СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по биологии для СПО (техникум) - технический профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по биологии для СПО (техникум) - технический профиль»

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»



УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

__________ Ю.В. Сметанникова

«____» ______________ 2015г.


Календарно-тематический план


по дисциплине биология

Специальности:

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и

гражданских зданий


Курс: 1 Группы: ИСО1-15, ЭМт1-15


Преподаватель Слюсарь К.С.


Количество часов по учебному плану (максимальное) 117

Из них:

а) аудиторная нагрузка 78

теория 66

лабораторно – практические занятия 12

б) внеаудиторная самостоятельная работа студента 39


План составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).

Рассмотрен и утвержден на заседании ЦМК естественно-математических дисциплин

Протокол № __от «____» _________ 2015г

Председатель ЦМК Е.В. Репникова


Таблица 1

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студента, час.

Всего часов

в том числе

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)


Раздел 1. Введение

3

2

2

0

0

0

1

Задачи общей биологии. Связь с другими биологическими науками.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Критерии живых систем. Уровни организации живой материи.

Методы познания живой природы.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Раздел 2. Учение о клетке

18

12

11

0

1

0

6

Клетка – элементарная живая система.

3

2

1

0

1

0

1

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Органические вещества клетки. Белки.

1

1

1

0

0

0

0

Углеводы. Липиды.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК.

1

1

1

0

0

0

0

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Органоиды клетки.

4

1

1

0

0

0

3

Вирусы. Особенности биологии вирусов Вирусные заболевания (СПИД и др.).

1

1

1

0

0

0

0

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

1

1

0

0

0

0

Жизненный цикл клетки. Деление клеток.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Тест по разделу 2 «Учение о клетке»

1

1

1

0

0

0

0

Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

13,5

9

7

0

2

0

4,5

Организм – единое целое.

4

1

1

0

0

0

3

Бесполое размножение.

1

1

1

0

0

0

0

Половое размножение.

1

1

1

0

0

0

0

Мейоз. Образование половых клеток.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма.

1

1

1

0

0

0

0

Сходство зародышей. Биогенетический закон.

4

3

1

0

2

0

1

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека.

1

1

1

0

0

0

0

Раздел 4. Основы генетики и селекции

22,5

15

12

0

3

0

7,5

Генетика как наука.

4

1

1

0

0

0

3

Основные понятия генетики.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Законы Менделя.

1

1

1

0

0

0

0

Моногибридное скрещивание.

1

1

1

0

0

0

0

Дигибридное скрещивание.

2

1

1

0

0

0

1

Хромосомная теория наследственности.

1

1

1

0

0

0

0

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Практическая работа. Решение генетических задач.

3

2

0

0

2

0

1

Значение генетики для селекции и медицины.

1

1

1

0

0

0

0

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

1

1

0

0

0

0

Наследственная и модификационная изменчивость.

3

2

1

0

1

0

1

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Центры происхождения культурных растений.

1

1

1

0

0

0

0

Раздел 5. Эволюционное учение

22,5

17

14

0

3

0

8,5

История развития эволюционных идей.

4

1

1

0

0

0

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

1

1

0

0

0

0

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Движущие силы эволюции.

1

1

1

0

0

0

0

Концепция вида, его критерии.

4

3

1

0

2

0

1

Популяция.

1

1

1

0

0

0

0

Микроэволюция.

1

1

1

0

0

0

0

Макроэволюция.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Доказательства эволюции.

3

2

1

0

1

0

1

Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

3

1

1

0

0

0

2

Основные направления эволюционного прогресса.

1

1

1

0

0

0

0

Биологический прогресс и регресс.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Тест по разделу 5 «Эволюционное учение»

1

1

1

0

0

0

0

Раздел 6. История развития жизни на Земле.

10,5

7

7

0

0

0

3,5

Гипотезы происхождения жизни.

4

1

1

0

0

0

3

Краткая история развития органического мира.

1

1

1

0

0

0

0

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

1

1

0

0

0

0

Современные гипотезы о происхождении человека.

1

1

1

0

0

0

0

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

1

1

0

0

0

0

Эволюция человека. Человеческие расы.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Зачет по разделу 6.

1

1

1

0

0

0

0

Раздел 7. Основы экологии

19,5

13

10

0

3

0

6,5

Предмет экология. Задачи экологии.

4

1

1

0

0

0

3

Экологические факторы. Экологические системы.

3

2

1

0

1

0

1

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2

1

1

0

0

0

1

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

1

1

1

0

0

0

0

Искусственные сообщества.

