Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты (предметные, метапредметные (УУД), личностные) | Основные виды деятельности обучающихся | Примечания |
Введение (1 час) |
| 1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок общеметодической направленности | П: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему К: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли. Р: выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию. П: объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения. Л: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из худож. литературы, анализ текста | |
| Повторение изученного в 5 – 6 классах (10ч.) |
| 2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Урок общеметодической направленности | П: учиться применять алгоритм проведения синт. разбора К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе разбора Л: формирование мотивации к повторению изученного | Объяснительный диктант с послед. самопроверкой, работа в парах, самостоятельное проектирование аргументированного текста, комплексное повторение, комментированное выставленных оценок | |
| 3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок общеметодической направленности | П: учиться применять алгоритм проведения пункт. разбора К: проявлять речевые действия. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста Л: формирование навыков по алгоритму | Комплексное повторение, беседа по контрольным вопросам, упражнения, коллективное проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 4 | Входная контрольная работа | Урок контроля | | | |
| 5 | Лексика и фразеология | Урок общеметодической направленности | П: осваивать алгоритм проведения компл. Анализа текста К: проявлять речевые действия. Р: опрежделять новый уровень отношения к себе П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста Л: формирование познавательного интереса к предмету | Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника, анализ художественного текста, словарная работапроектирование выполнения домашнего задания, комментированное выставление оценок | |
| 6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | Урок рефлексии | П: умение проводить фонетич. разбор К: устанавливать рабочие отношения Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе фонет. разбора Л: формирование познавательного интереса к предмету исследования | Индивидуальная и парная работа с диагностическим материалом, беседа, выполнение фонетического разбора, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, практическая работа | |
| 7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | Урок общеметодической направленности | П: научиться производить разборы УУД: К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе словообразов. и морфемного разбора Л: формирование мотивации к исследовательской деятельности | Комплексное повторение ранее изученного, практическая работа в парах, групповая работа по вариантам, проектирование выполнения д/з. | |
| 8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Урок общеметодической направленности | П: научиться производить морфологический разбор К: формировать навыки работы в группе Р: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морф. разбора Л: формирование мотивации к обучению в группе | Коллективная работа, фронтальная беседа, работа в парах, практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | |
| 9 | Контрольная работа «Повторение изученного в 6 классе» | Урок контроля | П: учиться применять навык правильного написания орфограмм К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Контрольный диктант | |
| 10-11 | Р.Р. Сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью» | Урок развития речи | П: научиться составлять текст сочинения по картине К: владеть монолог. и диалогич. речью в соответствии с нормами языка Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Сочинение | |
| | Тексты и стили (4ч.) |
| 12 | Р.Р. Текст | Урок развития речи | П: научиться определять признаки текста К: формировать навыки работы в группе. Р: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместной работе П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста Л: : формирование мотивации к обучению | Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, участие в коллективном диалоге, работа с текстом, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 13 | Диалог как текст. Виды диалога. | Урок общеметодической направленности | П: научиться строить диалог и оформлять реплики К: владеть монолог. и диалог. речью Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Индивидуальная и коллективная работа, конструирование диалогов, анализ текста, работа с доской, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 14 | Р.Р. Стили литературного языка | Урок развития речи, открытие нового знания | П: научиться определять текст по форме, виду речи, типу текста УУД: К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Коллективная работа в парах сильный – слабый, работа с учебником, свободный диктант с последующей взаимопроверкой, групповая работа (стилистический анализ текста). проектирование выполнение д/з | |
| 15 | Р.Р. Публицистический стиль | Урок развития речи | П: научиться определять текст публицистического стиля УУД: К: владеть монологической и диалогической формами речи. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста публицистического стиля. Л: формирование мотивации к исследованию и конструированию текста | Коллективное составление памяток, изучение содержания параграфа учебника, словарная работа, написание небольшой статьи, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (31ч) |
| 16 | Причастие как часть речи | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять причастие и отличать их от глаголов и прилагательных К: формировать навыки работы в группе Р: применять метод информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Лабораторная работа по определению причастий в предложении, фронтальная беседа по результатам работы, составление алгоритма определения причастий, составление схемы основных признаков причастий, групповая работа по алгоритму, | |
