План составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента, час. |
Всего часов | в том числе |
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) | |
Раздел 1. Введение | 3 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Задачи общей биологии. Связь с другими биологическими науками. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Раздел 2. Учение о клетке | 18 | 12 | 11 | 0 | 1 | 0 | 6 |
Клетка – элементарная живая система. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Органические вещества клетки. Белки. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Углеводы. Липиды. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Органоиды клетки. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Вирусы. Особенности биологии вирусов Вирусные заболевания (СПИД и др.). | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Жизненный цикл клетки. Деление клеток. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Тест по разделу 2 «Учение о клетке» | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 13,5 | 9 | 7 | 0 | 2 | 0 | 4,5 |
Организм – единое целое. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Бесполое размножение. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Половое размножение. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мейоз. Образование половых клеток. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сходство зародышей. Биогенетический закон. | 4 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 |
Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | 22,5 | 15 | 12 | 0 | 3 | 0 | 7,5 |
Генетика как наука. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Основные понятия генетики. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Законы Менделя. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Моногибридное скрещивание. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дигибридное скрещивание. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Хромосомная теория наследственности. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Практическая работа. Решение генетических задач. | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 |
Значение генетики для селекции и медицины. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Наследственная и модификационная изменчивость. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Центры происхождения культурных растений. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Раздел 5. Эволюционное учение | 22,5 | 17 | 14 | 0 | 3 | 0 | 8,5 |
История развития эволюционных идей. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Движущие силы эволюции. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Концепция вида, его критерии. | 4 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 |
Популяция. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Микроэволюция. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Макроэволюция. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Доказательства эволюции. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны. | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Основные направления эволюционного прогресса. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Биологический прогресс и регресс. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Тест по разделу 5 «Эволюционное учение» | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Раздел 6. История развития жизни на Земле. | 10,5 | 7 | 7 | 0 | 0 | 0 | 3,5 |
Гипотезы происхождения жизни. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Краткая история развития органического мира. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Современные гипотезы о происхождении человека. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эволюция человека. Человеческие расы. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Зачет по разделу 6. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Раздел 7. Основы экологии | 19,5 | 13 | 10 | 0 | 3 | 0 | 6,5 |
Предмет экология. Задачи экологии. | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Экологические факторы. Экологические системы. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Искусственные сообщества. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Биосфера. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Учение В.И. Вернадского. Ноосфера. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Изменения в биосфере. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Практическая работа. Решение экологических задач. | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
Радел 8. Бионика | 4,5 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1,5 |
Бионика как наука. Задачи бионики. | 1,5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 2 | 1 | | 0 | 0 | 0 | 1 |
Зачет | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ВСЕГО: | 117 | 78 | 66 | 0 | 12 | 0 | 39 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во ч. | Вид занятия | Дидактическое обеспечение | Задания для самостоятельной работы студентов (домашнее задание), кол-во часов | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Задачи общей биологии. Связь с другими биологическими науками. Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Предмет и задачи биологии. Связь биологии с другими науками» И «Критерии живых систем» | Работа с конспектом лекции С.5- 11 ВСР- Работа с конспектом- составление ОК (0,5) ВСР - Привести примеры проявления свойств живых систем на разных уровнях их организации (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
2 | Клетка – элементарная живая система. Практическая работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 2 | теоретическое занятие (45 мин.) практическое занятие (45 мин.) | Видео «Внутренняя жизнь клетки» Презентация «Клетка» и «Строение растительной и животной клетки» Инструктивная карта к практической работе. Микроскоп, микропрепараты растительного и животного материала. | Работа с конспектом лекции ВСР- Работа с конспектом – составить ОК (1) Оформление отчета по практической работе | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) лабораторный контроль |
3 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. Белки. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Химическая организация клетки» и «Белки» | Гл.1 §1.1.1., 1.1.2 ВСР - Работа с конспектом – заполнить таблицу (0,5) Повторить конспекты лекций | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (проверочная работа) устный (фронтальный и |
4 | Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Углеводы и липиды» и «Нуклеиновые кислоты» Видео «Вопрос времени. ДНК- досье на клетку» | Гл. 1 §1.1.2, 1.1.3 Работа с конспектом лекции ВСР - Работа с конспектом – составить ОК (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
