ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно – тематическое планирование по музыке 4 класс
Класс 4
Учитель Морковкина Л.Н.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4, зачётов – 0, тестов – 0.
Административных контрольных уроков – 0
Планирование составлено на основе программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Учебник: Музыка 4 класс. Просвещение 2014 год
Дополнительная литература: Пособие для учителя «Уроки музыки, 1-4 классы»
№ урока | Тема урока, тип урока | Дата | Средства ИКТ | Примечание |
План | Факт |
«Россия-Родина моя» (3 ч.) |
1 | «Мелодия. Ты запой мне эту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей». | Сентябрь | | Презентация с CD -диска | |
2 | «Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская зародилась музыка?» Входная контрольная работа. | Сентябрь | | Презентация с CD -диска | |
3 | «Я пойду по полю белому. На великий праздник собрался Русь!» | Сентябрь | | Презентация с CD -диска | |
«О России петь – что стремиться в храм». (4 ч.) |
4 | Святые земли Русской. Кирилл и Мифодий. | Сентябрь | | Презентация с CD -диска | |
5. | «Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел Вопияше» | Октябрь | | Презентация с CD -диска | |
6. | «Родной обычай старины». | Октябрь | | Презентация с CD -диска | |
7. | «Светлый праздник». | Октябрь | | Презентация с CD -диска | |
«День, полный событий». (6 ч.) |
8. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения… Обобщение темы Контрольная работа за 1 четверть. | Октябрь | | | |
9. | «Зимнее утро. Зимний вечер» | Ноябрь | | Презентация с CD -диска | |
10. | «Что за прелесть эти сказки! Три чуда». | Ноябрь | | Презентация с CD -диска | |
11. | «Ярморочное гулянье»». | Ноябрь | | Презентация с CD -диска | |
12. | «Святогорский монастырь». | | | Презентация с CD -диска | |
13. | «Приют сияньем муз одетый». | Декабрь | | Презентация с CD -диска | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
14. | «Композитор – имя ему народ» «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов». | Декабрь | | Презентация с CD -диска | |
15. | «Музыкант – чародей. Народные праздники (Троица)». | Декабрь | | Презентация с CD -диска | |
16. | Обобщение темы. Контрольная работа за 2 четверть | Декабрь | | | |
17. | «Музыкальные инструменты» | Январь | | Презентация с CD -диска | |
18. | «Вариации на тему рококо. Старый замок» | Январь | | Презентация с CD -диска | |
19. | «Счастье в сирени живёт» | Январь | | Презентация с CD -диска | |
20. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…» | Январь | | Презентация с CD -диска | |
21. | «Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра». | Февраль | | Презентация с CD -диска | |
«В музыкальном театре». (6 ч.) |
22. | «Опера «Иван Сусанин»: бал в замке польского короля (2 действие)» | Февраль | | Презентация с CD -диска | |
23. | «За Русь мы все стеной стоим...(3 действие). Сцена в лесу(4 действие)». | Февраль | | Презентация с CD -диска | |
24. | «Исходила малёшенька» | Февраль | | Презентация с CD -диска | |
25. | «Русский восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы». | Март | | Презентация с CD -диска | |
26. | «Балет Петрушка». «Театр музыкальной комедии». | Март | | Презентация с CD -диска | |
27. | Обобщение темы. Контрольная работа за 3 четверть. | Март | | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».(7 ч.) |
28. | «Прелюдия. Исповедь души». | Апрель | | Презентация с CD -диска | |
29. | «Революционный этюд» | Апрель | | Презентация с CD -диска | |
30. | «Мастерство исполнителя» | Апрель | | Презентация с CD -диска | |
31. | «В интонации спрятан человек». | Май | | Презентация с CD -диска | |
32. | «Музыкальные инструменты». | Май | | Презентация с CD -диска | |
33. | «Музыкальный сказочник». «Рассвет на Москве - реке». | Май | | Презентация с CD -диска | |
34. | Обобщение темы. Контрольная работа за 4четверть и год.. | Май | | | |