| 17 | Склонение причастий Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок «открытия» нового знания | П: научиться определять причастия и видеть их падежные окончания, применять правило написания окончаний причастий К: устанавливать рабочие отношения Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетаний с причастиями Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Самостоятельная работа с лингвистическим портфолио, работа в парах сильный – слабый, фронтальная работа по результатам выполнения д/з, составление конспекта статьи учебника, словарная работа, практическое выполнение тренировочных заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 18 | Причастный оборот | Урок «открытия» нового знания | П: научиться обособлять распростр. согласованное определение УУД: К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать траекторию развития П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Л: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Самостоятельная работа с лингвистическим портфолио, групповая работа, построение схем, работа с учебником, конструирование текста с причастными оборотами, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 19- 20 | Выделение причастного оборота запятыми | Урок общеметодической направленности, Урок контроля | П: проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок УУД: К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. Л: формирование мотивации к групповой и самостоятельной работе | Фронтальная беседа, работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения заданий, комплексное повторение, работа с дидактическим материалом, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 21 | Р.Р. Описание внешности человека | Урок развития речи | П: научиться составлять план текста описания внешности человека К: владеть монолог. и диалогич. речью в соответствии с нормами языка Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Самостоятельная и парная работа с материалом для описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 22 | Действительные и страдательные причастия | Урок «открытия» нового знания | П: научиться различать дейст. и страдат. причастия К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование мотивации к решению поставленных задач | Анализ ошибок, допущенных в сочинении, коллективная работа с печатными тетрадями, самостоятельная работа с учебником, составление лингвистического описания по теме, работа у доски, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 23 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок «открытия» нового знания | П: научиться различать причастия К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование познавательного интереса к деятельности | Урок-презентация, конспектирование материала, объяснительный диктант, написание лингвистического описания, групповая работа, анализ текста, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 24 | Действительные причастия настоящего времени | Урок «открытия» нового знания | П: научиться составлять и применять алгоритм К: представлять конкретное содержание сообщать его в письменной форме Р: определять новый уровень отношения к самому себе П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Парная работа с дидактическим материалом, изучение и конспектирование содержание параграфа учебника, лабораторная работа по тексту по вариантам, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 25- 26 | Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формирование навыков работы в группе и самостоятельно Р: применять метод информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование мотивации к самоанализу и самоконтроля | Коллективная работа с тетрадями, работа в парах сильный – слабый, выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 27 | Действительные причастия прошедшего времени | Урок общеметодической направленности | П: научиться находить дейст. причастия прошедшего времени К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе обобщения материала Л: формирование мотивации к обучению | Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, изучение материала параграфа учебника, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 28 | Страдательные причастия настоящего времени | Урок «открытия» нового знания | П: научиться определять стр. причастия настоящего времени К: формировать речевые действия Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ ошибок, допущенных в домашнем задании, отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текстов, составление лингвистического описания, работа с печатными тетрадями, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 29- 30 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять данное правило К: владеть монологической и диалогической речью Р: устанавливать рабочие отношения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с причастиями Л: формирование мотивации к сотрудничеству | Коллективная работа с интерактивной доской, , работа в парах сильный – слабый, выполнение заданий рабочей тетради, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 31 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять страд. Причастия прошедшего времени УУД: К: формировать навыки речевых действий Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Комплексное повторение, групповая работа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, лабораторная работа по словарям, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 32 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки речевых действий Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование интереса к аналитической деятельности, навыков самоанализа и самоконтроля | Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах сильный – слабый, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки речевых действий Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Л: формирование интереса к аналитической деятельности, навыков самоанализа и самоконтроля | Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах сильный – слабый, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 34 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки самост. работы Р: применять методы информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий и выполненного задания. Л: : формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый, составление текста, выполнение тренировочных упражнений, , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 35 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки самост. работы Р: применять методы информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий и выполненного задания. Л: : формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый, составление текста, выполнение тренировочных упражнений, , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 36 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки самост. работы Р: применять методы информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий и выполненного задания. Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый, составление текста, выполнение тренировочных упражнений, , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 37 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: формировать навыки самост. работы Р: применять методы информационного поиска П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий и выполненного задания. Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый, составление текста, выполнение тренировочных упражнений, , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. | |
| 38 | Проверочная работа «Правописание причастий» | Урок контроля | | | |
| | Р.Р. Выборочное сжатое изложение | Урок развития речи | П: научиться выделять главную информацию в тексте, сжимать его К: владеть монолог. и диалогич. речью в соответствии с нормами языка Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Самостоятельная и парная работа с материалом для описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 39 | Морфологический разбор причастия | Урок общеметодической направленности | П: научиться производить морфологический разбор причастия К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистического описания Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Анализ ошибок, допущенных в изложении, работа по учебнику, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 40 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание не с причастиями | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: устанавливать рабочие отношения, управлять поведением партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе объяснения правила Л: формирование мотивации к обучению | Работа с лингвистическим портфолио, работа в группах сильный – слабый, творческая работа по дидактическому материалу, индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 41 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание не с причастиями | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться применять правило К: устанавливать рабочие отношения, управлять поведением партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе объяснения правила Л: формирование мотивации к обучению | Работа с лингвистическим портфолио, работа в группах сильный – слабый, творческая работа по дидактическому материалу, индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 42 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок «открытия» нового знания | П: учиться применять правило УУД: К: управлять поведением партнера Р: осознавать себя как движущую силу своего научения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование навыка индивид. творческого задания | Составление конспекта статьи справочника, индивидуальная работа: выполнение заданий теста, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 43 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок рефлексии | П: научиться проектировать индивид. маршрут УУД: К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Л: формирование познавательного интереса | Коллективная работа по вопросам учебника, словарная работа, индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником, работа в парах сильный – слабый, составление лингвистического описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
П: научиться воспроизводить приобретенные знания К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написанного текста и выполненного задания. Л: : формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
| 45 | Контрольная работа по теме «Причастие» | Урок контроля | Контроль и самоконтроль | |
| 46 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, в тестовой работе | Урок рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок | |
Деепричастие (11ч) |
| 47 | Деепричастие как часть речи | Урок «открытия» нового знания | Л: научиться различать деепричастия К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий Л: формирование мотивации к обучению | Групповая работа: анализ предложений с деепричастиями, фронтальная беседа по содержанию учебника, Работа в парах сильный – слабый, работа с доской, дидактическим материалом и учебником, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 48 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться обособлять деепричастные обороты К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложненного предложения Л: формирование мотивации к обучению | Составление конспекта статьи учебника, работа в парах по учебнику, практическая работа, выполнение тренировочных упражнений, выполнение тестовых заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться обособлять деепричастные обороты К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложненного предложения Л: формирование мотивации к обучению | Составление конспекта статьи учебника, работа в парах по учебнику, практическая работа, выполнение тренировочных упражнений, выполнение тестовых заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 50 | Раздельное написание не с деепричастиями | Урок «открытия» нового знания | П: научить применять правило К: управлять поведением партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений Л: формирование мотивации к обучению | Комплексное повторение, индивидуальная работа с лингвистическим портфолио, работа в парах, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 51 | Деепричастия несовершенного вида | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять деепр. Нес. В. К: слышать друг друга, выражать свои мысли Р: выделять и формулировать познавательную цель П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий Л: формирование навыков индив. и коллектив. исследоват. работы | Лабораторная работа по тексту художеств. литературы, работа в парах сильный – слабый, (составление плана-ответа), индивидуальная работа, словарная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 52 | Деепричастия совершенного вида | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять деепр.