5 | Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Органоиды клетки. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Строение клетки и протекающие в ней процессы» и «Органоиды клетки под микроскопом» Презентация «Строение клетки» | Работа с конспектом лекции Гл. 1 §1.2.1,1.2.2, 1.2.3 ВСР- Изображение животной клетки и обозначение ее органоидов (0,5) ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору) -Прокариотические организмы и их роль в биоценозах. -Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). -Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации. -Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. -Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. -Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. -Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях. -Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных. -Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. -Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания, их профилактика. (3) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
|
6 | Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания (СПИД и др.). Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Групп атакует! Как вирус вторгается в наше тело» Презентации «Вирусы» Видео «Как происходит синтез белка» и «Обмен веществ» | Гл.1 §1.2.4, ответить на вопросы для самоконтроля Гл. 1§1.3, ответить на вопросы для самоконтроля | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
7 | Жизненный цикл клетки. Деление клеток. Контроль знаний. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Репликация ДНК» Презентация «Жизненный цикл клетки. Деление клеток» Задания для контрольной работы (тесты) | Гл. 1§1.4 ВСР- Работа с конспектом – нарисовать схему деления клетки. (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (проверочная работа) тестирование |
8 | Организм – единое целое. Бесполое размножение. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Антиалкогольная реклама первого канала» Презентации «Организм- единое целое» и «Бесполое размножение» | Работа с конспектом лекции Гл.1 §1.5.1, ответить на вопросы для самоконтроля | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
9 | Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Половое размножение» и «Мейоз. Образование половых клеток» | Гл. 1 §1.5.1, 1.5.2, ответить на вопросы для самоконтроля ВСР- Составление опорного плана по теме (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
10 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Сходство зародышей. Биогенетический закон. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Фантастическое видео. Как происходит зачатие ребенка" Презентация «Индивидуальное развитие» | Гл. 1 §1.5.3, 1.5.4 - 1.5.6 ВСР- Подготовка сообщений по темам (по выбору): -Биологическое значение митоза и мейоза. -Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. -Половое размножение и его биологическое значение. -Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений. -Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение. -Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. -Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных. -Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. -Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.(1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
11 | Практическая работа №2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных, как доказательство их эволюционного родства. | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе. Презентация «Выявление и описание признаков…» | Оформление отчета по практической работе | лабораторный контроль |
12 | Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Генетика как наука. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Репродуктивное здоровье человека» Видео «18 фактов о генетике, которые тебе нужно знать» | Работа с конспектом лекции ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору): -Закономерности фенотипической и генетической изменчивости. -Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. -Драматические страницы в истории развития генетики. -Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. -Этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение и т.п.). -Центры многообразия и происхождения культурных растений. -Центры многообразия и происхождения домашних животных. -Значение изучения предковых форм для современной селекции. -История происхождения отдельных сортов культурных растений.(3) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
|
13 | Основные понятия генетики. Законы Менделя. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Основные понятия генетики» и «Законы Менделя» | Работа с конспектом лекции Составить интеллект-карту ВСР- Работа с конспектом – выучить понятия.(0,5) Гл. 2 §2.1.1, составить опорный конспект | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
14 | Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Моногибридное скрещивание» и «Дигибридное скрещивание» | Работа с конспектом лекции, решить задачи в тетради ВСР- Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
15 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Хромосомная теория наследственности» и «Генетика пола» | Гл.2 §2.1.2, 2.1.3, ответить на вопросы для самоконтроля ВСР - Решение генетических задач. (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
16 | Практическая работа №3. Решение генетических задач. | 2 | Практическое занятие | Инструктивная карта для практической работы. | ВСР- Оформить отчет по практической работе (1) | лабораторный контроль |
17 | Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Генетика в селекции и медицине» и «Наследственные болезни человека» | Работа с конспектом лекции Гл. 2 §2.2.3 | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
18 | Наследственная и модификационная изменчивость. Практическая работа №4. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка их возможного влияния на организм. | 2 | теоретическое занятие (45 мин.) практическое занятие (45 мин.) | Презентация «Наследственная и модификационная изменчивость» Инструктивная карта для практической работы. | Работа с конспектом лекции Гл. 2 §2.2.1, 2.2.2 ВСР- Решение генетических задач (1) Оформление отчета по практической работе | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) лабораторный контроль |
19 | Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии. Центры происхождения культурных растений. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Основные методы селекции. Биотехнологии» и «Центры происхождения культурных растений» | Гл.2 §2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 ВСР- решение генетических задач (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
20 | История развития эволюционных идей. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Развитие эволюционных идей» и «Ч. Дарвин» | Гл. 3§3.1.1, 3.1.2 ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору): -История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. -«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. -Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии. -Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. -Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. -Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных. -Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны. -Биологический прогресс и регресс.(3) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
