№ | Дата проведения | Тема урока | Тип (вид) урока | Домашнее задание | Характеристика основных видов деятельности ученика | Информационное сопровождение |
Введение – 1 час |
Планируемые результаты обучения: Личностные - учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры. Предметные - учащийся должен уметь: называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли. Метапредметные – учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д. |
1 | 4.09-9.09 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы. | Вводное, изучение нового материала | §1 ,§2, стр 8 вопрос 4 письменно, стр 10 вопрос 3 | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | Презентация |
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 9 часов |
План местности - 4 часа |
Планируемые результаты обучения: Личностные - учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры. Предметные - учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту; определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Метапредметные – учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д. |
2 | 11.09-16.09 | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа № 1. «Изображение здания школы в масштабе» | Практикум | §3 стр 13 вопрос 4 §4 | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | Презентация, виртуальная лаборатория |
3 | 18.09-23.09 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 «Определение направлений и азимутов по плану местности» | Практикум | §5 Стр 19 вопрос 2 | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
4 | 25.09-30.09 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Комбинированный урок | §6, вопросы устно | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
5 | 2.10-7.10 | Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3. «Составление плана местности методом маршрутной съемки» | Практикум | §7, стр 26 вопрос 2 | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
Географическая карта – 5 часов |
6 | 9.10-14.10 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Изучение нового материала | §8, 9 | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | Электронные УМК, презентации |
7 | 16.10-21.10 | Градусная сеть на глобусе и картах. | Комбинированный урок | §10,стр 34 вопрос 1,2 | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | Электронные УМК, презентации |
8 | 23.10-28.10 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам» | Практикум | §11, 12 | Определение географических координат объектов | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
9 | 6.11-11.11 | Изображение на физических картах высот и глубин. | Комбинированный урок | §13 | Определение по картам высот и глубин объектов | Электронные УМК, презентации |
10 | 13.11-18.11 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Проверочная работа № 1. | Урок коррекции знаний | Повт §3-13 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | Электронное тестирование |
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки - 22 часа |
Планируемые результаты обучения: Личностные - учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры. Предметные - учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; называть меры по охране природы. Метапредметные – учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д. |
Литосфера – 5 часов |
11 | 20.11-25.11 | Земля и ее внутреннее строение. | Изучение нового материала | §14 вопросы устно | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению | Электронные УМК, презентации |
12 | 27.11-2.12 | Движения земной коры. Вулканизм. | Комбинированный урок | §15 Сообщения о вулканах | Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | Электронные УМК, презентации |
13 | 4.12-9.12 | Рельеф суши. Горы. | Изучение нового материала | §16, стр 59 вопрос 5 письменно | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке | Электронные УМК, презентации |
14 | 11.12-16.12 | Равнины суши. Практическая работа № 5. «Составление описания форм рельефа» | Практикум | §17, стр 66 вопрос 7 | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
15 | 18.12-23.12 | Рельеф дна Мирового океана. Проверочная работа №2 по теме «Литосфера» | Урок коррекции знаний | §18 вопросы устно | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов | Электронное тестирование |
Гидросфера – 6 часов |
16 | 25.12-30.12 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Изучение нового материала | §19, 20 | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей | Электронные УМК, презентации |
17 | 8.01-13.01 | Движение воды в океане. | Комбинированный урок | §21,стр 83 вопрос 4 | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений | Электронные УМК, презентации |
18 | 15.01-20.01 | Подземные воды. | Комбинированный урок | §22 вопросы устно | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии | Электронные УМК, презентации |
19 | 22.01-27.01 | Реки. | Комбинированный урок | §23,стр 94 вопрос 3,4 письменно | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов | Электронные УМК, презентации |
20 | 29.01-3.02 | Озера. Практическая работа № 6. «Составление описания внутренних вод» | Практикум | §24 Сообщение о Байкале | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
21 | 5.02-10.02 | Ледники. Проверочная работа № 3 по теме «Гидросфера» | Урок коррекции знаний | §25, стр 103 вопрос 7 | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты | Электронное тестирование |
Атмосфера – 7 часов |
22 | 12.02-17.02 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Изучение нового материала | §26,стр 106 вопрос 3,4 | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем | Электронные УМК, презентации |
23 | 19.02-24.02 | Температура воздуха. Практическая работа № 7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры» | Практикум | §27, стр 111 вопрос 4 | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
24 | 26.02-3.03 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8. «Построение розы ветров» | Практикум | §28 | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
25 | 5.03-10.03 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным» | Практикум | §29 | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
26 | 12.03-17.03 | Погода. | Комбинированный урок | §30, стр 128 вопрос 3 | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности | Электронные УМК, презентации |
27 | 19.03-24.03 | Климат | Комбинированный урок | §30,стр 128 вопрос 4 | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование | |
28 | 2.04-7.04 | Причины, влияющие на климат. | Комбинированный урок | §31 вопросы устно | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь | Электронное тестирование |
Биосфера и географическая оболочка – 4 часа |
29 | 9.04-14.04 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Изучение нового материала | §32, стр 142 вопрос 3 | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира | Электронные УМК, презентации |
30 | 16.04-21.04 | Распространение организмов в Мировом океане | Комбинированный урок | §32, стр 142 вопрос 7,8 | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений | Электронные УМК, презентации |
31 | 23.04-28.04 | Природный комплекс. Практическая работа № 10. «Составление характеристики природного комплекса» | Практикум | §33, стр 147 вопросы 4,5 | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану | Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория |
32 | 30.04-5.05 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» (тест) | Урок коррекции знаний | Повторить | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой | Электронные УМК, презентации |
Раздел 3. Население Земли - 3 часа |
Планируемые результаты обучения: Личностные - учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры. Предметные - учащийся должен уметь: рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Метапредметные – учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). |
33 | 7.05-12.05 | Население Земли. | Комбинированный урок | §34, стр 153 вопросы 4,8 | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек | Электронные УМК, презентации |
34 | 14.05-19.05 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли». Итоговая Контрольная работа. | Урок коррекции знаний | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой | Электронное тестирование |