сов. в К: устанавливать рабочие отношения Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий Л: формировании мотивации к обучению | Лабораторная работа по тексту художеств. литературы, работа в парах сильный – слабый, (составление плана-ответа), индивидуальная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 53 | Морфологический разбор деепричастия | Урок рефлексии | П: научиться выполнять морф. разбор К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над правилами Л: формирование мотивации к обучению | Групповая работа (анализ предложений), фронтальная беседа по содержанию учебника, выполнение упражнений, работа с таблицей, групповое проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 54 | Р.Р. Составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь» | Урок развития речи | П: научиться составлять план к сочинению К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекции, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сжатого изложения Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Работа в парах по составлению плана при консультативной помощи учителя, работа с материалом учебника, самостоятельное проектирование индивидуальной работы, комментирование выставленных оценок | |
| 55 | Контрольная работа №2 по теме «Деепричастие» | Урок контроля | П: научиться воспроизводить приобретенные знания К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написанного текста и выполненного задания. Л: : формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контроль и самоконтроль | |
| 56 | Контрольная работа за 1 полугодие | | Контроль и самоконтроль | |
| 57 | Работа над ошибками по теме«Деепричастие» и по полугодовой работе | Урок контроля | Контроль и самоконтроль | |
| | Наречие (25ч) |
| 58 | Наречие как часть речи | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять наречия К: управлять поведением партнера Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования наречий Л: : формирование мотивации к изучению и закреплению | Фронтальная беседа с классом, работа по учебнику, работа в парах сильный – слабый, написание лингвистического описания по алгоритму выполнения заданий, выполнение упражнений, , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 59 | Разряды наречий | Урок общеметодической направленности | П: научиться распределять наречия по значению К: управлять поведением партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования наречий Л: формирование интереса к творческой деятельности | Работа с учебником, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа по учебнику и дидактическому материалу, составление таблицыпроектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 60 | Степени сравнения наречий | Урок общеметодической направленности Урок рефлексии | П: научиться видеть и применять алгоритм образования степеней наречий К: устанавливать рабочие отношения Р: : выделять и формулировать познавательную цель П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе образования степеней наречий Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Работа с материалом учебника, практическая парная работа, лабораторная работа по тексту художественной литературы, групповая работа по дидактическому материалу, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 61 | Морфологический разбор наречий | Урок рефлексии | П: научиться выполнять морф. разбор наречий К: устанавливать рабочие отношения Р: : выделять и формулировать познавательную цель П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе образования степеней наречий Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Лингвистическая разминка, проверка домашнего задания, беседа, работа по учебнику, словарная и орфоэпическая работа, выполнение тестовых заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 62
| Слитное и раздельное написание не с наречиями | Урок общеметодической направленности | П: научиться применять правило К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе применения правила Л: : формирование мотивации у обучению, навыков самоанализа и самоконтроля | Самостоятельная работа по дидактическому материалу, лингвистическая разминка, эвристическая беседа, работа по учебнику, выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
63 | Правописание не с наречиями | Урок рефлексии |
| 64 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | Урок общеметодической направленности | П: научиться применять правило К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текстов Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Лингвистическая разминка, Анализ предложений, работа по учебнику, объяснительный диктант, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 65 66 | Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. Правописание н и нн в наречиях | Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии | П: научиться приманыть данное правило К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к обучению | Коллективная работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый по алгоритму, индивидуальная работа с тестами, работа в группе, комментируемое письмо с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 67 | Р.