21 | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Эволюционное учение» и «Движущие силы эволюции» Видео «Мутанты» | Гл. 3 §3.2, 3.3, 3.4 Работа с конспектом лекции ВСР- Работа с конспектами – выполнить ОК (0,5) Работа с конспектом лекции | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
22 | . Результаты эволюции. Современные представления об эволюции. Концепция вида, его критерии. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Результаты эволюции» и «Вид» | Работа с конспектом лекции Гл. 3 §3.3.1, составить интеллект - карту | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
23 | Практическая работа №5. Выявление изменчивости у особей одного вида. | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта для практической работе | ВСР- Оформление отчета по практической работы (1) | лабораторный контроль (постановка опытов) |
24 | Популяция. Микроэволюция. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Популяция» и «Микроэволюция» | Гл. 3§ 3.4, составить интеллект-карту | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
25 | Макроэволюция. Доказательства эволюции. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Макроэволюция» и «Доказательства эволюции» | Составить интеллект-карту Гл. 3 §3.5 ВСР- Работа с конспектами- выучить понятия. (1) Работа с конспектом лекции ВСР- Работа с конспектами – выучить основные положения (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
26 | . Практическая работа №6. Приспособление организмов к разным средам обитания. Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны. | 2 | практическое занятие (45 мин.) теоретическое занятие (45 мин.) | Инструктивная карта к практической работе Презентация «Практическая работа по приспособленности организмов» Презентации «Черная книга», «Красная книга» | ВСР - Оформление отчета по практической работе (1) Работа с конспектом лекции ВСР- Работа с конспектами- заполнить таблицу (2) | Лабораторный контроль, устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
27 | Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и регресс. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Основные направления эволюционного прогресса» и «Биологический прогресс и регресс» | Гл.3 §3.5.2, составить синквейн Работа с конспектом лекции | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
28 | Контроль знаний. Гипотезы происхождения жизни. | 2 | теоретическое занятие | Задания для контрольной работы Презентация «Гипотезы происхождения жизни» | Гл.4 §4.2 ВСР - Написание рефератов по темам (по выбору): -Различные гипотезы происхождения жизни. -Принципы и закономерности развития жизни на Земле. -Ранние этапы развития жизни на Земле. -Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. -Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров. -Современные представления о происхождении птиц и зверей. -Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира. -Эволюция приматов и этапы эволюции человека. -Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. (3) | Письменный контроль (тестирование) |
устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
29 | Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Эволюция органического мира» | Гл.4 §4.1, составить кроссворд Работа с конспектом лекции | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
30 | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Происхождение человека» | Гл.5 §5.1, 5.2, заполнить таблицу | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
31 | Эволюция человека. Человеческие расы. Контроль знаний. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Человеческие расы» Задания для контроля (тесты). | Гл. 5 §5.3 ВСР- Работа с конспектом – заполнение таблицы (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) письменный контроль (тестирование) |
32 | Предмет экология. Задачи экологии. Экологические факторы. Экологические системы. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Предмет и задачи экологии» и «Экологические факторы и экологические системы» | Гл.6 §6.1 ВСР- Написание рефератов по темам (по выбору): -Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. -Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. -Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. -Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. -Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. -Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. -Сукцессии и их формы. -Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. -Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. -Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов. -Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. -Устойчивое развитие природы и общества. (3) Гл.6 §6.2, 6.3, составить интеллект- карту | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
33 | Практическая работа №7. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 2 | практическое занятие (45 мин.) теоретическое занятие (45 мин.) | Инструктивная карта к практической работе Презентация «Пищевые связи» | ВСР- Оформление отчета по практической работе (1) Работа с конспектом лекции ВСР- Изображение пищевых цепей и сетей в биоценозе (1) | лабораторный контроль, устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
34 | Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. Искусственные сообщества. | 2 | теоретическое занятие | Видео «Паразиты» Презентация «Искусственные сообщества» | Работа с конспектом лекции Заполнить таблицу | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
35 | Биосфера. Учение В.И. Вернадского. Ноосфера. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Биосфера» и «учение В.И. Вернадского» | Работа с конспектом лекции, составить интеллект-карту Гл.7 §7.1 Составление конспекта по теме «Учение В.И. Вернадского. Ноосфера» (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
36 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Роль живых организмов в биосфере» и «Влияние человека на окружающую среду» | Гл.7 §7.2, 7.3. ответить на вопросы для самоконтроля | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
37 | Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Практическая работа №8. Решение экологических задач. | 2 | теоретическое занятие (45 мин.) практическое занятие (45 мин.) | Презентации обучающихся Инструктивная карта для практической работы | Составить интеллект-карту ВСР- Работа с конспектами- составление ОК (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) лабораторный контроль |
38 | Практическая работа №8. Решение экологических задач. Бионика как наука. Задачи бионики. | 2 | практическое занятие (45 мин.) теоретическое занятие (45 мин.) | Инструктивная карта для практической работы Презентация «Бионика» | Оформление отчета по практической работе Работа с конспектом лекции ВСР- Работа с конспектом- составить ОК (0,5) | лабораторный контроль устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
39 | Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Зачет. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Бионика 2» КИМ для зачета | Работа с конспектом лекции ВСР- Привести примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) Письменный контроль (тестирование) |