постройками | 25.02 | | |
24 | Города в пустыне: создаём образ города в пустыне с его архитектурными особенностями. | 04.03 | | |
25 | Древняя Эллада: изображаем олимпийцев в графике. | 11.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151584 |
26 | Древняя Эллада: создаем панно «Олимпийские игры в Древней Греции». | 18.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15074c |
27 | Европейские города: рисуем площадь средневекового города. | 01.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15088chttps://m.edsoo.ru/8a14faa4https://m.edsoo.ru/8a150a80 |
28 | Многообразие художественных культур в мире: создаем презентацию на тему архитектуры, искусства выбранной эпохи или этнокультурных традиций народов России. | 08.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151a7ahttps://m.edsoo.ru/8a151318 |
Тема 4. Искусство объединяет народы. (6 ч.) |
29 | Материнство: изображаем двойной портрет матери и ребенка. | 15.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15006c |
30 | Мудрость старости: создаем живописный портрет пожилого человека. | 22.04 | | |
31 | Сопереживание: выполняем тематическую композицию «Сопереживание». | 29.04 | | |
32 | Герои-защитники: создаем презентацию памятника героям и защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны. | 06.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a150cb0https://m.edsoo.ru/8a14e4c4 |
33 | Герои-защитники: лепим из пластилина эскиз памятника героям или мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. | 13.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14e6b8 |
34 | Юность и надежды: создаем живописный детский портрет. | 20.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 3 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://school-collection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/