Р. Описание действий | Урок развития речи | П: научиться применять алгоритм описания действий К формировать навыки учебного сотрудничества Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Коллективная работа с использованием алгоритма описания действий, работа по учебнику, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 68 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | П: научиться объяснять написания гласных о и е после шипящих К: формирование навыков учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Работа с материалом учебника, практическая работа по алгоритму, работа у доски, индивидуальная работа по учебнику, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 69 | Буквы О и А на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | П: научиться объяснять написания гласных на конце наречий К: формирование навыков учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Работа с учебником, работа со словарем, индивидуальная и коллективная работа с дидактическим материалом, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 70- 71 | Контрольное сочинение№1 по картине Е. Широкова «Друзья» | Урок развития речи. Урок контроля | П: научиться применять алгоритм описания картины К формировать навыки учебного сотрудничества Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Самостоятельная творческая работа | |
| 72 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок «открытия» нового знания | П: научиться применять данное правило К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению темы | Индивидуальная самостоятельная работа с текстами, практическое выполнение заданий из дидактического материала, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 73 | Правописание наречий с дефисом | Урок рефлексии |
| 74 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Урок «открытия» нового знания | П: научиться реализовывать алгоритм написания наречий К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению темы | Самостоятельная работа по дидактическому материалу, работа по учебнику, работа в парах сильный – слабый по составлению памятки, фронтальная работа с орфограммами (по дидактическому материалу), индивидуальное проектирование выполнения д/з | |
| 75 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок «открытия» нового знания | П: научиться применять правило К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению темы | Фронтальная работа с дидактическим материалом, работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, выполнение индивидуальных заданий, индивидуальное проектирование выполнения д/з | |
| 76 | Повторение изученного по теме «Наречие» | Урок рефлексии | П: научиться применять полученные знания К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению темы | Фронтальная беседа по вопросам, работа в группах с лингвистическим портфолио, индивидуальная работа по учебнику, анализ текстов, устная работа, составление таблицы на доске, словарный диктант, индивидуальное проектирование выполнения д/з | |
| 77 | Контрольная работа №3 по теме «Наречие» | Урок контроля | П: научиться реализовывать знания по изученной теме К: владеть монолог. и диалогич. формами речи Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа наречий Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Контроль и самоконтроль | |
| 78 | Работа над ошибками по теме «Наречие» | Урок контроля | П: научиться воспроизводить приобретенные знания К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написанного текста и выполненного задания. Л: : формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контроль и самоконтроль | |
| 79 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Уроки рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок | |
| 80 | Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв | Урок развития речи | П: научиться выявлять и объяснять композиционные признаки текста учебно-научного стиля К: управлять поведением партнера Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста учебно-научного стиля Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Работа в парах сильный-слабый по алгоритму выполнения заданий, индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, работа по учебнику, комментирование выставленных оценок | |
| 81 | Учебный доклад | Урок развития речи | П: научиться применять алгоритм построения текста учебного доклада УУД: К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование устойчивой мотивации к обучению | Индивидуальная и коллективная работа с текстами с последующей взаимопроверкой, индивидуальное дифференцированное проектирование выполнения д/з. | |
| 82 | Практикум: доклады по заданиям | Урок рефлексии |
| | | | Категория состояния (5ч) | | |
| 83 | Категория состояния как часть речи | Урок «открытия» нового знания | П: научиться определять слова категории состояния К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению темы | Устная работа с текстом, работа со словарем, сопоставительный анализ предложений, работа по учебнику, комментированное письмо с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 84 | Р.Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи | Урок развития речи | П: научиться употреблять слова категории состояния в худ. речи К: использовать адекватные языковые средства для речев.высказ-я Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе конструирования текста Л: формирование мотивации к обучению | Работа с лингвистическим портфолио, работа в парах сильный – слабый, анализ предложений, выполнение упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 85 | Морфологический разбор категории состояния | Урок рефлексии | П: научиться выполнять морф. разбор К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слов Л: формирование мотивации к обучению | Коллективная работа с доской и учебником, работа с дидактическим материалом в парах сильный – слабый (объяснительный диктант), проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 86 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение № 1 | Урок развития речи Урок контроля | П: научиться воспроизводить приобретенные знания по сжатию текста К: использовать адекватные языковые средства для речев. высказ-я Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе конструирования текста Л: формирование мотивации к обучению | Контроль и самоконтроль | |