1

1

1

0

0

0

0

Биосфера.

1

1

1

0

0

0

0

Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.

2

1

1

0

0

0

1

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1

1

1

0

0

0

0

Изменения в биосфере.


1

1

1

0

0

0

0

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Практическая работа. Решение экологических задач.

2

2

0

0

2

0

0

Радел 8. Бионика

4,5

3

3

0

0

0

1,5

Бионика как наука. Задачи бионики.

1,5

1

1

0

0

0

0,5

Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

1


0

0

0

1

Зачет

1

1

1

0

0

0

0

ВСЕГО:

117

78

66

0

12

0

39





Таблица 2

Тематический план


№ п/п


Наименование разделов и тем

Кол-во

ч.

Вид занятия

Дидактическое обеспечение

Задания для самостоятельной работы студентов

(домашнее задание), кол-во часов

Формы и

методы контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

Задачи общей биологии. Связь с другими биологическими науками.

Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

2

теоретическое занятие

Презентация «Предмет и задачи биологии. Связь биологии с другими науками» И «Критерии живых систем»

Работа с конспектом лекции

С.5- 11

ВСР- Работа с конспектом- составление ОК (0,5)

ВСР - Привести примеры проявления свойств живых систем на разных уровнях их организации (0,5)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

2

Клетка – элементарная живая система.

Практическая работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2

теоретическое занятие (45 мин.)

практическое занятие (45 мин.)

Видео «Внутренняя жизнь клетки»

Презентация «Клетка» и «Строение растительной и животной клетки»

Инструктивная карта к практической работе.

Микроскоп, микропрепараты растительного и животного материала.


Работа с конспектом лекции

ВСР- Работа с конспектом – составить ОК (1)

Оформление отчета по практической работе

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

лабораторный контроль

3

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки. Белки.

2

теоретическое занятие


Презентации «Химическая организация клетки»

и «Белки»

Гл.1 §1.1.1., 1.1.2

ВСР - Работа с конспектом – заполнить таблицу (0,5)

Повторить конспекты лекций


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (проверочная работа)

устный (фронтальный и

4

Углеводы. Липиды.

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК.

2

теоретическое занятие


Презентации «Углеводы и липиды» и «Нуклеиновые кислоты»

Видео «Вопрос времени. ДНК- досье на клетку»


Гл. 1 §1.1.2, 1.1.3

Работа с конспектом лекции

ВСР - Работа с конспектом – составить ОК (0,5)


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

5

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

Органоиды клетки.

2

теоретическое занятие


Видео «Строение клетки и протекающие в ней процессы» и «Органоиды клетки под микроскопом»

Презентация «Строение клетки»

Работа с конспектом лекции

Гл. 1 §1.2.1,1.2.2, 1.2.3

ВСР- Изображение животной клетки и обозначение ее органоидов (0,5)

ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору) -Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

-Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

-Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

-Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

-Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания, их профилактика. (3)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)


6

Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания (СПИД и др.).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

2

теоретическое занятие


Видео «Групп атакует! Как вирус вторгается в наше тело»

Презентации «Вирусы»

Видео «Как происходит синтез белка» и

«Обмен веществ»

Гл.1 §1.2.4, ответить на вопросы для самоконтроля

Гл. 1§1.3, ответить на вопросы для самоконтроля


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)


7

Жизненный цикл клетки. Деление клеток.

Контроль знаний.

2

теоретическое занятие

Видео «Репликация ДНК»

Презентация «Жизненный цикл клетки. Деление клеток»

Задания для контрольной работы (тесты)

Гл. 1§1.4

ВСР- Работа с конспектом – нарисовать схему деления клетки. (0,5)


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (проверочная работа)

тестирование

8

Организм – единое целое.

Бесполое размножение.

2

теоретическое занятие

Видео «Антиалкогольная реклама первого канала»

Презентации «Организм- единое целое» и «Бесполое размножение»

Работа с конспектом лекции

Гл.1 §1.5.1, ответить на вопросы для самоконтроля

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

9

Половое размножение.

Мейоз. Образование половых клеток.

2

теоретическое занятие

Презентация «Половое размножение» и

«Мейоз. Образование половых клеток»

Гл. 1 §1.5.1, 1.5.2, ответить на вопросы для самоконтроля

ВСР- Составление опорного плана по теме (0,5)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

10

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма.

Сходство зародышей. Биогенетический закон.

