ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13
___________А.М. Кириллова
«___»_____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Коррекция
для 5 класса (Нургалин Ш.)
педагога-психолога
Азаматовой Фануры Фаритовны
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВРР ЦДО (Сибай)
__________ Р.Г. Буляканова
«___» __________ 20___г.
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Коррекция» составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования»
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»
Учебного плана образовательного учреждения.
На изучение предмета «Коррекция» в учебном плане РЦДО (Сибай) в 2016-2017 учебном году в 5 классе выделен 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы с 14 ноября 2016 года до конца учебного года. Настоящая программа создана для учащегося 5 класса.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.
В связи с тем, что занятия по предмету «Коррекция» ведется у ученика 5 класса с 14 ноября, запланировано 25 часов из 34. Резерв-часы не предусмотрены в связи с тем, что 1 час, совпадающий с праздничным днем 1 мая, будет проведен 29 мая (на 35 неделе учебного года).
Значительная часть детей ОВЗ, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может, при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Программа коррекционной работы с обучающимися среднего звена направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:
несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
низкая познавательная и учебная мотивация;
негативные тенденции личностного развития;
коммуникативные проблемы;
эмоциональные нарушения поведения;
неуспеваемость и другие.
Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Учебный план РЦДО (Сибай) включает в себя часы коррекции. Данная программа предполагает работу над коррекцией всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы. В данной программе много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Содержание плана будет последовательно реализовываться в течение учебного года, что позволит проводить соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д., проводимых на занятиях.
Критериями количественной и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.
Основной целью создания данной программы является - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи. А так же оказание помощи детям ОВЗ на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.
4. Повышение мотивации к учебной деятельности.
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
Психологические игры
Уроки психологического развития
Уроки общения
Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения детей с ОВЗ. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, выполнение грамматических заданий, другие задания из школьной программы. Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов ребенка. Такая комплексная психолого-педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформировать у учащихся представление об общих приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Все это предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами.
Программа содержит три этапа:
I. Этап психодиагностики (проводится психологом школы в начале учебного года).
II. Этап ориентировочный (выбор методов, форм и средств).
III. Этап практический (проведение коррекционных занятий).
Структура коррекционного занятия:
Тема.
Цели и задачи занятия.
Оборудование.
Игры и упражнения, используемые на занятии.
План занятия:
I. Вводная часть.
Создание положительной атмосферы.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы ребенок мог настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.
II. Основная часть.
Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими).
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Содержание тем курса «Коррекция»
№ | Тематика |
1 | Восприятие времени и пространства. |
Развитие кинестетических ощущений и восприятия. |
Целостность восприятия. |
Дифференцированность зрительных восприятий. |
2 | Устойчивость внимания. |
Переключение внимания. |
Распределение внимания. |
3 | Зрительная память. |
Словесно – логическая память |
Продуктивность запоминания. |
Полнота и точность представлений. |
4 | Обобщение и отвлечение. |
Проблемные ситуации. |
Процессы абстракции |
5 | Нравственные черты характера. |
Эмоционально-волевая сфера. |
6 | Понимание контекстной речи. |
Чувства. |
Я и другие. |
Критерии оценки
Оценочные критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень.
Учащийся, совершивший большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего.
Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Сформированы положительные навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень.
Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Сформированы положительные навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего.
Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень.
Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит, не использует в деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
У учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять;
существенные признаки и закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
нравственно-моральные качества;
- повысится:
уровень работоспособности;
уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
уровень развития памяти;
уровень развития внимания;
уровень развития мышления;
уровень развития восприятия;
уровень развития произвольной сферы;
интеллектуального развития;
уровень развития воображения;
речевой активности;
познавательной активности;
уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками;
Учащиеся должны уметь:
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах;
уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза;
уметь выделять существенные элементы, части8
уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др;
уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт;
использовать навыки невербального и вербального общения;
уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях;
уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;
уметь применять средства выразительности;
понимать чувства и переживания окружающих людей.
Календарно-тематическое планирование занятий
Нургалин Шарифулла 5 «а» класс, VII вид
№ | Тематика | Кол-во часов | Дата предпол. | Дата факт. |
1 | Начальная диагностика и тестирование | 2 | 14.11 21.11 | |
2 | Восприятие времени | 1 | 28.11 | |
3 | Восприятие пространства. | 1 | 5.12 | |
4 | Развитие кинестетических ощущений и восприятия. | 1 | 12.12 | |
5 | Целостность восприятия. | 1 | 19.12 | |
6 | Дифференцированность зрительных восприятий. | 1 | 26.12 | |
7 | Устойчивость внимания. | 1 | 16.01 | |
8 | Переключение внимания. | 1 | 23.01 | |
9 | Распределение внимания. | 1 | 30.01 | |
10 | Зрительная память. | 1 | 06.02 | |
11 | Словесно – логическая память | 1 | 13.02 | |
12 | Продуктивность запоминания. | 1 | 20.02 | |
13 | Полнота и точность представлений. | 1 | 27.02 | |
14 | Обобщение и отвлечение. | 1 | 06.03 | |
15 | Проблемные ситуации. | 1 | 13.03 | |
16 | Логическое мышление | 1 | 20.03 | |
17 | Критичность мышления | 1 | 03.04 | |
18 | Процессы абстракции | 1 | 10.04 | |
19 | Нравственные черты характера. | 1 | 17.04 | |
20 | Эмоционально-волевая сфера. | 1 | 24.04 | |
21 | Понимание контекстной речи. | 1 | 08.05 | |
22 | Чувства. | 1 | 15.05 | |
23 | Я и другие. | 1 | 22.05 | |
24 | Итоговая диагностика и тестирование | 1 | 29.05 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 25 | | |
Информационно-методическое сопровождение
Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2014
Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2011
Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2014
Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2011
120 уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2010
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2013
"Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2011 г.
Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2012
Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 2012.
Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 2014.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 2008.