Планируемые результаты
По окончании 7 класса учащиеся научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание курса
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа ХIХХХ вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура ХIХ в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыке современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо- сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Календарно – тематическое планирование по музыке 7 класс
Класс 7
Учитель Морковкина Л.Н.
Количество часов
Всего 35 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4, зачётов – 0, тестов – 0.
Административных контрольных уроков – 0
Планирование составлено на основе программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Учебник: Музыка 7 класс Е. Д. Критской , Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.-М.: Просвещение 2013 год
Дополнительная литература: Пособие для учителя «Уроки музыки» 5-7 классы Е. Д. Критской , Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.-М.: Просвещение 2013 год
№ урока | Тема урока, тип урока | Дата | Средства обучения (ИКТ,ТСО,ЭОР,ЦОР) | Примечание |
План | Факт |
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) |
1. | «Классика и современность». «В музыкальном театре. Опера». | Сентябрь | | Презентация с CD -диска. | |
2. | Входная контрольная работа. | Сентябрь | | | |
3. | «Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая - судьба народная». | Сентябрь | | Презентация с CD -диска. | |
4. | «Родина моя! Русская земля». | Сентябрь | | Презентация с CD -диска. | |
5. | «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игори. Портрет половцев. Плач Ярославны». | Сентябрь | | Презентация с CD -диска. | |
6. | «В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». | Октябрь | | Презентация с CD -диска. | |
7. | «Плач Ярославны». «Молитва». | Октябрь | | Презентация с CD -диска. | |
8. | «Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». | Октябрь | | Презентация с CD -диска. | |
9. | «Обобщение материала». Контрольная работа по итогам 1 четверти. | Октябрь | | | |
10. | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». «Пори и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | Ноябрь | | Презентация с CD -диска. | |
11. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо». | Ноябрь | | Презентация с CD -диска. | |
12. | «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора». | Ноябрь | | Презентация с CD -диска. | |
13. | Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». | Ноябрь | | Презентация с CD -диска. | |
14. | Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». | Декабрь | | Презентация с CD -диска. | |
15. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. | Декабрь | | Презентация с CD -диска. | |
16. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги». | Декабрь | | Презентация с CD -диска. | |
17. | Обобщение материала. Контрольная работа по итогам 2 четверти. | Декабрь | | | |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч) |
18. | Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Январь | | Презентация с CD -диска. | |
19. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | Январь | | Презентация с CD -диска. | |
20. | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Январь | | Презентация с CD -диска. | |
21. | Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. | Февраль | | Презентация с CD -диска. | |
22. | Соната № 2 С. Прокофьева. | Февраль | | Презентация с CD -диска. | |
23. | Соната № 11 В.-А. Моцарта. | Февраль | | Презентация с CD -диска. | |
24. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. | Февраль | | Презентация с CD -диска. | |
25. | Симфония №40 В.-А. Моцарта. | Март | | Презентация с CD -диска. | |
26. | Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. | Март | | Презентация с CD -диска. | |
27. | «Симфония № 5 Л.Бетховена». | Март | | Презентация с CD -диска. | |
28. | Обобщение материала. Контрольная работа за 3 четверть. | Март | | | |
29. | Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта | Апрель | | Презентация с CD -диска. | |
30. | Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского | Апрель | | Презентация с CD -диска. | |
31. | Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. | Апрель | | Презентация с CD -диска. | |
32. | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. | Апрель | | Презентация с CD -диска. | |
33. | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. | Май | | Презентация с CD -диска. | |
34. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Май | | Презентация с CD -диска. | |
35 | Исследовательский проект. Пусть музыка звучит! Обобщение материала | Май | | Презентация с CD -диска. | |
Итого: | 35 часов. | | | |