| 87 | Обобщение по теме «Категория состояния» | Урок рефлексии | П: научиться видеть часть речи: категорию состояния К: владеть монолог. и диалог. формами речи в соответствии с грамм. и синт. нормами родного языка Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: : формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Работа в парах сильный – слабый, лабораторная работа с художественным текстом по алгоритму выполнения задачи, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
Служебные части речи (1ч) |
| 88 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок общеметодической направленности | П: научиться отличать служебные ч.р. от самостоятельных К: устанавливать рабочие отношения Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование навыка организации своей деятельности | Лингвистическая разминка, , наблюдение над материалом учебника, беседа, групповая работа по дидактическому материалу, выполнение тренировочных упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
Предлог (9ч) |
| 89 | Предлог как часть речи | Урок «открытия» нового знания | П: научиться отличать предлог от других частей речи К: формировать навыки работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний Л: формирование мотивации к обучению | Групповая работа с материалом учебника, составление словарной статьи, работа с текстами, дидактическим материалом, анализ художественного текста, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 90 | Употребление предлогов | Урок «открытия» нового знания | П: научиться применять правила написания предлогов К: управлять поведением партнера Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста Л: формирование устойчивой мотивации к обучению | Коллективная работа, работа в парах (комплексное повторение на основе дидактического материала учебника), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 91 | Непроизводные и производные предлоги Простые и составные предлоги | Урок общеметодической направленности | П: научиться отличать произ. предлоги от непроизводных, пр. и сост. предлоги К: управлять поведением партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предлогов Л: формирование мотивации к изучению и закреплению | Групповая работа по вопросам учебника, практическая работа, лабораторная работа: анализ художественного текста, выполнение тренировочных упражнений, занимательная лингвистика, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 92 | Морфологический разбор предлога | Урок рефлексии | П: научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора К: устанавливать рабочие отношения Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе морфологического разбора слова Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Групповая работа по практическим материалам учебника, работа у доски, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 93 | Р.Р. Сочинение по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | П: научиться составлять текст К: использовать адекватные языковые средства для речев .высказ-я Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе конструирования текста письма Л: формирование мотивации к обучению | Групповая работа по материалам учебника. Конкурс творческих работ, работа на доске по составлению плана сочинения-репортажа | |
| 94 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок «открытия» нового знания | П: научиться применять правило написания производных предлогов К: формировать навыки работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Групповая лабораторная работа по материалам учебника, составление опорной схемы, работа по учебнику, словарная работа, конструирование предложений, выполнение тренировочных упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 95 | Правописание производных предлогов | Урок рефлексии |
| 96 | Контрольная работа № 4 по теме «Предлог» | Урок контроля | П: научиться применять изученные правила К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе написания диктанта, выполнения грамматического задания Л: формирование мотивации к обучению | Контроль и самоконтроль, самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 97 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Предлог» | Урок рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки УУД: К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок | |
Союз (13ч) |
| 98 | Союз как часть речи | Урок общеметодической направленности | П: научиться отличать союзы от др. ч.р. УУД: К: определять цели и способы взаимодействия Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования союзов Л: формирование мотивации к обучению | Коллективная работа, фронтальный опрос-повторение, анализ предложений, работа по материалу учебника, самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 99 | Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные | Урок «открытия» нового знания | П: научиться различать прост и составные союзы, определять соч. и подч. союзы К: формирование навыков учебного сотрудничества Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов Л: формирование навыков самоанализа | Презентация теоретического материала, беседа, работа по упражнению, комментирование выставленных оценок | |
| 100 | Р.Р. Употребление союзов в художественной речи | Урок развития речи | П: научиться понимать функции и значение союзов в худож. речи К: управлять своим поведением Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста Л: формирование мотивации к изучению и закреплению материала | Беседа, наблюдение над ролью союзов в сложных предложениях, анализ фрагментов художественных произведений, проектирование д/з, выставление оценок | |
