СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарные народные песни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарные народные песни

Цели урока: формировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа Создать условия для пробуждения чувства любви к Родине через произведения музыкального фольклора., - осознание значения музыкального фольклора для формирования национальной музыкальной культуры родины;- продолжить знакомить учащихся с музыкальными традициями своего народа;- накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыкального фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Календарные народные песни»

7 к Урок № 4 _________________

Календарные народные песни

Цели урока: формировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа Создать условия для пробуждения чувства любви к Родине через произведения музыкального фольклора., - осознание значения музыкального фольклора для формирования национальной музыкальной культуры родины;- продолжить знакомить учащихся с музыкальными традициями своего народа;- накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыкального фольклора.

Тип урока. «Открытие» нового знания. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, парная, групповая и индивидуальная работа 

Методы обучения. Репродуктивныйнаглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы

Метапредметные:

умение работать с источниками информацииналичие собственной позиции, анализ своих умений и навыков; 


Личностные:

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров, потребности общения с музыкальным искусством своего народа; 

Ход урока.

1. Орг.момент

II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)

Ребята, о чём на уроке сегодня пойдет речь? Давайте вспомним жанры музыкального фольклора. песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов – это обрядовый фольклор. К нему относятся семейный и календарный.

III. Целевая установка ( /)

Давайте, ребята определим какая из песен относится к семейному обрядовому фольклору, а какая к календарному обрядовому фольклору. Звучат колыбельная и колядка.

Учитель: Почему фольклор называется семейным? А почему календарным? На этот вопрос трудно ответить, поэтому сегодня наша задача узнать, что такое календарный фольклор. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в дневник урока.

IV. Изучение нового материала ( /)

Календарно-обрядовый фольклор– это обряды, связанные с народным календарём,

который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Зимний цикл в основном состоит из песен.

Колядки рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников.  Ребята, кто из вас знает колядки.? Я хочу представить вам колядку, записанную в Краснодарском Крае.

Масленица - то праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.

Масленичные песни– песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника.

Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

- Весенние календарно-обрядовые песни(веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам.

- Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Парни и девушки весной и летом водили хороводы на лугу Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия.

- Самый распространенный в народе осенний праздник –Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.

V. Физминутка.

VI. Закрепление.

Песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время праздников, обрядов календарного цикла(колядки, веснянки, масленичные песни, частушки, заклички, троицкие, хороводные песни –это…

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, с какой темой мы сегодня работали? Как вы понимаете, что такое календарный фольклор? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

8. Пение песни