2

теоретическое занятие

Видео «Фантастическое видео. Как происходит зачатие ребенка"

Презентация «Индивидуальное развитие»

Гл. 1 §1.5.3, 1.5.4 - 1.5.6

ВСР- Подготовка сообщений по темам (по выбору):

-Биологическое значение митоза и мейоза.

-Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

-Половое размножение и его биологическое значение.

-Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

-Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

-Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

-Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.(1)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

11

Практическая работа №2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных, как доказательство их эволюционного родства.

2

практическое занятие

Инструктивная карта к практической работе.

Презентация «Выявление и описание признаков…»

Оформление отчета по практической работе

лабораторный контроль

12

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека.

Генетика как наука.

2

теоретическое занятие

Презентация «Репродуктивное здоровье человека»

Видео «18 фактов о генетике, которые тебе нужно знать»

Работа с конспектом лекции

ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору):

-Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

-Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

-Драматические страницы в истории развития генетики.

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

-Этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение и т.п.).

-Центры многообразия и происхождения культурных растений.

-Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-Значение изучения предковых форм для современной селекции.

-История происхождения отдельных сортов культурных растений.(3)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)


13

Основные понятия генетики.

Законы Менделя.

2

теоретическое занятие

Презентация «Основные понятия генетики» и «Законы Менделя»

Работа с конспектом лекции

Составить интеллект-карту

ВСР- Работа с конспектом – выучить понятия.(0,5)

Гл. 2 §2.1.1, составить опорный конспект


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

14

Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание.

2

теоретическое занятие

Презентации «Моногибридное скрещивание» и «Дигибридное скрещивание»

Работа с конспектом лекции, решить задачи в тетради

ВСР- Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. (1)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

15

Хромосомная теория наследственности.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2

теоретическое занятие

Презентации «Хромосомная теория наследственности» и «Генетика пола»

Гл.2 §2.1.2, 2.1.3,

ответить на вопросы для самоконтроля

ВСР - Решение генетических задач. (0,5)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

16

Практическая работа №3. Решение генетических задач.

2

Практическое занятие

Инструктивная карта для практической работы.


ВСР- Оформить отчет по практической работе (1)

лабораторный контроль

17

Значение генетики для селекции и медицины.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

теоретическое занятие

Презентации «Генетика в селекции и медицине» и «Наследственные болезни человека»

Работа с конспектом лекции

Гл. 2 §2.2.3

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

18

Наследственная и модификационная изменчивость.

Практическая работа №4. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка их возможного влияния на организм.

2

теоретическое занятие (45 мин.)

практическое занятие (45 мин.)

Презентация «Наследственная и модификационная изменчивость»

Инструктивная карта для практической работы.

Работа с конспектом лекции

Гл. 2 §2.2.1, 2.2.2

ВСР- Решение генетических задач (1)

Оформление отчета по практической работе

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

лабораторный контроль

19

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии.

Центры происхождения культурных растений.

2

теоретическое занятие

Презентация «Основные методы селекции. Биотехнологии» и

«Центры происхождения культурных растений»

Гл.2 §2.3.1, 2.3.2, 2.3.3

ВСР- решение генетических задач (0,5)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

20

История развития эволюционных идей.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

2

теоретическое занятие

Презентации «Развитие эволюционных идей» и «Ч. Дарвин»

Гл. 3§3.1.1, 3.1.2

ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору):

-История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

-Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

-Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

-Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

-Биологический прогресс и регресс.(3)


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

21

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

2

теоретическое занятие


Презентация «Эволюционное учение» и «Движущие силы эволюции»

Видео «Мутанты»

Гл. 3 §3.2, 3.3, 3.4

Работа с конспектом лекции

ВСР- Работа с конспектами – выполнить ОК (0,5)

Работа с конспектом лекции


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

22

. Результаты эволюции. Современные представления об эволюции.

Концепция вида, его критерии.

2

теоретическое занятие

Презентации «Результаты эволюции» и «Вид»

Работа с конспектом лекции

Гл. 3 §3.3.1, составить интеллект - карту

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

23

Практическая работа №5. Выявление изменчивости у особей одного вида.

2

практическое занятие

Инструктивная карта для практической работе


ВСР- Оформление отчета по практической работы (1)


лабораторный контроль (постановка опытов)

24

Популяция.

Микроэволюция.

2

теоретическое занятие

Презентация «Популяция» и «Микроэволюция»

Гл. 3§ 3.4, составить интеллект-карту


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

25

Макроэволюция.

Доказательства эволюции.