| 101 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Урок общеметодической направленности | П: научиться применять правило постановки запятой в слож предл. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предл-й Л: формирование мотивации к изучению и закреплению материала | Групповая работа с дидактическим материалом, материалом учебника по алгоритму учителя, индивидуальная работа с последующей самопроверкой (объяснение орфограмм по памятке), проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 102 | Сочинительные союзы | Урок общеметодической направленности | П: научиться различать сочинит. союзы К: формирование навыков работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предлож-й Л: формирование мотивации к изучению и закреплению материала | Работа в группах по материалам памяток лингвистического портфолио, составление таблицы, конструирование текста, выполнение тренировочных заданий, , практическая работа с материалом учебника, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 103 | Подчинительные союзы | Урок общеметодической направленности | П: научиться различать сочинит. союзы К: формирование навыков работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предлож-й Л: формирование мотивации к изучению и закреплению материала | Работа в группах по материалам памяток лингвистического портфолио, составление таблицы, конструирование текста, выполнение тренировочных заданий, , практическая работа с материалом учебника, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 104 | Морфологический разбор союза | Урок рефлексии | П: научиться выполнять морфологический разбор союза К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения задачи урока Л: формирование навыков индив. и коллект. исследовательской деятельности | Работа с учебником, словарная работа, анализ предложений, выполнение упражнения, индивидуальная работа по учебнику, самостоятельное проектирование выполнения д/з, | |
| 105-106 | Р.Р. Сочинение – рассуждение о книге | Урок развития речи | П: научиться определять композ. особенности текста сочинения-рассуждения УУД: К: управлять поведение партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы Л: формирование мотивации к изучению и закреплению нового | Индивидуальная работа с текстом, беседа по вопросам, составление и обсуждение плана сочинения-рассуждения, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 107 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Урок «открытия» нового знания | П: научиться писать правильно союзы УУД: К: организовывать и планировать учебное сотрудничество Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Л: формирование интереса к творческой деятельности, к изучению нового | Коллективная работа с доской, лингвистическая разминка, анализ записанных примеров, выполнение тренировочных упражнений, выполнение индивидуальных заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 108 | Обобщение по теме «Союз» | Урок рефлексии | П: научиться применять полученные знания о союзе К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий Л: формирование навыков контроля и самоконтроля | Игра «Слитно – раздельно», беседа по вопросам, словарный диктант, дифференцированное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 109 | Контрольный диктант № 5 по теме «Союз» | Урок контроля | П: научиться применять изученные правила К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе написания диктанта, выполнения грамматического задания Л: формирование мотивации к обучению | Контроль и самоконтроль | |
| 110 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Союз» | Урок рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок | |
| | Частица (15ч) |
| 111 | Частица как часть речи | Урок общеметодической направленности | П: научиться отличать частицу от других частей речи К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного как ч.р. Л: формирование мотивации к изучению и закреплению нового | Работа в парах сильный – слабый, работа по учебнику, словарная работа, групповая работа: анализ текста, индивидуальное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок «открытия» нового знания | П: научиться определять формообразующие частицы К: управлять поведение партнера Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц Л: формирование мотивации к изучению и закреплению нового | Лингвистическая разминка, эвристическое задание по теме урока, самостоятельное изучение теоретического материала, анализ предложений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 113 | Смысловые частицы Смыслоразличительные частицы | Урок общеметодической направленности | П: научиться определять смыслоразлич. частицы : К: использовать адекватные языковые средства Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе анализа частиц Л: формирование мотивации к творческой деятельности | Коллективная работа с печатными тетрадями, фронтальная устная работа по учебнику, выполнение письменных тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 114 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок рефлексии | П: научиться правильно писать частицы К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению нового | Работа с печатным материалом, фронтальная устная работа по учебнику, словарная работа, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 115 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок рефлексии | П: научиться правильно писать частицы К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к изучению и закреплению нового | Работа с печатным материалом, фронтальная устная работа по учебнику, словарная работа, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 116 | Р.Р. Устное сочинение-выступление по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок развития речи | П: научиться определять основную мысль К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения Л: формирование навыков к творческой деятельности | Работа в группах: составление плана, практическая работа, проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 117 | Морфологический разбор частицы | Урок рефлексии | П: научиться выполнять морф. разбор К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования части речи Л: формирование интереса к творческой деятельности | Работа в парах сильный – слабый, фронтальная работа по учебнику, практическая работа, дифференцированное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 118 | Отрицательные частицы не и ни | Урок «открытия» нового знания | П: научиться писать отрицательные частицы не и ни К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к индивид деятельности по самост. плану | Работа с дидактическим материалом, игра – конкурс, коллективная работа в парах по алгоритму: конструирование текста, работа по учебнику, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений, выполнение упражнений, самостоятельное проектирование выполнение д/з | |