2

теоретическое занятие

Презентация «Макроэволюция»

и «Доказательства эволюции»

Составить интеллект-карту

Гл. 3 §3.5

ВСР- Работа с конспектами- выучить понятия. (1)

Работа с конспектом лекции

ВСР- Работа с конспектами – выучить основные положения (1)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

26

. Практическая работа №6. Приспособление организмов к разным средам обитания.

Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

2

практическое занятие (45 мин.)

теоретическое занятие (45 мин.)

Инструктивная карта к практической работе

Презентация «Практическая работа по приспособленности организмов»

Презентации «Черная книга», «Красная книга»

ВСР - Оформление отчета по практической работе (1)

Работа с конспектом лекции

ВСР- Работа с конспектами- заполнить таблицу (2)

Лабораторный контроль,

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

27

Основные направления эволюционного прогресса.

Биологический прогресс и регресс.

2

теоретическое занятие

Презентация «Основные направления эволюционного прогресса» и «Биологический прогресс и регресс»

Гл.3 §3.5.2, составить синквейн

Работа с конспектом лекции

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

28

Контроль знаний.

Гипотезы происхождения жизни.

2

теоретическое занятие

Задания для контрольной работы

Презентация «Гипотезы происхождения жизни»

Гл.4 §4.2

ВСР - Написание рефератов по темам (по выбору):

-Различные гипотезы происхождения жизни.

-Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

-Ранние этапы развития жизни на Земле.

-Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

-Современные представления о происхождении птиц и зверей.

-Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

-Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

-Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. (3)

Письменный контроль (тестирование)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

29

Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

теоретическое занятие

Презентации «Эволюция органического мира»

Гл.4 §4.1, составить кроссворд

Работа с конспектом лекции

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

30

Современные гипотезы о происхождении человека.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

2

теоретическое занятие

Презентация «Происхождение человека»

Гл.5 §5.1, 5.2, заполнить таблицу

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

31

Эволюция человека. Человеческие расы.

Контроль знаний.

2

теоретическое занятие

Презентация «Человеческие расы»

Задания для контроля (тесты).

Гл. 5 §5.3

ВСР- Работа с конспектом – заполнение таблицы (0,5)


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

письменный контроль (тестирование)

32

Предмет экология. Задачи экологии.

Экологические факторы. Экологические системы.

2

теоретическое занятие

Презентации «Предмет и задачи экологии» и «Экологические факторы и экологические системы»

Гл.6 §6.1

ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору):

-Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

-Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

-Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

-Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

-Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

-Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

-Сукцессии и их формы.

-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

-Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

-Устойчивое развитие природы и общества. (3)

Гл.6 §6.2, 6.3, составить интеллект- карту

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

33

Практическая работа №7. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2

практическое занятие (45 мин.)

теоретическое занятие (45 мин.)

Инструктивная карта к практической работе

Презентация «Пищевые связи»

ВСР- Оформление отчета по практической работе (1)

Работа с конспектом лекции

ВСР- Изображение пищевых цепей и сетей в биоценозе (1)

лабораторный контроль,

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

34

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

Искусственные сообщества.

2

теоретическое занятие

Видео «Паразиты»

Презентация «Искусственные сообщества»

Работа с конспектом лекции

Заполнить таблицу

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

35

Биосфера.

Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.

2

теоретическое занятие

Презентация «Биосфера» и «учение В.И. Вернадского»

Работа с конспектом лекции, составить интеллект-карту

Гл.7 §7.1

Составление конспекта по теме «Учение В.И. Вернадского. Ноосфера» (1)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

36

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2

теоретическое занятие

Презентация «Роль живых организмов в биосфере» и «Влияние человека на окружающую среду»

Гл.7 §7.2, 7.3. ответить на вопросы для самоконтроля


устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

37

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Практическая работа №8. Решение экологических задач.

2

теоретическое занятие (45 мин.)

практическое занятие (45 мин.)

Презентации обучающихся Инструктивная карта для практической работы

Составить интеллект-карту

ВСР- Работа с конспектами- составление ОК (0,5)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) лабораторный контроль

38

Практическая работа №8. Решение экологических задач. Бионика как наука. Задачи бионики.

2

практическое занятие (45 мин.)

теоретическое занятие (45 мин.)

Инструктивная карта для практической работы

Презентация «Бионика»

Оформление отчета по практической работе

Работа с конспектом лекции

ВСР- Работа с конспектом- составить ОК (0,5)

лабораторный контроль

устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания)

39

Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Зачет.

2

теоретическое занятие

Презентация «Бионика 2»

КИМ для зачета

Работа с конспектом лекции

ВСР- Привести примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных (1)

устный (фронтальный и индивидуальный опрос)

Письменный контроль (тестирование)