| 119 | Правописание отрицательных частиц не и ни | Урок рефлексии |
| 120 | Различение частицы не и приставки не | Урок общеметодической направленности | П: научиться различать не частицу и не приставку К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе анализа текста Л: формирование мотивации к индивид деятельности по самост. плану | Работа в парах сильный – слабый в тетрадях с последующей взаимопроверкой, фронтальная работа по учебнику, составление плана по алгоритму, орфоэпическая работа, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 121 | Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не» | Урок рефлексии |
| 122 | Частица ни, приставка ни, союз ни…ни | Урок общеметодической направленности | П: научиться различать ни союз, частицу, приставку К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальная работа по учебнику, практическая работа, работа с таблицей, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | |
| 123 | Повторение по теме «Частица» | Урок рефлексии | П: научиться применять полученные знания УУД: К: использовать адекватные языковые средства Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе решения задачи Л: формирование познавательного интереса к обучению | Работа в парах сильный – слабый с дидактическим материалом, материалом учебника, составление памятки, фронтальная беседа по контрольным вопросам, словарная работа, практическая работа, проектирование выполнения д/з | |
| 124 | Контрольный диктант № 6 по теме «Частица» | Урок контроля | П: научиться применять алгоритм выполнения тестовых заданий УУД: К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий Л: формирование навыков контроля и самоконтроля | Контроль и самоконтроль | |
| 125 | Анализ ошибок, полученных в контрольном диктанте и контрольной работе | Урок рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Коллективная работа – анализ ошибок, классификация, работа в парах сильный – слабый с орфограммами по алгоритму лингвистического портфолио, выполнение упражнений, работа со словарем, самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
Междометие (2ч) |
| 126 | Междометие как часть речи | Урок «открытия» нового знания | П: научиться определять междометия УУД: К: слушать и слышать друг друга Р: формулировать познавательную цель П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила Л: : формирование познавательного интереса к изучению нового | Коллективная работа – конструирование текста, работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый с орфограммами, выполнение упражнений, работа со словарем, самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 127 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок общеметодической направленности | П: научиться применять правило УУД: К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования данного правила Л: формирование навыка развернутого анализа | Работа в парах сильный – слабый с учебником по алгоритму выполнения задания, выполнение упражнений, творческая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок | |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (9ч) |
| 128 | Разделы науки о русском языке Текст и стили речи. Учебно-научная речь | Урок рефлексии | П: научиться выполнять лингвистическую задачу К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения задачи Л: формирование мотивации к обучению | Работа в группах: составление плана, практическая работа, работа с таблицей, анализ текста, проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 129 | Фонетика Графика | Урок рефлексии | П: научиться применять фонетический анализ слова К: формировать навыки учебного сотрудничества Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л: формирование мотивации к обучению | Коллективная работа с тетрадями по алгоритму с последующей проверкой, составление памятки по теме урока, практическая работа, проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 130 | Лексика и фразеология | Урок рефлексии | П: научиться применять полученные знания К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Самостоятельная работа по материалу учебника по алгоритму с последующей взаимопроверкой, лабораторная работа в группах, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 131 132 | Морфемика. Словообразование Морфология и орфография | Урок общеметодической направленности Уроки рефлексии | П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе анализа слова Л: формирование мотивации к обучению П: научиться применять полученные знания К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе анализа слова Л: формирование мотивации к обучению | Работа в парах сильный – слабый с учебником по алгоритму выполнения задания, выполнение упражнений, творческая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок Коллективная работа с доской, работа в парах сильный – слабый со словами-орфограммами, групповая проектная работа, выполнение индивидуальных заданий, проектирование выполнения д/з | |
| 133 | Синтаксис и пунктуация | Урок рефлексии | П: научиться применять полученные знания К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе анализа слова Л: формирование мотивации к обучению | Фронтальная работа по учебнику, практическая работа, работа с таблицей, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | |
| 134 | Итоговая контрольная работа № 6 по курсу 7 класса | Урок контроля
| П: научиться выявлять проблемные зоны в ходе изученных тем К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания теста Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Самостоятельное выполнение тестовых заданий, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок | |
| 135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах | Урок рефлексии | П: научиться анализировать допущенные ошибки К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. Л: формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок | |
| 136 | Урок-игра «Знай и изучай русский язык» | Урок рефлексии | Задание на лето | | |